Эти дети видели фашистов, Тихвинский район. Детсад «Юркина Гора», д. Клинец, 4 декабря 1945 год
«А нам нужна одна Победа – одна на всех, мы за ценой не постоим!» Помните такие слова из песни? Как ни кинь, эти слова о Тихвине!!!
16 октября 1941 года противник перешел в наступление, силами 39-го моторизованного и 1-го армейского корпусов, нанося главный удар на Грузино, Будогощь, Тихвин, а вспомогательный – через Селищенский поселок на Малую Вишеру.
Главная цель немецко-фашистского командования – ударом через Тихвин на Лодейное Поле соединиться с финскими войсками на реке Свирь и полностью замкнуть кольцо блокады Ленинграда. И тогда бы город пал…!?! Возникла серьезная угроза Ленинграду и ленинградцам. Партия и Правительство страны должны, нет, обязаны принять оперативные меры во спасение города на Неве, города с богатейшей историей, с огромной численностью населения, города неписанной красоты и славы Петра Великого!
8 ноября моторизованные части противника овладели Тихвином. И начались карательные операции. В нашем городе жил Кузнецов Анатолий Михайлович. Вот его воспоминания: «Мой отец обходчик железной дороги станции Тихвин. Жила наша семья в двухэтажном железнодорожном доме тут же. С началом войны находиться рядом с железной дорогой было опасно – фашисты днем и ночью бомбили с воздуха, стараясь уничтожить узловую станцию, уничтожить железнодорожную колею с целью прекращения снабжения областного города продовольствием, снаряжением: снаряды и вооружение. Все железнодорожники получили бронь, днем и ночью восстанавливали испорченные железнодорожные звенья, подсыпали балласт, скрепляли стыки, и составы приходили на станцию Тихвин, работа кипела, люди без устали, с полной отдачей сил, с пониманием важности своего дела трудились во благо Ленинграда и его жителей.
И вдруг в городе появилась армия врага… Прикладами автоматов солдаты фюрера собрали 10 железнодорожников. Никто не понимал, что они хотели. Они загнали всех в сарай, облили керосином и подожгли. Я был дома с мамой в тот момент и это увидел поодаль. Там был мой отец, Михаил Кузнецов… Я с 1927 года, на ту пору мне было 14 лет, я понимал, что отец погибает! Но что я, пацан, мог изменить? В руках у меня не было оружия, я схватился за голову и упал, застонав от ужаса, их поведения. Нелюди о двух руках, о двух ногах! Я рыдал, люто возненавидев немцев, осиротивших меня, мою семью, убив моего дорогого отца. Мы не могли подойти к сараю, чтобы забрать трупы и захоронить по-людски своего родного – они стреляли без разбора. Убивая людей, беря столько греха на душу, как они собирались жить дальше? Одним словом – фашисты, звери!!! Они боялись всякого рода диверсий».
На представленных двух фотографиях довоенные дети Тихвинского района, оказавшиеся в оккупации, то есть на территории, занятой врагом. Многих из них спасли матери, ушедшие ради них в леса, жившие в свежевырытых землянках. А Валя Жукова с матерью были застаны врасплох. Враги выгнали их в баню, без счета набились в избу, а завидя годовалую, неуверенно топающую девчушку, пытались ее угостить чем-либо. Некоторые плакали при виде ребенка, что-то говоря матери дитя: «Ком, ком, Валья».
В деревне Ладыжно, что неподалеку от Зиновьей Горы и деревни Баламутово, жила семья Фирсовых. Девять человек сыновей, один с финской вернулся инвалидом, один утонул, Петр стал начальником ст. Пикалёво, 6 ушли на фронт в 1941 году. Дмитрий Дмитриевич, офицер Красной Армии прислал домой много писем (дети на встрече с Зоей Дмитриевной держат сохранившиеся письма от отца с фронта). В одном из них, я читала лично, он пишет: «Ася (жена), прошу, сбереги Зоечку. Немцы в Тихвине, они движутся в нашу сторону, деревня наша рядом с дорогой. Придя в Ладыжно, они расстреляют вас, кто-нибудь доложит, что вы семья коммуниста, офицера армии врага, и они расстреляют тебя, маму и мою дочь. Дом закрой, забей, возьми самое необходимое, ничего не жалей, только схоронитесь сами. Уходите, прошу, буду переживать за вас, дорогие мои. Дитя-то пострадает! Ася, буду очень недоволен, если ослушаешься!» Дмитрий с фронта не пришел, умер в госпитале в Москве.
Совсем недавно на старом кладбище Тихвина появился дорогостоящий памятник девушке, казненной немцами.
«Андреева Елизавета Ивановна повешена фашистами за помощь красноармейцам в 1941 году. Земной путь краток. Память вечна». Склоните головы...
Фашисты расстреливали, вешали по малейшему подозрению, тем самым настраивая советское население против себя – многие уходили в партизаны, мстя за своих родных, убитых захватчиками. 16 ноября началось комплектование «гренадёрской» бригады из советского и партийного актива города Тихвина и близлежащих к нему районов.
Сторожили Тихвина подтверждают – на площади старого города стояли виселицы, где вешали местных. Рядом стоял солдат с автоматом, чтобы не снимали с петли. Висели несколько дней для устрашения другого, пожелавшего помочь своим.
Враг лютовал! Население покидало Тихвин, осталось несколько десятков человек, самых бесстрашных. Люди оказались в беде. Тем более, надо было освобождать город, собраться с силами и освободить Тихвин, восстановить население и железку. Месяц город жил под немцем, он месяц хозяйничал в Тихвине, грабил, убивал, сжег библиотеку, похитил святыню мужского монастыря – икону тихвинской Божьей Матери, опустошил музей Римского-Корсакова и двинулся в нашем направлении. Я разговаривала с жителями деревни Астрачи. Да, немцы стояли в избах этой деревни, где их остановили и погнали назад. 9 декабря 1941 года ночным штурмом советские войска освободили город Тихвин, где противник оставил до 7000 убитых. Захвачены трофеи: 42 орудия, 66 минометов, 190 пулеметов, 27 танков, 10 бронеавтомобилей, 102 автомашины, склады продовольствия и горючее.
К сожалению, к этому списку надо добавить и наши неисчислимые потери – воинское захоронение на Площади Свободы – 39 человек, на Фишевой горе – 2571 человек, в поселке Березовик – 174 воина, а также мемориал в деревне Астрачи – больше 200 человек. Здесь, в боях за Тихвин, пропал без вести житель Хвойнинского района Исаков Василий Петрович 1913 года рождения (призван на фронт 25.06.1941 года). Его братья тоже не вернулись домой. Они отдали жизнь за нашу Родину, за внучку Ирину и ее детей: Володю, Артема, жителей Пикалево. Ирина Владимировна Кузьмина бережно хранит фотографии своих родных участников Великой Отечественной. Спасибо!
Будучи с детьми ДТЮ на воинском захоронении на Фишевой Горе 9 мая, мы увидели потрясающую картину: бабушка стоит на коленях и выкладывает на могильную плиту дары, приговаривая: «Тятя, это тебе, я напекла калиток с капустой, ты любил калитки с капустой; это тебе табачок от коки (крестной), это тебе от моих детей сладкого – подушечки. Цветы тебе от всех нас, спи спокойно, мы тебя любим и помним!»
Я извинилась и спросила: «Вы откуда?» (дети слушают). «Я живу в Бокситогорске, у нас хранится похоронка, где значится это захоронение и номер плиты. Вот фамилия, имя, отчество отца». Женщина, отодвинув траву, показала выбитый знак – номер плиты в нижнем правом углу и добавила со слезами: «Я плачу по отцу, хоть и прошло столько лет, я была маленькая, его не помню, но каждое 9 мая я обязательно приезжаю сюда – это мой долг! Детям наказываю традиции не нарушать!»
Юные краеведы из Пикалёва стояли в скорбном молчании.
Бобкин Андрей Иванович, житель деревни Верховье Окуловского сельсовета, служил на Карельском перешейке. Пришло письмо, где он сообщает, что всех перегоняют на Тихвин. Больше писем не было. За победу в Тихвине и сложил голову наш земляк. Его же брат Николай отдал жизнь в Астрачах. Племянница, пикалевчанка Екатерина Андреевна Смирнова, нашла его фамилию на плите астрачинского мемориала. Осторожно на эту землю ступайте – здесь, в траве у дороги, спят на вечном привале солдаты, что домой не вернулись с войны. И помните, будучи в Тихвине, – земля, обильно политая кровью обеих армий… Два дня Победы отмечают тихвинцы: 9 декабря – главный.
Сегодня Тихвин – город воинской славы! Город сдали! Город отвоевали! Во имя Ленинграда! Во имя жизни на земле! Дали понять фашистам, что и они победимы! Вскоре Тихвин зажил прежней жизнью! Но какою ценою? Вечная им память!!! И слава на века! Бессмертны их имена!!!
Нина БЕЙШЕР,
лучший краевед района.
Моему давнему дорогому другу Валентине Ивановне Смирновой (по батюшке Жуковой) душевная благодарность за помощь материалом и заботу о моей семье.
В магазине бытовой техники блондинка:
— Не подскажете, что это у вас на витрине?
— Это телефонные удлинители, 5 метров и 10 метров.
— А чем они отличаются?
— Длиной.
— Сильно?
Из разговора двух блондинок.
–Ты чего это с Юлькой дружить перестала?
–Так она в брюнетку перекрасилась.
–Ну и чо?
–Вумная больно.
Регулировщик блондинке:
–Почему вы ездите без номера?
–Ну что вы, номер я помню наизусть!
Скучаю по тем денькам, когда можно было просто столкнуть кого–нибудь в воду, не беспокоясь за смартфон в его кармане.
–Доктор, я эксгибиционист!
–Вижу...
...программера спрашивают:
–Сколько детей?
–Два сына.
–По сколько лет?
После паузы:
–Один на компе играет, а второй нет.
Стоит наркоман, грызёт семечки. Вдруг у него падает семечка, он начинает на неё орать:
— Куда пошла?! Иди ко мне! К ноге я сказал!
Ноль имоций. Наркоман берёт оставшиеся семечки и бросает их на пол:
— Принесите её мне!..
Врач "скорой" осматривает больного:
–Я вижу, что вас мучает серьезный и давний недуг, сильно отравляющий вам жизнь.
Больной шепотом:
–Доктор, ради Бога, тише — она же сидит в соседней комнате!
Фея — Золушке:
–Спиртное на балу не пей! Это он должен позвать тебя замуж, а ты — убежать! А не наоборот, как было в прошлый раз!
— А зачем женщины с утра пшикают баллончиками на голову?
–Это они тараканов травят.
Главное в жизни — не терять людей, с которыми у вас в голове тараканы одного вида.
Сижу дома, читаю книгу. Дочь подходит, удивленно на меня посмотрела и спрашивает: — А что, интернет не работает?
–Алло! Это модельное агентство?
–Да.
–А сколько вы платите моделям?
–Платим мы хорошо, но принимаем только с параметрами 90–60–90.
–Ну, с этим проблем нет, у меня все совпадает — и рост, и возраст, и вес.
Как вы думаете — зачем при жарке шашлыка машут опахалом над углями? Думаете, угли раздувают? А вот и нет. Это чтобы соседи слюной давились!
— Кто таки поставил свой красный "ламборджини" на входе? Ни зайти, ни выйти! Я спрашиваю чей он?
— И шо ты орешь, Моня? Это же твой!
— Знаю, просто может, кто не в курсе!
Несчастный случай произошел на фестивале пива — в гараж наведалась жена.
–Что тебе надобно, старче?–спросила Золотая Рыбка.
–Хочу себе с пенсии купить «Мерседес» — сказал хитрый дед и обеспечил себе бессмертие.
Оставить сообщение: