Самыми многочисленными археологическими памятниками на территории Бокситогорского района являются жальничные погребения. Жальники – это древние кладбища, состоящие из грунтовых могил, обложенных поверху камнями в виде круга или прямоугольника. Начало возникновения жальничных погребений относится к XII веку, прекращают сооружать жальники к концу XV века. Их распространение в крае связано с распространением христианства. Менялись религиозные взгляды, постепенно изменялся и похоронный обряд. От захоронений в курганах население края постепенно перешло к жальничным погребениям.
Древнейшие жальничные погребения имеют ограждение в виде круга, иногда разделённого перегородкой для двух отдельных захоронений. В более поздних жальниках круг превратился в овал, который одновременно увеличил свои размеры для семейных погребений, причём в головах и ногах захоронений стали помещаться крупные валуны. Приблизительно в XIV веке овальные ограждения переходят в четырёхугольные; вместе с тем булыжники ограждений местами заменяют колотыми каменными плитами. Этот, третий, тип жальничных захоронений использовался до полного исчезновения обычая сооружать жальничные погребения.
Инвентарь жальничных захоронений небогат. Что касается положения погребённого человека, то он за редким исключением лежит на спине, головою на запад, при этом положение рук было различным. В одних случаях они были вытянуты вдоль туловища, в других сложены на груди. В поздних жальничных погребениях встречены следы бересты, которою прикрывались тела захоронённых. В погребениях конца XV века найдены железные гвозди от гробов, устроенных из досок толщиною чуть более 3 см. В земле, наполняющей саму могильную яму, иногда встречаются угольки и лёгкие зольные прослойки, а также отдельные черепки от горшков. Это, несомненно, свидетельства о тризне, проводимой родственниками покойного.
Анализируя расположение жальников в крае, можно отметить, что они располагаются в местах, издавна связанных с расселением славянского населения. Можно выделить и общие закономерности в их размещении. Большинство жальников удалено от жилья, расположено на естественной возвышенности и поросло деревьями. Местное население часто переносит название «жальники» именно на сами деревья; отсюда рождаются такие выражения, что, «…мол, жальник в их деревне был, но вот его вырубили». На многих жальниках стояли часовни, находились каменные кресты; теперь те и другие стали редкостью.
Каменные кресты, встречающиеся в жальничных погребениях, можно разделить на два главных типа: четырёхконечные и вписанные в круг, так называемого новгородского типа. В свою очередь новгородские археологи подраздели четырёхконечные кресты ещё на шесть подтипов. Всё это говорит об их многообразии и былой многочисленности в жальничных захоронениях. Однако из всего разнообразия новгородских каменных крестов на территории Бокситогорского района встречаются лишь три-четыре их подтипа.
Местное население веками почитало каменные кресты и ухаживало за ними. Над крестами на жальнике у деревни Черкасова Горка был сооружён голбец, небольшая деревянная постройка из 4-5 венцов с врезанным в крышу деревянным крестом. В разных местах района на каменные кресты по старинным обычаям надевались вышитые рубашки. Один из таких памятных крестов находился на пересечении лесных дорог, ведущих из Пикалёва к озеру Спасскому и в бывшую деревню Могатино, в местности именуемой Крестик. Его обряжали на Спасов день (19 августа), когда на молебен в часовню у озера шло множество верующих.
В прошлые века широко было распространено строительство часовен на жальничных погребениях. Здесь также есть свои закономерности. Они, как правило, воздвигались в южной и восточной части района. В XX веке часть жальников Бокситогорского района стала снова служить кладбищами ближайших деревень. Произошло это в основном в годы Великой Отечественной войны, вследствие затруднений транспортировки погребаемых из отдалённых деревень на официальные кладбища, какими стали в годы советской власти кладбища бывших приходских церквей.
Изучение жальников нашего края началось во второй половине XIX века. Секретарь Новгородского статистического комитета Н.Г. Богословский собрал в 1887 году первоначальные сведения о жальниках Новгородской губернии. В Соминской волости Устюженского уезда (ныне Ефимовское сельское поселение Бокситогорского района), по его данным, находилось «… 24 жальника, из них на полях, на высоком месте – 8, на ровных местах – 6, в лесу – 4 и т.д.». К настоящему времени большая часть данных жальников исчезла с лица земли, главным образом от распашки полей в прошлом и от мелиоративных работ полувековой давности.
