Иван Архипович Ефименко (справа) с другом, 17 марта 1945 год
Идут годы… Вот уже наш народ отмечает 75 лет окончания Великой Отечественной войны. Забываются события, стираются подробности, притупляется боль. Но память, скорбь, несмотря на десятилетия, не позволяет смириться с потерей дорогого человека - отца. В семье Ефименко Ивана имя его бессмертно!
В нашем городе живут сестры: Игнатченко Людмила Ивановна, 81 год и Лидия Ивановна Егорова, 79 лет (по фамилии отца Ефименко).
Со слезами на глазах рассказывает Людмила Ивановна с 1938 года рождения. «Папочку забрали на фронт в первые дни войны, мама осталось с тремя детьми и лежачей больной свекровью, т. е. с четырьмя человеками на руках. Лидочке было 7 месяцев, мне 3 года, Виктору 7 лет, он был в доме за старшего и во всем помогал маме. Мама наготовит на день еду, Лиду положит на кровать к свекрови, оставит смену пеленок, соску малышке, кашку (брат всех нас покормит, наведет порядок в доме, присмотрит за нами и больной бабушкой), а сама бежит в поле, чтобы на зиму было чем кормить детей. Она сильно уставала, придя домой, ежедневно стирала за двумя, еще кипятить белье, а затем варила еду на следующий день. Ходила к людям в няньки, где нянчила малых детей, там стирала, убирала. К нам тоже носили детей, мама так зарабатывала деньги на содержание своих родных ребятишек.
Письма от папы приходили постоянно, треугольники – очень все радовались, значит, отец жив. Вот наступил 1945 год, последнее письмо получили в конце марта сорок пятого. В нем лежало фото. Все плясали от радостной неожиданности с подписью рукой отца: «Посылаю на память Лёле и деткам Вите, Люсе и Лидочке. Это я вам детки посылаю за 4 года. Ваш папа Ефименко И. 17 марта 1945 года». Мама целовала фото, нас, бабушку. В письме он обратился к сыну, давал ему наказ, чтобы жалел, берёг нас, маму, помогал, уважал старших, хорошо учился, «а мы идём в последний, решающий бой и если останусь жив, то скоро уже увидимся .» Больше писем не было. Он был ранен и дважды лежал в госпитале, но дома не был ни разу, как другие. Мама посылала дважды фото, но оно возвращалось обратно. А это значит….. погиб?!»
Вскоре наступил желанный день - Победа! Семья Ефименко ждала, очень ждала отца - каждый, пришедший домой, открыв дверь, спрашивал: «Папа пришёл?» Мама, услышав вопрос ребёнка, украдкой плакала, но руки не опускала, она знала, что дети зависят от неё и очень надеялась, а вдруг Иван вернётся… Ох, как мы ждали отца!
Снова я на маленькой станции.
Закрываю глаза… Как во сне
громыхают платформы с танками
и дрожит сирень на броне.
Как мы ждали
отцов возвращенья!
Я, случайным знакомствам рад,
мать не раз повергал в смущенье,
приводя незнакомых солдат.
Доставалось мне, помню, круто,
но я вновь летел на перрон
и стоял до последней минуты,
провожая последний вагон.
Как я жадно глядел на фуражку,
как я слез удержать не мог,
когда обнял рыжего Пашку
настоящий отец без ног.
Нам обида давила души,
все отцов мы ждали. Скорей!
Но составы стучали, и суше
становились глаза матерей.
(И. Кравченко).
От непосильной работы, от недоедания, от постоянного напряжения мама заболела. Через насколько месяцев пришла похоронка - погиб под Берлином 17 апреля 1945г. Совсем немного не дожил до Победы!!!»
В 2016 году Людмила Ивановна обратилась в Федеральное государственное казенное учреждение «Центральный архив Министерства обороны РФ» в г. Подольск Московской области (душа болит и плачет от скорби), откуда пришла архивная справка «… стрелок 983 стрелкового полка 253 стрелковой дивизии рядовой Иван Архипович, погиб 17 апреля 1945 года, похоронен: с Зиммерфорд, уезд Котбус, Германия. По вопросу уточнения места захоронения, сохранности и посещения могилы рекомендуем обратиться в центр и информации Общества Красного креста РФ (107031 Москва Кузнецкий мост 13/7) Ворончихина».
