Рекламный баннер 990x90px ban1
98.07
105.57

Завершение шлюзования водной системы

Завершение шлюзования водной системы

Тихвинская водная система была одной из трёх водных систем, связывающих Верхнюю Волгу со столицей Российской империи. Все три системы начинались в городе Рыбинске и заканчивались в Санкт-Петербурге. Тихвинская система была самой короткой, её общая протяжённость составляла, по правительственным данным 1831 года, 847 вёрст 457 саженей, Мариинской системы – 1088 вёрст 210 Ѕ сажени, Вышневолоцкой системы – 1309 вёрст 323 сажени. Тихвинская система отличалась мелководностью, размеры шлюзов на ней были меньше вышневолоцких и мариинских. Однако Тихвинская система пропускала суда в обоих направлениях, в отличие от Вышневолоцкой системы, где судоходство шло в одном лишь направлении, к Санкт-Петербургу.

 

Тихвинская водная система была открыта для судоходства в незавершённом состоянии. На её реках и каналах использовались суда малого размера – народные лодки, соминки и тихвинки. Народная лодка имела длину около 7,5 м и ширину 2 м 75 см, её грузоподъёмность достигала 2,5-3,5 т. В пассажирском варианте она служила для перевозки 35 человек. Соминка представляла собой беспалубное речное судно типа полулодки грузоподъёмностью 900-1200 пудов (15-20 т). Тихвинка также представляла собой беспалубное речное судно грузоподъёмностью до 2000-2500 пудов (33-42 т). Она имела длину до 21,5-23,5 м и ширину до 5-6 м. Не все тихвинки могли проходить шлюзованную часть Тихвинской системы, так как первоначально сооружённые шлюзы имели длину шлюзовой камеры 9 сажен (19 м 44 см) и ширину 13, 25 фута (4 м 5 см). Вместе с тем тихвинки с успехом использовались в низовьях рек водной системы и иногда доходили на севере до Архангельска и на юге до Астрахани.

Для транспортировки судов по Тихвинской системе использовалась конная тяга, для чего по берегам рек и канала устраивались особые дороги – бичевники, а сама тяга называлась бичевой тягой. Для проводки судна нанимался лоцман, один рабочий и погонщик при одной лошади. При срочной доставке груза на одно судно требовалось, кроме лоцмана, удвоенное число рабочих и лошадей.

Двухстороннее движение судов по Тихвинской водной системе с начала ввода её в эксплуатацию позволяло использовать данный водный путь для перевозки ценных «колониальных» (импортных) товаров из Санкт-Петербурга на Макарьевскую (Нижегородскую) ярмарку. По официальным данным, в 1829 году в Санкт-Петербург по Тихвинской системе прибыло 2183 судна с кладью стоимостью 15 984 935 рублей, а также 255 судов с пассажирами или порожних. Из Санкт-Петербурга отбыло по Тихвинской системе с грузом 1014 судов общей стоимостью 25 405 218 рублей и 473 порожних и пассажирских судна. Данные цифры свидетельствуют, что доля Тихвинской системы в вывозе грузов из Санкт-Петербурга в Рыбинск была подавляющей, так как в данном году на Волгу по всем системам вывезли товаров на сумму в 26 996 584 рублей. При ввозе товаров в Санкт-Петербург доля Тихвинской системы по сравнению с Вышневолоцкой и Мариинской была незначительной в общей массе ввозимых товаров на сумму 120 460 016 рублей.

В дальнейшем количество судов, следующих по системе, постепенно увеличилось. В середине XIX века с Волги ежегодно проходило через Тихвинскую систему в среднем до 5 000 судов с грузом ценностью до 10 000 000 рублей. Из Санкт-Петербурга по системе на Волгу проходило до 4 500 судов за навигацию, с ценностью грузов до 11 500 000 рублей. Водная система также широко использовалась для местных перевозок. С её пристаней – Тихвин, Сомино, Окулово, Галично, Нижегородский шлюз, Рязанский шлюз и других – ежегодно отправлялось до 1 800 судов с грузом ценностью 1 300 000 рублей.

Период судоходства в течение года составлял 158-168 дней. Оставшиеся на зимовку грузы по-прежнему вывозились по санному пути в Тихвин или Сомино для дальнейшего следования к месту назначения или складировались на данных пристанях. Здесь для хранения товаров на обеих пристанях имелось по 11 обширных складских амбаров, принадлежащих разным владельцам.

Работы по совершенствованию и развитию Тихвинской водной системы производились постоянно на протяжении всей первой половины XIX века, когда она не испытывала конкуренции со стороны железных дорог. Все директора Департамента путей сообщения уделяли пристальное внимание функционированию системы и принимали меры по обеспечению её нормальной работы. Директор Департамента путей сообщения Франц Деволант в 1812-1819 гг. провёл завершающую отделку гидротехнических сооружений системы, ремонт и перестройку 15 существующих шлюзов, в том числе Рязанского шлюза в 1816 году. Данный шлюз, расположенный при впадении реки Тихвинки в озеро Озерское, имел основополагающее значение.

Существующие в большом числе полушлюзы требовали большого расхода воды, которой не хватало для нормальной работы системы. Поэтому основные работы в дальнейшем проводились по их замене однокамерными шлюзами с плотинами. В 1821 году вместо трёх полушлюзов был построен Харьковский шлюз. В 1823 году ввели в действие сразу три новых шлюза: Иркутский, Тобольский и расположенный близ Соминской пристани Вологодский. В 1826 году был построен Херсонский шлюз, тем самым начало шлюзованной части системы было перенесено к западу от Тихвина. Завершились стройки 20-х годов XIX века сооружением Смоленского шлюза в 1829 году.

В 30-е годы XIX века была проведена замена старых ветхих полушлюзов, расположенных на реке Тихвинке, на 10 новых шлюзов. Подряды на производство работ брали тихвинские купцы, конкурируя между собою. Крупными подрядчиками были купцы Калистратовы, позднее ставшие потомственными почётными гражданами и перебравшиеся на место жительства в Санкт-Петербург.

Существенные работы были проведены по дополнительному шлюзованию, в результате чего появилось ещё 5 новых шлюзов. В 1830 году были сооружены Таганрогский, Томский и Саратовский шлюзы, а в 1831 году – Кишиневский, Тифлисский и Орловский шлюзы. В 1833-1834 гг. вступили в строй Курский, Житомирский и Владимирский, которые вместе со старым Псковским шлюзом улучшили судоходство на участке пути между деревнями Галично – Падихино. В 1835 году ввели три подряд расположенных шлюза в середине шлюзованной части реки Тихвинки – Севастопольский, Николаевский, Одесский, а также Царскосельский у деревни Плутино. В 1839 году были отстроены Кронштадтский и Дерпский (Юрьевский) шлюзы.

На Волжской ветви системы был построен Воронежский шлюз на реке Соминке в 1833 году, и в 1837-1838 году была шлюзована река Горюн возведением Остроленского, Кулевченского и Варшавского шлюзов. Последние три шлюза были самыми большими на Тихвинском водном пути. Они имели длину 11 сажен (23,7 м) и ширину 18 футов (5,5 м).

Названия данным шлюзам дали в честь побед русской армии над турками 30 мая 1829 года у деревни Кулевчи во время русско-турецкой войны 1828-1829 гг., а также над поляками 26 мая 1831 года у Остроленки и штурма Варшавы 6 сентября 1831 года во время польского восстания 1830-1831 гг. Ещё один шлюз, названный в честь одного из самых славных сражений русской армии, носил имя Бородинского. Он был сооружён вместе с плотиною на реке Сясь у Рождественских порогов в 1833 году и обеспечивал подъём воды на 0,9 м, что делало беспрепятственным проход судов над порогами. Шлюз был сооружён из камня, а плотина была деревянной. В 1853 году половодье снесло плотину до основания, и она уже больше не восстанавливалась.

В 1842 году главноуправляющим путями сообщений императором Николаем I был назначен граф Петр Андреевич Клейнмихель, который оставался в этой должности до октября 1855 года. При нём Тихвинская водная система была значительно улучшена и обеспечена резервными водами из поднятых в уровне озёр Пятино и Долгомошье. Были окончательно уничтожены оставшиеся 14 полушлюзов и вместо них было построено 7 шлюзов, а также возведено три новых шлюза в оставшихся сложных для судоходства местах. На реке Валчине построили Тамбовский шлюз (1845 год), на реке Соминке возвели Симбирский (1847 г.), Пензенский (1846 г.), Пермский (1846 г.) и Вятский (1846 г.) шлюзы, закончив тем самым шлюзование Волжской ветви системы.

В 1842 году был построен Петрозаводский шлюз, находящийся на реке Тихвинке немного выше по течению от села Званы (ныне д. Великий Двор). Недалеко от входа в озеро Озерское со стороны Тихвина в 1843 году был сооружён Валдайский шлюз, а в 1850 году на самом входе в озеро у д. Окулово был возведён в 1850 году Шлиссельбургский шлюз с мощной плотиной. В результате строительства данного шлюза был поднят уровень воды в Озерском озере на 2 фута (61 см), что повысило запасы воды в Невской (Ладожской) ветви системы.

Последний шлюз системы был построен в 1851 году у деревни Астрача, он получил название Полтавского в честь ещё одного города России – героической Полтавы. Всего Тихвинская водная система насчитывала 62 шлюза.

Леонид Старовойтов,
краевед.

218608

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Полезные ресурсы
ВсеКонкурсы
МЕЖНАЦАКСЕЛЕРАТОР 2.0 МЕЖНАЦАКСЕЛЕРАТОР 2.0
АнекдотВсе

В магазине бытовой техники блондинка:
— Не подскажете, что это у вас на витрине?
— Это телефонные удлинители, 5 метров и 10 метров.
— А чем они отличаются?
— Длиной.
— Сильно?

Из разговора двух блондинок.
–Ты чего это с Юлькой дружить перестала?
–Так она в брюнетку перекрасилась.
–Ну и чо?
–Вумная больно.

Регулировщик блондинке:
–Почему вы ездите без номера?
–Ну что вы, номер я помню наизусть!

Скучаю по тем денькам, когда можно было просто столкнуть кого–нибудь в воду, не беспокоясь за смартфон в его кармане.

–Доктор, я эксгибиционист!
–Вижу...

...программера спрашивают:
–Сколько детей?
–Два сына.
–По сколько лет?
После паузы:
–Один на компе играет, а второй нет.

Стоит наркоман, грызёт семечки. Вдруг у него падает семечка, он начинает на неё орать:
— Куда пошла?! Иди ко мне! К ноге я сказал!
Ноль имоций. Наркоман берёт оставшиеся семечки и бросает их на пол:
— Принесите её мне!..

Врач "скорой" осматривает больного:
–Я вижу, что вас мучает серьезный и давний недуг, сильно отравляющий вам жизнь.
Больной шепотом:
–Доктор, ради Бога, тише — она же сидит в соседней комнате!

Фея — Золушке:
–Спиртное на балу не пей! Это он должен позвать тебя замуж, а ты — убежать! А не наоборот, как было в прошлый раз!

— А зачем женщины с утра пшикают баллончиками на голову?
–Это они тараканов травят.

Главное в жизни — не терять людей, с которыми у вас в голове тараканы одного вида.

Сижу дома, читаю книгу. Дочь подходит, удивленно на меня посмотрела и спрашивает: — А что, интернет не работает?

–Алло! Это модельное агентство?
–Да.
–А сколько вы платите моделям?
–Платим мы хорошо, но принимаем только с параметрами 90–60–90.
–Ну, с этим проблем нет, у меня все совпадает — и рост, и возраст, и вес.

Как вы думаете — зачем при жарке шашлыка машут опахалом над углями? Думаете, угли раздувают? А вот и нет. Это чтобы соседи слюной давились!

— Кто таки поставил свой красный "ламборджини" на входе? Ни зайти, ни выйти! Я спрашиваю чей он?
— И шо ты орешь, Моня? Это же твой!
— Знаю, просто может, кто не в курсе!

Несчастный случай произошел на фестивале пива — в гараж наведалась жена.

–Что тебе надобно, старче?–спросила Золотая Рыбка.
–Хочу себе с пенсии купить «Мерседес» — сказал хитрый дед и обеспечил себе бессмертие.