В начале XX века жальники нашего края попали в поле зрения новгородских археологов. В 1909 году по Боровичскому тракту, идущему от Сомино через Забелье, Новиково, Озерево, Чисть, Турандино и далее в Боровичи, проезжал археолог И.В. Аничков. Он насчитал до 12 жальников в бывшей Тарантаевской волости (ныне Климовское сельское поселение). О своих наблюдениях жальников он поделился с читателями в статье «Корельские жальники», опубликованной в 1910 году в очередном сборнике Новгородского общества любителей древности. Автор также отметил, что большинство жальников расположено в живописных и привлекательных местах, что разнообразило окружающий пейзаж.
Археолог А.И. Колмогоров в сезонах 1910 и 1911 годов раскопал большое число жальников в Тихвинском уезде. В нашем крае им были раскопаны жальники в Павловских концах, Черкасовой Горе и Гагрино. Археолог указал на бедность инвентаря в жальничных погребениях. Лишь однажды в жальнике Черкасовой Горы им был найден маленький нательный серебряный крестик.
В 1911 году И.С. Романцев выпустил в свет свод археологических памятников Новгородской губернии, включающий жальники нашего края и дополнения к нему. В части дополнений на территории Суглицкой волости Устюженского уезда (ныне Ефимовское сельское поселение Бокситогорского района) в лесной деревушки Раменье был указан жальник с каменными крестами. На одном из них имелась надпись «Никон Христа ради трудился». Данный каменный крест уникален, но, к сожалению, он не сохранился.
Наиболее полный свод зафиксированных новгородских жальников был составлен Н.И. Репниковым в 1931 году. На территории современного Бокситогорского района в бассейне реки Тихвинки было зарегистрировано 28 жальников. В долине реки Чагоды и её притоков отмечено 19 жальников, а в долине реки Воложбы – 23 жальника.
По данным свода Н.И. Репникова (1931 год), в долине реки Рядани имелись жальники в деревнях и близ деревень: Ивановская (6-ой микрорайон г. Пикалёво), Аринино (городское кладбище), Новая деревня, Ладыжно, Баламутово, Повышево, Павловские Концы, Большой Двор, Турково и Галично. В окрестностях современного Пикалёва каменные кресты были указаны на жальниках близ деревень Дуброва, Ивановская, Матвеевская, Новли, Селиваново и Аринино, а деревянные старинные часовни располагались на жальниках деревень Ивановская, Новли и Ладыжно.
Последний свод археологических памятников, приведённый в книге В.А. Лапшина «Археологическая карта Ленинградской области», даёт удручающую картину исчезновения жальников с лица земли в нашем крае. Из указанных выше жальников в долине реки Рядани не сохранилось ни одного. Хотя ещё в начале XX века новгородский лесовод и любитель старины Э. Дамберг остро ставил вопрос о сохранности жальников и взятии их под охрану государства и общественности.
Бокситогорский район богат археологическими памятниками: стоянками мезолита, неолита, бронзового и железного века, сопками, курганами и жальниками. Некоторые жальники, в том числе в урочище Клин на реке Черенке и на берегу Морозовского ручья притока Глубокуши (бассейн Воложбы), не вошли ни в один археологический свод. Многие памятники ещё ждут своего открытия.
Среди курганов различных типов в Бокситогорском районе пока ещё не обнаружены курганы с сидячими захоронениями, которые в изобилии встречаются в западной части Ленинградской области на Ижорском плато, а также изредка в районах Новгородской области, примыкающих к южной части нашего края.
Археологическими разведками последних лет в юго-восточном Приладожье археологами обнаружены так называемые «домики мёртвых». Они находятся в более чем полутора десятке мест по берегам многих рек, впадающих с юго-востока в Ладожское озеро. Археолог В.А. Назаренко отнёс к «домикам мёртвых» раскопанную им в 1973 году подквадратную насыпь в группе курганов у д. Галично Бокситогорского района. Археологом А.Н. Башенькиным в соседнем Чагодощенском районе раскопано несколько «домиков мёртвых».
Памятники археологии «домики мёртвых» имели особую погребальную обрядность. Реконструкция показала, что каждое из вскрытых сооружений представляло собой несколько вытянутый по оси «север-юг» деревянный сруб (размерами от З,5 на 4 метра, до 4 на 4,5 метра), в свою очередь закреплённый срубом несколько больших размеров и высотой до пяти венцов (рядов).
Пространство между внутренним и внешним срубами было заполнено землёю, сам внутренний сруб был перекрыт крышей с опорой на дополнительные столбы. Внутри сооружения имелся очаг, над которым в крыше существовало отверстие для выхода дыма. С южной стороны этого своеобразного домика имелся дверной проём, а перед ним был выкопан ров шириной три метра при глубине 0,5-0,6 метра. Через ров было перекинуто мощное бревно толщиной 70 см, вершина которого входила через дверной проём в сооружение и была там заглублена в землю.