Людмила Ивановна посылает запрос, и туда, в начале 2017 года, пришел ответ: «По сообщению Службы розыска Германского Красного Креста г. Мюнхен и Бранденбургского Общества Дружбы удалось установить, что Ефименко Иван Архипович, погибший 17 апреля 1945г. был захоронен в н.п. Зиммерсдорф, земля Бранденбург (ныне коммуна Грос-Шаксдорф). В послевоенные годы останки погибших воинов, похороненных на кладбище в н.п. Зиммерсдорф, были перезахоронены на советское воинское кладбище г. Форст Франкфуртер штрассе 122, левая сторона, братская могила №28. Советское воинское кладбище в г. Форсте находится под защитой закона «О немецких военных захоронениях» и имеют статус вечного существования. Уход за кладбищем осуществляют муниципальные власти. Посещение кладбища возможно в любое время без предварительного согласования. Передаем фотографии мемориального кладбища г. Форста и схему его географического расположения. Генеральный директор И. Михайлова».
Людмила Ивановна, со слезами, показывает фотографии главной аллеи захоронения, могилу №28, где написано Ефименко И.А. Она хранит их, часто достаёт и разговаривает с отцом. Вспоминает: «Папа любил свою маму, супругу Ольгу, любил своих детей, их было 6 человек, но Вася, Зиночка, Вася умерли до войны во младенчестве. Может быть, поэтому память не отпускает его образ, не даёт нам покоя. Мы его тоже очень любим!».
Слава любви к своим родителям! Слава уважению, преданности, почитанию старших – на этом держатся, строятся семейные отношения! Иначе быть не должно. Дом, мать, отец, деточки, дорогая любимая женщина, родившая ему детей - это и зовётся Родиной. Иван Ефименко и отдал свою жизнь за Родину. Незабвенно имя его!
Слава защитникам Отечества! Мы помним вас! Мы гордимся!
Нина БЕЙШЕР,
лучший краевед района.
Л.И. Игнатченко, её дети, внуки, Л.И. Егорова, её дети, внуки благодарят газету «Рабочее слово» в лице И.М. Норкина, О.А. Селезневой, Н.А. Бейшер за прекрасную возможность почтить память своего отца, других наших фронтовиков, за воздание почестей нашему бессмертному, героическому народу, несломленному врагом!!! Народу, совершившему подвиг, имя которому – Победа! Спасибо сердечное!!!
В магазине бытовой техники блондинка:
— Не подскажете, что это у вас на витрине?
— Это телефонные удлинители, 5 метров и 10 метров.
— А чем они отличаются?
— Длиной.
— Сильно?
Из разговора двух блондинок.
–Ты чего это с Юлькой дружить перестала?
–Так она в брюнетку перекрасилась.
–Ну и чо?
–Вумная больно.
Регулировщик блондинке:
–Почему вы ездите без номера?
–Ну что вы, номер я помню наизусть!
Скучаю по тем денькам, когда можно было просто столкнуть кого–нибудь в воду, не беспокоясь за смартфон в его кармане.
–Доктор, я эксгибиционист!
–Вижу...
...программера спрашивают:
–Сколько детей?
–Два сына.
–По сколько лет?
После паузы:
–Один на компе играет, а второй нет.
Стоит наркоман, грызёт семечки. Вдруг у него падает семечка, он начинает на неё орать:
— Куда пошла?! Иди ко мне! К ноге я сказал!
Ноль имоций. Наркоман берёт оставшиеся семечки и бросает их на пол:
— Принесите её мне!..
Врач "скорой" осматривает больного:
–Я вижу, что вас мучает серьезный и давний недуг, сильно отравляющий вам жизнь.
Больной шепотом:
–Доктор, ради Бога, тише — она же сидит в соседней комнате!
Фея — Золушке:
–Спиртное на балу не пей! Это он должен позвать тебя замуж, а ты — убежать! А не наоборот, как было в прошлый раз!
— А зачем женщины с утра пшикают баллончиками на голову?
–Это они тараканов травят.
Главное в жизни — не терять людей, с которыми у вас в голове тараканы одного вида.
Сижу дома, читаю книгу. Дочь подходит, удивленно на меня посмотрела и спрашивает: — А что, интернет не работает?
–Алло! Это модельное агентство?
–Да.
–А сколько вы платите моделям?
–Платим мы хорошо, но принимаем только с параметрами 90–60–90.
–Ну, с этим проблем нет, у меня все совпадает — и рост, и возраст, и вес.
Как вы думаете — зачем при жарке шашлыка машут опахалом над углями? Думаете, угли раздувают? А вот и нет. Это чтобы соседи слюной давились!
— Кто таки поставил свой красный "ламборджини" на входе? Ни зайти, ни выйти! Я спрашиваю чей он?
— И шо ты орешь, Моня? Это же твой!
— Знаю, просто может, кто не в курсе!
Несчастный случай произошел на фестивале пива — в гараж наведалась жена.
–Что тебе надобно, старче?–спросила Золотая Рыбка.
–Хочу себе с пенсии купить «Мерседес» — сказал хитрый дед и обеспечил себе бессмертие.
Оставить сообщение: