В прошедшем году страна отмечала столетний юбилей начала Первой мировой войны. Мероприятия, посвящённые данному событию, в российской провинции прошли малозаметно, несмотря на желания местных властей отметить данный юбилей торжественно и ярко. Не получилось. А всё потому, что мы плохо знаем события Первой мировой войны, её участников и героев.
Война, которую современники называли Второй Отечественной войной или Великой Отечественной войной, по аналогии Отечественной войны 1812 года, в советское время не только потеряла своё первоначальное имя, но и была в основном вычеркнута из сознания народа. О её событиях упоминалось вскользь на фоне героизации революции и Гражданской войны.
Началась Первая мировая война нападением Австро-Венгрии на Сербию 28 июля 1914 года. Россия объявила о проведении всеобщей мобилизации и в ответ получила объявление войны со стороны Германии 1 августа (19 июля по старому стилю) 1914 года.
Завершилась Первая мировая война 11 ноября 1918 года подписанием Компьенского перемирия Германии со странами Антанты (всего данный союз насчитывал 34 государства). К этому времени революционная Россия вышла из войны. Она заключила 15 декабря 1917 года перемирие, а 3 марта 1918 года подписала позорный Брестский мир с Германией и её союзниками Австро-Венгрией, Болгарией и Турцией.
По условиям Брестского мира Советская Россия была обязана отказаться от Эстонии, Латвии, Литвы, царской Польши, Белоруссии, Украины и закавказских округов Батуми, Карс и Аргадан, а также выплатить контрибуцию в различных формах на общую сумму в 6 миллиардов марок.
Германия также обязала Советскую Россию заключить мир с Центральной Радой (Киев) и определить границу между Россией и Украиной. Последнее положение используется современными майданниками, требующими вернуть Украине ряд районов в современной Воронежской, Белгородской и Курской областях. После поражения Германии в Первой мировой войне Брестский мир был аннулирован, но некоторые его негативные последствия действуют до сих пор.
В нашем крае начало германской войны (так в народе называли Первую мировую войну) было отмечено всплеском энтузиазма. Звонили колокола, шли молебны. Под женский плач прошла первая волна мобилизации, которая была успешной, о дезертирстве никто не помышлял. Ненависть к немцам вылилась в негативное отношение к проживающим в крае лицам немецкого происхождения. В отличие от «богатых» Рейтеров «бедные» Александр и Владимир Рейтеры были даже арестованы властями в 1914 году.
Тихвинский уезд, в который входила большая часть нашего края в начале XX века, был разделён на призывные и военно-конные участки. Обринская волость на своей территории имела две железнодорожные станции (ст. Пикалёво и разъезд Обринский), через неё проходил Ярославский тракт и брали начало несколько земских трактов. В силу данных обстоятельств она стала центром 3-го призывного участка.
В состав 3-го участка входили Анисимовская, Большегорская (Колбеки), Борисовщинская, Деревская (Окулово), Звонецкая (ныне Новгородская область), Обринская и Тарантаевская (Озерево) волости. Центром участка была деревня Лученская Горка. Она же являлась сборным пунктом военно-конных участков. За годы войны через Лученскую Горку на германский и австрийский фронты прошли сотни, если не тысячи мобилизованных людей и лошадей.
Война вошла в своё русло на фронте в 1914 году. Неудачи чередовались с удачными сражениями русской армии. Число убитых и раненых в боях, пропавших без вести, умерших нарастало с катастрофической быстротой.
Царское правительство решило издавать списки убитых и раненых в сражениях не только офицеров, но и нижних чинов. Впоследствии название «нижние чины» заменили на «солдат». К ним относились рядовые, ефрейторы, младшие и старшие унтер-офицеры, а также появились названия – стрелок, ратник, ополченец, доброволец и другие.
