Рекламный баннер 990x90px ban1
102.58
107.43

Типовые храмы середины XIX века

Типовые храмы середины  XIX века

Первая половина XIX века для нашего края была временем активного строительства каменных храмов, возводимых на замену ветхих деревянных или утраченных при пожарах церквей. Единственной деревянной церковью, построенной в данный период на территории нынешнего Бокситогорского района, был храм, сооружённый в 1803 году и освящённый во имя св. Георгия Победоносца в селе Дмитрово Койгушского погоста.

 

Георгиевская Койгушская церковь относилась к постройкам клетского типа. Пятигранная апсида, в которой размещался алтарь, была рублена «в лапу», здание церкви с трапезной – «в обло». Центральный сруб (8,2Ч8,2 м) был сложен из 30 венцов. Церковь была перекрыта рубленым восьмигранным шатром со световым барабаном, крыша алтаря имела пять скатов, трапезной – два ската. Колокольня была сооружена в общей связи с церковью. Крыльцо было рубленым, двухсходным, имело по 7 ступеней. Общая длина церкви составляла около 21 метра, высота достигала до 15 метров. Тёплый придел в церкви был освящён в честь Тихвинской иконы Божией Матери.

После постройки первых четырёх каменных церквей [Казанской Мозолевской, Михайловской Званской (Великий Двор), Тихвинской Вольской (Поток) и Введенской Селищенской (Пикалево)] на территории района в первой четверти XIX века новое каменное строительство возобновилось с церкви Воскресения Христова Суглицкого погоста (Журавлево). Данная церковь была возведена в 1830 году тщанием прихожан под руководством местного помещика генерал-майора И.Д. Мамаева.

Пятиглавый двухэтажный храм имел восемь приделов, что сделало церковь своего рода уникальной. Престолы были освящены во имя Воскресения Христова, Знамения Богоматери, св. Иоанна Богослова, св. Николая Чудотворца, Архистратига Михаила, Успения Богоматери, св. Ильи и Всех святых. Над притвором церкви была сооружена колокольня с двумя верхними, несколько убывающими по площади, звонами с арочными проёмами. Над четвериком церкви по своду был устроен световой барабан с центральной главой пятиглавия.

Причт и прихожане тщательно следили за состоянием своей церкви, систематически проводя ремонтные работы. В 1893 году были капитально отремонтированы все три крыльца и произведена внутренняя окраска церкви. В 1887 году прихожане собрали деньги на замену разбившегося колокола с увеличением его веса c 30 до 40 пудов.

В 1834 году была воздвигнута церковь Покрова Богородицы в селе Колбеки на реке Воложбе. Построена она была на средства санкт-петербургского купца Федора Ивановича Бенцерова. Храм был одноглавым, каменная постройка собственно церкви была внутри и снаружи оштукатурена. В одной связи с ней была сооружена одноярусная колокольня высотою 3 сажени (6 м 42 см). Крыша церкви была покрыта железом, покрашенным масляною зелёною краскою.

Покровская Колбекская церковь отличалась сравнительно небольшими размерами. Её длина вместе с колокольней составляла 9,3 сажени (20, 08 м), ширина – 5,66 сажени (12,22 м), высота до карниза – 2,5 сажени (5,4 м). Здание освещалось 11 окнами, имело три наружные и шесть внутренних дверей.

Кроме главного престола во имя Покрова Богородицы были освящены ещё два: во имя святого Николая Чудотворца и священномученика Климента. Все престолы в церкви были тёплыми. Они отапливались двумя изразцовыми печами и одной круглой железной, поставленной позднее. Многоярусный иконостас главного престола имел ширину 17 аршин (4 м 97 см) и высоту 4 аршина (2 м 84 см).

В богатом торговом селе Окулово на реке Тихвинке в 1837 году освятили вновь возведённую каменную церковь. Главный престол был посвящён Архистратигу Михаилу, правый от главного в честь Богоявления Господня, а левый в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

Храм был сооружён в стиле провинциального классицизма. В его архитектуре просматривались также элементы свойственные стилю ампир. Некоторые исследователи считают автором проекта архитектора Руска. Вполне вероятно, что это был не знаменитый архитектор Луиджи Руска (1762-1822), а его младший брат Франц Руска (1785 – после 1853), строитель многих провинциальных церквей.

Подобная по стилю и форме каменная Рождественская церковь была построена в ареале Тихвинской водной системы в Титовском погосте близ Весьегонска в 1831-1837 гг. Подобная Окуловской церкви была возведена в селе Сомино. Типовое строительство приходских церквей уже получило своё развитие.

Классические формы Михайловского Окуловского храма подчёркивали портики с колоннами дорического стиля, установленными в два ряда с трёх сторон здания. Над собственно церковью возвышались пять куполов. Центральный большой купол был устроен на световом барабане. Угловые купола были сооружены на четырёхугольных башенках.

Колокольня была выполнена в одной связи с церковью на массивном основании. Она имела два яруса звонов, немного уменьшающихся в размерах по отношению друг к другу, и оканчивалась высоким остроконечным шпилем с крестом в завершении. Вход в колокольню с запада оформлен четырёхколонным портиком. Колонны портика были отодвинуты от стены значительно больше, чем у боковых портиков также четырёхколонных.

Общие размеры церкви в плане составляли 15Ч36 метров. Церковь разместилась в наивысшей точке деревни и является архитектурной доминантой округи радиусом в несколько километров. На протяжении более столетия плывущие на судах по Тихвинской водной системе ориентировались по ней, планируя предстоящий отдых в богатом селе и возможности прохождения Шлиссельбургского шлюза без длительной задержки.

Строительство приходских церквей находилось под полным контролем епархиальных консисторий. Император Николай I способствовал массовому возведению церквей в византийско-русском стиле, оформленным К.А. Тоном в печатных изданиях. В 1838 году вышло основное издание и в 1844 году – дополнения, имеющие названия «Проекты церквей, сочинённые архитектором его императорского величества Константином Тоном».

Данные проекты стали обязательными для всех каменных церковных новостроек. Епархиальные архитекторы и строительные комиссии, создаваемые в приходах на период сооружения церкви, должны были выбирать типовой проект и в ходе строительства обязаны были наблюдать, чтобы не было больших отступлений от типового проекта.

В 1853 году был издан «Атлас проектов церквей сельских построек, изданный от Департамента сельского хозяйства», а в 1858 году – «Атлас сельских деревянных церквей». В результате все вновь возводимые и перестроенные церкви в нашем крае в XIX-начале XX вв. имели в своей основе типовой проект. Однако образцовые проекты имели рекомендательно-нормативный характер для провинциальных строителей и не сгубили творческое богатство и многообразие форм провинциального церковного зодчества.

Строительство каменной церкви в селе Сомино, важном перевалочном пункте на Тихвинской водной системе, растянулось почти на два десятка лет.

Разрешение на строительство ещё одного приходского храма в Суглицком погосте, к которому относилось Сомино, было дано императором Александром I при его путешествии по Ярославскому тракту в 1823 году.

В силу различных причин начало строительства храма затянулось. Его возведение началось в 1839 году. Строительными работами руководил капитан Антоний Федорович Соколовский. Храм был сооружён к 1841 году, а, по некоторым свидетельствам, освящён в 1844 году. Соминская церковь св. Апостолов Петра и Павла была построена в позднеклассических традициях и относилась к типу однокупольных центрических храмов с большим световым барабаном-ротондой в завершении. В церкви были освящены два придела, один в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня, другой – во имя священномученика Власия.

Однотипным храмом с возведённой в Сомино церковью является Знаменская церковь города Тихвина, построенная на десять лет раньше соминской на средства купца Горусского в 1832 году.

Следующей в крае, после строительства храма в селе Сомино, была возведена в 1845 году церковь Владимирской иконы Божией Матери в Волокославском погосте (близ Анисимово). Эта небольшая каменная церковь (в плане 15,2Ч20 м) явно была типовой, получившей материальное воплощение из проектов архитектора К.Тона. Она имела куполообразное завершение и одноярусную колокольню, возведённую на притворе.

Владимирская церковь была построена на средства местного помещика А. Унковского. Возвели её за пределами каменной ограды погоста, так как в это время внутри ограды на погосте стояли две деревянные церкви – Никольская постройки 1666 года и Введенская постройки 1767 года. Рядом с ними находились могилы местных дворян. На разбитых плитах надгробий ещё можно прочитать некоторые фамилии (Е.Е. Теглева, А.Я. Качалова-Колюбакина).

К сожалению, архитектурно-церковный ансамбль Волокославского погоста, включающий памятники русского деревянного зодчества XVII-XVIII веков, погиб в советское время. Интересно, что Введенская церковь, сгоревшая в 1973 году, была исключена из списка памятников федерального значения указом президента Б.Н. Ельцина лишь в 1997 году, т.е. спустя 24 года после её гибели.

В 1845 году была возведена тщанием прихожан Успенская церковь в селе Коробище, расположенном на реке Колпи в северо-восточной части нашего района. Главными благотворителями церкви были коробищенские помещики Сумароковы.

Каменный храм был построен вместо обветшалой деревянной Успенской церкви на древнем кладбище в западном конце деревни на небольшом возвышении. Находящаяся рядом Никольская церковь постройки 1701 года также была разобрана. В новой каменной церкви освятили, кроме главного престола во имя Успения Божией Матери, два боковых придела – в честь Чудотворца Николая и в честь Пророка Ильи.

В середине XIX века была возведена однокупольная церковь Живоначальной Троицы в Озереве с приделом Св. Георгия Победоносца (1835-1851 гг.). Основными вкладчиками в строительство были дворяне Светловские из усадьбы Поречье, находившейся рядом с центром Озеревского погоста (позднее Тарантаевской волости, а ныне Климовского сельского поселения). Благотворительность Светловских, Литвиновых, Талквистов и других прихожан продолжалась в последующие годы. В 1889 году был пожертвован дом для жительства священника, а в 1891 году было устроено новое входное крыльцо в церкви.

Каменная Георгиевская церковь древнего Пелушского погоста на северо-востоке нашего края была построена в 1851 году на средства дворянина Н.А. Качалова. Церковь была возведена из красного привозного кирпича. Её размеры в плане 9,5х21 м. Рядом находилась Никольская церковь, срубленная в 1780 году крепостными крестьянами по указанию Р.Я. Качалова, деда строителя каменной церкви.

Обе пелушские церкви были закрыты к 1941 году. К 70-м годам XX века здания церквей находились ещё в хорошем состоянии, но затем одна из них была сожжена, а другая стоит и ныне находится в полуразрушенном состоянии. Особенно пострадала колокольня Георгиевского храма. Это была не первая утрата в период существования церкви. В 1890 году колокольня церкви также сильно пострадала от грозового урагана, но была отремонтирована на церковные средства с покрытием заново шпиля колокольни белым листовым железом.

Период строительства каменных приходских церквей на территории современного Бокситогорского района продлился более полувека. Лишь в 1861 году на средства помещицы Дарьи Покровской была перестроена и заново освящена деревянная Никольская церковь с приделом Афанасьевской иконы Божией Матери в д. Скверы на реке Лидь. Церковь явилась образцом постройки в стиле провинциального классицизма, выполненной из древесного материала. В дальнейшем деревянные колонны портика церкви нашли достойное подражание в других церковных и гражданских зданиях, созданных в нашем крае во второй половине XIX века.

Реформа 19 февраля 1861 года и другие реформы начала 60-х гг. XIX века оказали непосредственное влияние на темпы сооружения новых и замены старых ветхих приходских церквей. После её начала в течение двух десятков лет церковное приходское строительство в нашем крае остановилось. Реформа 1861 года по образному выражению поэта Н.А. Некрасова «ударила одним концом по барину, другим по мужику». Крестьяне и дворяне, будучи основными прихожанами приходов, оказались временно неспособными делать массовые вложения на строительство новых церквей.

Исключение составило строительство каменной Воскресенской церкви Пярдомльского прихода (ныне г. Бокситогорск), освящённой в 1864 году. В дальнейшем её неоднократно ремонтировали на средства прихожан. В 1883 году консистория определила обновить осыпавшуюся штукатурку на стенах церкви и колокольни с последующим их обелением. В 1886 году ремонту подверглась стоящая рядом деревянная церковь. Спустя два года в каменной церкви был заменён пол в алтаре, отремонтирован иконостас и выкрашено тело его зелёным колером. Дальнейшая судьба церкви была незавидной. Она была разобрана в 1936 году. 72 летний возраст каменного здания – слишком малый возраст. Не уберегли! Ныне многие бокситогорцы думают о том, как построить новую каменную церковь.

Л.А. СТАРОВОЙТОВ,
краевед.

285985

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Полезные ресурсы
ВсеКонкурсы
МЕЖНАЦАКСЕЛЕРАТОР 2.0 МЕЖНАЦАКСЕЛЕРАТОР 2.0
АнекдотВсе

В магазине бытовой техники блондинка:
— Не подскажете, что это у вас на витрине?
— Это телефонные удлинители, 5 метров и 10 метров.
— А чем они отличаются?
— Длиной.
— Сильно?

Из разговора двух блондинок.
–Ты чего это с Юлькой дружить перестала?
–Так она в брюнетку перекрасилась.
–Ну и чо?
–Вумная больно.

Регулировщик блондинке:
–Почему вы ездите без номера?
–Ну что вы, номер я помню наизусть!

Скучаю по тем денькам, когда можно было просто столкнуть кого–нибудь в воду, не беспокоясь за смартфон в его кармане.

–Доктор, я эксгибиционист!
–Вижу...

...программера спрашивают:
–Сколько детей?
–Два сына.
–По сколько лет?
После паузы:
–Один на компе играет, а второй нет.

Стоит наркоман, грызёт семечки. Вдруг у него падает семечка, он начинает на неё орать:
— Куда пошла?! Иди ко мне! К ноге я сказал!
Ноль имоций. Наркоман берёт оставшиеся семечки и бросает их на пол:
— Принесите её мне!..

Врач "скорой" осматривает больного:
–Я вижу, что вас мучает серьезный и давний недуг, сильно отравляющий вам жизнь.
Больной шепотом:
–Доктор, ради Бога, тише — она же сидит в соседней комнате!

Фея — Золушке:
–Спиртное на балу не пей! Это он должен позвать тебя замуж, а ты — убежать! А не наоборот, как было в прошлый раз!

— А зачем женщины с утра пшикают баллончиками на голову?
–Это они тараканов травят.

Главное в жизни — не терять людей, с которыми у вас в голове тараканы одного вида.

Сижу дома, читаю книгу. Дочь подходит, удивленно на меня посмотрела и спрашивает: — А что, интернет не работает?

–Алло! Это модельное агентство?
–Да.
–А сколько вы платите моделям?
–Платим мы хорошо, но принимаем только с параметрами 90–60–90.
–Ну, с этим проблем нет, у меня все совпадает — и рост, и возраст, и вес.

Как вы думаете — зачем при жарке шашлыка машут опахалом над углями? Думаете, угли раздувают? А вот и нет. Это чтобы соседи слюной давились!

— Кто таки поставил свой красный "ламборджини" на входе? Ни зайти, ни выйти! Я спрашиваю чей он?
— И шо ты орешь, Моня? Это же твой!
— Знаю, просто может, кто не в курсе!

Несчастный случай произошел на фестивале пива — в гараж наведалась жена.

–Что тебе надобно, старче?–спросила Золотая Рыбка.
–Хочу себе с пенсии купить «Мерседес» — сказал хитрый дед и обеспечил себе бессмертие.