Погребения – остатки кремации умерших, совершавшейся в стороне от сооружения, вместе с вещами были размещены на земляных лавках вдоль сруба. Лавки закреплялись деревом. Среди вещей были найдены бусы, бляшки, навершие меча, лепные и кружальные сосуды.
Внешне сам памятник представлял собою невысокое всхолмление на местности. Данные деревоземляные сооружения, в которых помещали остатки кремаций, сооружались предположительно в конце IX – начале XI века.
Принадлежность «домиков мёртвых» к определённым обитателям, населявшим в далёком прошлом юго-восток Ленинградской области и соседние районы, установить пока не представляется возможным, хотя у учёных есть интересные гипотезы на этот счёт. Но пока можно лишь уверенно утверждать, что в Бокситогорском районе наряду с такими средневековыми археологическими памятниками, как сопки, курганы и жальники, существуют памятники, относящиеся к культуре наземных деревоземляных погребальных сооружений – «домиков мёртвых».
Археологические памятники, оставленные предками и простоявшие в целости и сохранности 700-800 лет в нашем крае, в значительном количестве неразумно уничтожены в последние годы современным населением. Большинство из них исчезло не в силу хозяйственной деятельности, а так, походя, из-за собственной глупости, не оставив их потомкам, которые могли бы разобраться с ними совсем другим образом. Ведь все народы гордятся своей историей. В отношении большинства наших современников, проживающих на данной земле, нельзя утверждать об этом с полной уверенностью.
Леонид СТАРОВОЙТОВ.
В магазине бытовой техники блондинка:
— Не подскажете, что это у вас на витрине?
— Это телефонные удлинители, 5 метров и 10 метров.
— А чем они отличаются?
— Длиной.
— Сильно?
Из разговора двух блондинок.
–Ты чего это с Юлькой дружить перестала?
–Так она в брюнетку перекрасилась.
–Ну и чо?
–Вумная больно.
Регулировщик блондинке:
–Почему вы ездите без номера?
–Ну что вы, номер я помню наизусть!
Скучаю по тем денькам, когда можно было просто столкнуть кого–нибудь в воду, не беспокоясь за смартфон в его кармане.
–Доктор, я эксгибиционист!
–Вижу...
...программера спрашивают:
–Сколько детей?
–Два сына.
–По сколько лет?
После паузы:
–Один на компе играет, а второй нет.
Стоит наркоман, грызёт семечки. Вдруг у него падает семечка, он начинает на неё орать:
— Куда пошла?! Иди ко мне! К ноге я сказал!
Ноль имоций. Наркоман берёт оставшиеся семечки и бросает их на пол:
— Принесите её мне!..
Врач "скорой" осматривает больного:
–Я вижу, что вас мучает серьезный и давний недуг, сильно отравляющий вам жизнь.
Больной шепотом:
–Доктор, ради Бога, тише — она же сидит в соседней комнате!
Фея — Золушке:
–Спиртное на балу не пей! Это он должен позвать тебя замуж, а ты — убежать! А не наоборот, как было в прошлый раз!
— А зачем женщины с утра пшикают баллончиками на голову?
–Это они тараканов травят.
Главное в жизни — не терять людей, с которыми у вас в голове тараканы одного вида.
Сижу дома, читаю книгу. Дочь подходит, удивленно на меня посмотрела и спрашивает: — А что, интернет не работает?
–Алло! Это модельное агентство?
–Да.
–А сколько вы платите моделям?
–Платим мы хорошо, но принимаем только с параметрами 90–60–90.
–Ну, с этим проблем нет, у меня все совпадает — и рост, и возраст, и вес.
Как вы думаете — зачем при жарке шашлыка машут опахалом над углями? Думаете, угли раздувают? А вот и нет. Это чтобы соседи слюной давились!
— Кто таки поставил свой красный "ламборджини" на входе? Ни зайти, ни выйти! Я спрашиваю чей он?
— И шо ты орешь, Моня? Это же твой!
— Знаю, просто может, кто не в курсе!
Несчастный случай произошел на фестивале пива — в гараж наведалась жена.
–Что тебе надобно, старче?–спросила Золотая Рыбка.
–Хочу себе с пенсии купить «Мерседес» — сказал хитрый дед и обеспечил себе бессмертие.
Оставить сообщение: