Рекламный баннер 990x90px ban1
99.87
104.23

Великое творение Петра I: итоги

Великое творение Петра I: итоги

Если вы читали наши предыдущие статьи в рамках медиапроекта «По следам Петра I», то наверняка поняли, какой неоценимый вклад внес великий Император в развитие нашего края, издав указ о строительстве Тихвинской водной системы. Сегодня же мы хотим подробнее рассказать о том, как именно это судьбоносное решение когда-то изменило жизнь жителей уже нынешнего Бокситогорского и Тихвинского районов, что осталось до сих пор и что навсегда утеряно.

Тихвинская водная система – гениальное творение Петра I и его последователей. С началом ее строительства многие поселения, находящиеся вдоль водного пути, стали стремительно развиваться и расти, а некоторые появились именно благодаря ему. Помимо очевидного роста количества рабочих мест для строительства системы (что положительно сказалось не только для местных, но и для приезжих мастеров разного дела), уже законченные шлюзы, дамбы и пристани приносили немалый доход ремесленникам, купцам, простым торговцам, различным производствам и перевозчикам, что являлось большим плюсом для развития края.

Карта Тихвинской водной системы со шлюзами

Грузовое и пассажирское сообщение

Известно, что судоходство по Тихвинской водной системе было открыто еще до окончания всех работ, а последний шлюз был построен примерно в 1851 году! Из-за мелководности водного пути использовались суда малого размера – так называемые народные лодки, соминки и тихвинки (о которых мы рассказывали в предыдущих статьях), грузоподъемностью от 2,5 до 42 тонн. К слову, несмотря на то, что последняя из них не всегда могла пройти шлюзовальную систему из-за своих немалых габаритов, ее успешно применяли в низовьях рек, а иногда тихвинка даже доходила до Архангельска и Астрахани.

Еще одним плюсом данного пути являлось двухстороннее движение, что отличало его от Вышневолоцкой системы. Это позволяло перевозить ценные импортные товары из Санкт-Петербурга на Макарьевскую (Нижегородскую) ярмарку. По данным 1829 года в Северную столицу по Тихвинскому водному пути прибыли 2183 судна с кладью стоимостью почти 16 миллионов рублей, а также 255 судов с пассажирами или порожних. Из Санкт-Петербурга же отбыло 1014 судов с грузом общей стоимостью 25,4 миллиона рублей, а также 473 порожних и пассажирских судна. Судя по этим данным, можно смело сделать вывод, что доля Тихвинской системы в вывозе грузов из Северной столицы в Рыбинск была подавляющей, так как в данном году на Волгу по всем системам вывезли товаров на сумму почти в 27 миллионов рублей.

В дальнейшем количество судов, идущих по водному пути, только увеличивалось. Так, в середине XIX века по нему с Волги ежегодно проходило около 5 тысяч судов с грузом ценностью до 10 миллионов рублей. Из Санкт-Петербурга по системе на Волгу проходило до 4,5 тысяч судов за навигацию с ценностью грузов до 11,5 миллионов рублей. Водная система также широко использовалась и для местных перевозок. С её пристаней – с Тихвина, Сомино, Окулово, Галично, Нижегородского шлюза, Рязанского шлюза и других – ежегодно отправлялось до 1,8 тысяч судов с грузом ценностью 1,3 миллиона рублей.

Жители села Сомино, фото 1910-х годов

Рабочие места и мелкая торговля

С появлением Тихвинской водной системы жизнь в прилегающих к ней поселениях резко изменилась в лучшую сторону как для высших сословий, так и для крестьян и рабочих. Дворянские и крестьянские хозяйства Тихвинского и Устюженского уездов поставляли на рынки различную сельскохозяйственную продукцию, сено, смолу, дёготь, строевой лес, дрова и многое другое. Большое количество транзитного и местного сырья способствовало развитию мукомольных, винокуренных, стекольных, лесопильных, кожевенных, кирпичных, дегтярных, смолокуренных производств и заводов. Жители местных деревень, стоящих по берегам водного пути, по большей части занимались малым судостроением. Ежегодно они строили около 200 судов при средней стоимости одного судна до 225 рублей.

Немалое количество людей требовалось и для погрузочно-разгрузочных работ, подвозки грузов к пристаням, а также проведения ремонтных работ на гидротехнических сооружениях.

К тому же, бытовое обеспечение такой массы людей, работающих по проводке судов, привлекало на пристани мелких торговцев. Работали даже кабаки и открывались новые харчевни! В общей сложности, в середине XIX века при обслуживании транзитного и местного судоходства по Тихвинской водной системе использовалось до 40 тысяч человек, значительная часть которых являлась жителями Тихвинского и Устюженского уездов.

Вид с горы на Новгородский шлюз

Промышленность

Как мы упомянули, Тихвинская водная система изрядно поспособствовала появлению различных промышленных предприятий. Например, с 1813 года на реке Горюнь, о которой мы рассказывали в предыдущих материалах рубрики, начал свою работу мукомольный завод. Примерно в 3 километрах от Тихвина (у Новгородского шлюза) в 1833 году была построена плотина и два завода: лесопильный и мукомольный.

Почти повсеместно работали многочисленные барские и крестьянские мельницы, производящие свою продукцию для местного населения и частично на рынок. Таким образом, достаточное наличие привозного и местного хлеба дало толчок к развитию винокуренного завода на реке Тихвинке в Озерском погосте.

В числе новых производств были и заводы по производству стекла и стекольных изделий, которые по Тихвинской водной системе поставлялись в Санкт-Петербург по цене 35 рублей за тысячу бутылок. Одно из таких предприятий было расположено в имении Ивановское (Велье) Обринской волости Тихвинского уезда. Свою работу завод начал в 1889 году, а его здание сохранилось до наших дней и на данный момент является частной собственностью одного из местных жителей теперь уже деревни Велье, находящейся в 16 километрах от Пикалево.

Тихвинская водная система значительно повлияла и на рост лесозаготовок и переработку древесины в Тихвинском и Устюженском уездах, в связи с чем стремительно строились новые лесопильные заводы. Так, в этих местах к 1867 году имелось уже 7 лесопильных заводов! Продолжая развиваться, лесная промышленность давала возможность местным жителям иметь хороший доход при рубке, возке, погрузке и выгрузке леса. Что более интересно и даже неожиданно, в середине XIX века отправка дров осуществлялась и по нашей пикалевской реке Рядани!

Лесоразработкам в крае сопутствовало расширение лесных промыслов. Крестьянство занималось ими почти повсеместно, при этом большая часть получаемой продукции использовалась для местных нужд, например, при гонке дёгтя и заготовке древесного угля.


1. Петр I был одновременно и последним российским царём, и первым российским императором.
2. Царём Петра I провозгласили, когда ему было всего 10 лет.
3. Всю жизнь Петр I интересовался самыми разными профессиями. Он хорошо освоил, в частности, кузнечное дело, и сам нередко работал в кузнице.
4. В свой первый брак император вступил под давлением матери. Сам он не желал этого, и позднее издал указ, запрещающий женить юношей и девушек без их согласия, ограничив тем самым власть родителей над своими детьми.

Вид на Новгородскую плотину и мукомольный завод Лотонина

Итоги

К сожалению, с развитием повсеместного строительства железных дорог, Тихвинская водная система теряла свою значимость. Уже с 50-х годов XIX века началось постепенное сокращение судоходства, что привело к увеличению тарифов на перевозку грузов по водному пути. Такой тенденции потворствовало и плохое содержание гидротехнических сооружений и бичевника (особых дорог для проводки судов по суше вдоль рек и озер на конной (бичевой) тяге).

Пассажирское сообщение официально было прекращено в 1956 году, за пять лет до 150-летнего юбилея со дня открытия водного пути, а сама Тихвинская система была закрыта как утратившая народно-хозяйственное значение.

Несмотря на потерю своей востребованности, Тихвинская водная система оставила большой след в истории нашего края, способствуя социально-экономическому развитию нынешних Бокситогорского и Тихвинского районов, и на данный момент по праву является памятником великим решениям и делам императора Петра I.

Карина Шишикина,

при подготовке материалов для рубрики "По следам Петра 1" была использованы работы Л.А. Старовойтова, а также данные из свободных источников

332676

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Полезные ресурсы
ВсеКонкурсы
МЕЖНАЦАКСЕЛЕРАТОР 2.0 МЕЖНАЦАКСЕЛЕРАТОР 2.0
АнекдотВсе

В магазине бытовой техники блондинка:
— Не подскажете, что это у вас на витрине?
— Это телефонные удлинители, 5 метров и 10 метров.
— А чем они отличаются?
— Длиной.
— Сильно?

Из разговора двух блондинок.
–Ты чего это с Юлькой дружить перестала?
–Так она в брюнетку перекрасилась.
–Ну и чо?
–Вумная больно.

Регулировщик блондинке:
–Почему вы ездите без номера?
–Ну что вы, номер я помню наизусть!

Скучаю по тем денькам, когда можно было просто столкнуть кого–нибудь в воду, не беспокоясь за смартфон в его кармане.

–Доктор, я эксгибиционист!
–Вижу...

...программера спрашивают:
–Сколько детей?
–Два сына.
–По сколько лет?
После паузы:
–Один на компе играет, а второй нет.

Стоит наркоман, грызёт семечки. Вдруг у него падает семечка, он начинает на неё орать:
— Куда пошла?! Иди ко мне! К ноге я сказал!
Ноль имоций. Наркоман берёт оставшиеся семечки и бросает их на пол:
— Принесите её мне!..

Врач "скорой" осматривает больного:
–Я вижу, что вас мучает серьезный и давний недуг, сильно отравляющий вам жизнь.
Больной шепотом:
–Доктор, ради Бога, тише — она же сидит в соседней комнате!

Фея — Золушке:
–Спиртное на балу не пей! Это он должен позвать тебя замуж, а ты — убежать! А не наоборот, как было в прошлый раз!

— А зачем женщины с утра пшикают баллончиками на голову?
–Это они тараканов травят.

Главное в жизни — не терять людей, с которыми у вас в голове тараканы одного вида.

Сижу дома, читаю книгу. Дочь подходит, удивленно на меня посмотрела и спрашивает: — А что, интернет не работает?

–Алло! Это модельное агентство?
–Да.
–А сколько вы платите моделям?
–Платим мы хорошо, но принимаем только с параметрами 90–60–90.
–Ну, с этим проблем нет, у меня все совпадает — и рост, и возраст, и вес.

Как вы думаете — зачем при жарке шашлыка машут опахалом над углями? Думаете, угли раздувают? А вот и нет. Это чтобы соседи слюной давились!

— Кто таки поставил свой красный "ламборджини" на входе? Ни зайти, ни выйти! Я спрашиваю чей он?
— И шо ты орешь, Моня? Это же твой!
— Знаю, просто может, кто не в курсе!

Несчастный случай произошел на фестивале пива — в гараж наведалась жена.

–Что тебе надобно, старче?–спросила Золотая Рыбка.
–Хочу себе с пенсии купить «Мерседес» — сказал хитрый дед и обеспечил себе бессмертие.