Соответственно «Именные списки убитым, раненым и без вести пропавшим нижним чинам» не успевали отражать сложившуюся реальность на фронтах Первой мировой войны. В годы советской власти они вообще были изъяты из обращения, и только в настоящее время отдельные номера Списков появились в Интернете.
Одним из первых из числа убитых наших земляков на полях сражений Первой мировой войны был рядовой Алексей Михайлович Сновалев из Большедворской волости. Это произошло 20 августа 1914 года по старому стилю, через месяц после начала войны. В Списках отмечено, что он был православным и холостым.
Через месяц (19 сентября 1914 года) погиб его земляк из деревни Бурково Большедворской волости ефрейтор Василий Богданов, неженатый православного вероисповедания. Данный день оказался трагическим ещё для двух наших земляков. Были убиты Дмитрий Константинович Еремин из села Ефимово Соминской волости Устюженского уезда и Павел Ястребов из Анисимовской волости Тихвинского уезда. В Списках оба числятся стрелками, у первого дома осталась семья, второй был холостым.
Пятнадцатого октября 1914 года были убиты стрелки Никанор Ильич Заборский из деревни Чудцы Соминской волости и его земляк, также из Соминской волости, Ефим Лебедев, оба холостые.
В феврале 1915 года жертвами войны стали два брата Моториных из Тарантаевской волости Тихвинского уезда, оба семейные. Младший унтер-офицер Архип Иванович Моторин погиб 10 февраля 1915 года, а рядовой Семен Иванович Моторин был убит 25 февраля 1915 года.
Николай Дмитриевич Лавров из Большедворской волости был убит 24 февраля 1915 года. По данным Списков он был рядовым, православным и холостым. В период с 22 февраля по 4 марта 1915 года погиб рядовой Степан Михайлович Яшин из Соминской волости Устюженского уезда. Он был холостым, как и рядовой Михаил Ефимович Алексеев из Деревской волости, погибший 4 марта 1915 года. Ратником числился Алексей Васильевич Полевой, призванный из Большедворской волости, погибший 2 марта 1915 года.
На этом список убитых наших земляков на полях сражений Первой мировой войны лишь временно завершён, дальнейшие поиски необходимо продолжить с подключением к ним расширяющегося круга людей, тех, кому не безразлична история родного края.
«Именные списки убитым, раненым и без вести пропавшим нижним чинам» содержат десятки и сотни фамилий наших земляков, проливших кровь «За веру, Царя и Отечество». В свою очередь царское правительство оказывало помощь семьям мобилизованных на фронты Первой мировой войны.
Государственная денежная помощь семьям «нижних чинов запаса и ратников ополчения» оказывалась на основании особого закона. Казённым пособием пользовались жена и дети мобилизованного, а также отец, мать, дед, бабка, братья и сёстры, если они до войны содержались посредством его труда.
Размер пособия в рублях и копейках на одного члена семьи определялся из расчёта стоимости продовольственного пайка, состоящего из 1 пуда 28 фунтов муки, 10 фунтов крупы, 4 фунтов соли, 1 фунта постного масла. Дети до пяти лет получали половину денежного пособия, а достигшие 17 лет сыновья и невышедшие замуж дочери должны были доказать свою нетрудоспособность.
Были и другие ограничения по оказанию помощи. Положение с выдачей денежного пособия, как всегда, усугублялось нерадивостью и злоупотреблениями местных властей, из которых самым безобидным было затягивание сроков начала выдачи пособий, особенно семьям, проживавшим в отдалённых от уездного центра деревнях. Сама же выдача денежных пособий производилась на селе в волостных правлениях.
Список наших земляков пропавших без вести в несколько раз больше списка убитых на фронтах Первой мировой войны. Из призванных в Борисовщинской волости пропали без вести в начале ноября 1914 года свыше десятка человек. Без указания населённого пункта в составе волости были приведены в Списках фамилии рядовых Кузьмы Смирнова и Егора Смирнова, Петра Кольцова, младшего унтер-офицера Василия Яковлева. Указаны в Списках призванные из деревни Пожарище – доброволец Павел Малышев, рядовые Еким Суворов, Александр Лесков, Митрофан Грибов, деревни Радогоща – рядовой Федор Поваров, деревни Печной Нивы – рядовой Иван Веселов, деревни Емельянцево (Койгуши) – рядовой Еким Муромцев.
Из Деревской волости, имеющей административный центр в с. Окулово, в список пропавших без вести были включены стрелок Григорий Михайлович Блинников из д. Угол, стрелок Алексей Михайлович Катков из д. Плутино, стрелок Никифор Чистяков, а также рядовые Григорий Тимофеевич Завьялов, Василий Петрович Кириков и ефрейтор Арсений Мишкин.
В числе раненых, призванных из данной волости, числятся рядовой Мирон Завитаев, стрелок Степан Андреевич Бровкин из д. Росстань, старший унтер-офицер Степан Бойцов из д. Бередниково, стрелки Михаил Николаевич Зарецкий, Алексей Степанович Вихров и Василий Герасимович Суворов.
В сентябре 1914 года пропал без вести рядовой Григорий Васильевич Гашин, женатый, из Большедворской волости, а 16 октября 1914 года в Список были занесены его земляки стрелки Василий Иванович Цветков из деревни Духовщина и Василий Семенович Сагрин из деревни Павловские Концы. В феврале 1915 года список пополнили рядовые Петр Иванович Кочнов и Михаил Яковлевич Сафилов, оба холостые, православного вероисповедания.
Из Большегорской волости (центр Колбеки) ушли на фронт и вскоре пополнили списки пропавших без вести рядовой Сергей Сновалев (20 октября 1914 г.), рядовой Николай Григорьевич Межурецкий, старший унтер-офицер Ефим Никифорович Морозов, младший унтер-офицер Павел Степанович Митрошенко, старшие унтер-офицеры Константин Михайлович Серебряков и Михаил Александрович Ломяков, рядовой Михаил Алексеевич Шершнев. Дата включения их в Список – 6 декабря 1914 года, время окончания кровопролитной Лодзинской операции в Польше.
В Именных списках нижних чинов, призванных для защиты России от внешних врагов, убитых и пропавших без вести, из Обринской волости пока обнаружить не удалось. В числе раненых на поле боя 14 января 1915 года значатся рядовые Михаил Васильев, Петр Шустров и Иван Соколов. Принадлежность их к каким-либо населённым пунктам данной волости определить затруднительно.
А вот в рядовом Иване Васильевиче Савостьянове, раненом 4 марта 1915 года, отчётливо виден житель деревни Ивановской (ныне Пикалёво). В раненом рядовом Василии Ивановиче Молозеве, скорее всего, скрыт Молодцев, чью фамилию исказил войсковой писарь. Искажений, опечаток в Списках достаточно много, но и сами списки велики. В опубликованной в интернете части Списков имеется свыше 26 000 страниц.
Из призванных в Анисимовской волости числятся пропавшими без вести рядовой Михаил Нилович Грабуздин, младший унтер-офицер Григорий Егорович Голубев, ефрейтор Егор Васильевич Запольский, стрелок Иван Михайлович Бойцов из деревни Часовня и рядовой Иван Степанович Арапов (6 декабря 1914 г.).
Однофамилец последнего, а быть может, родственник, рядовой Никандр Федорович Арапов был ранен 31 декабря 1914 года. Двадцать седьмого августа 1914 года был также ранен рядовой Павел Яковлевич Кибиткин.
Тарантаевская волость была упомянута в Списках рядом с фамилиями рядовых Дмитрия Петровича Смолкина, Андрея Константиновича Окунева и Ивана Федоровича Светлого, пропавших без вести 6 декабря 1914 года и, возможно, оказавшихся в плену. Из раненых солдат, призванных в Тарантаевской волости, дважды в Списках был указан рядовой Кирилл Федоровский из деревни Корельская Горка, получивший рану 1 ноября 1914 года.
Часть восточной территории Бокситогорского района в Первую мировую войну относилась к Устюженскому уезду. Его Соминская волость ныне соотносится с Ефимовским городским поселением, а Верховско-Вольская волость с современным Лидским сельским поселением. Из мобилизованных Верховско-Вольской волости можно отметить рядового Петра Васильевича Коровякова и ефрейтора Степана Матвеевича Жендармова, пропавших без вести 9 ноября 1914 года, а в числе раненых 12 июня 1915 года – рядовых Николая Андревича Тарасенко, Никиту Калистратовича Калистратова из д. Лиственка и Павла Евграфовича Святогорского из д. Поток.
К списку убитых родом из Соминской волости можно добавить пропавших без вести рядового Александра Васильевича Силенкова и раненых ефрейторов Василия Михайловича Яшина и Алексея Петровича Веричева, стрелков Дмитрия Константиновича Еремина из с. Ефимово и Алексея Ивановича Куриченкова из деревни Калитки, рядовых Петра Андриановича Недоваренова и Петра Александровича Никифорова.
Многочисленные жертвы, принесённые русским народом на полях сражений Первой мировой войны многими историками считаются напрасными. Однако сражалось русское воинство самоотверженно, не думая о том, как их оценят в будущем. Сохранились имена наших земляков, героев войны. К ним относятся крестьянин из деревни Ивановской Обринской волости Игнат Ягодин, награждённый Георгиевскими крестами 3 и 4 степени, а также медалями «За храбрость».
Полными георгиевскими кавалерами, награждёнными Георгиевским крестами 1, 2, 3 и 4 степеней, были крестьянские парни Иван Савельев из д. Калинецкой и Иван Семенов из д. Гагрино Анисимовской волости. Они были награждены соответственно 4 и 5 медалями «За храбрость» и получили первый офицерский чин – чин прапорщика.
В ходе Первой мировой войны исчезла Российская империя, но не исчезла государственность русского народа, продолжилась его история. И мы должны постоянно в текущем и будущем времени отдавать должное солдатам Первой мировой войны.
Вечная слава героям и воинам, отдавшим свою жизнь за благополучие своей Родины.
Л.А. СТАРОВОЙТОВ,
краевед.
В магазине бытовой техники блондинка:
— Не подскажете, что это у вас на витрине?
— Это телефонные удлинители, 5 метров и 10 метров.
— А чем они отличаются?
— Длиной.
— Сильно?
Из разговора двух блондинок.
–Ты чего это с Юлькой дружить перестала?
–Так она в брюнетку перекрасилась.
–Ну и чо?
–Вумная больно.
Регулировщик блондинке:
–Почему вы ездите без номера?
–Ну что вы, номер я помню наизусть!
Скучаю по тем денькам, когда можно было просто столкнуть кого–нибудь в воду, не беспокоясь за смартфон в его кармане.
–Доктор, я эксгибиционист!
–Вижу...
...программера спрашивают:
–Сколько детей?
–Два сына.
–По сколько лет?
После паузы:
–Один на компе играет, а второй нет.
Стоит наркоман, грызёт семечки. Вдруг у него падает семечка, он начинает на неё орать:
— Куда пошла?! Иди ко мне! К ноге я сказал!
Ноль имоций. Наркоман берёт оставшиеся семечки и бросает их на пол:
— Принесите её мне!..
Врач "скорой" осматривает больного:
–Я вижу, что вас мучает серьезный и давний недуг, сильно отравляющий вам жизнь.
Больной шепотом:
–Доктор, ради Бога, тише — она же сидит в соседней комнате!
Фея — Золушке:
–Спиртное на балу не пей! Это он должен позвать тебя замуж, а ты — убежать! А не наоборот, как было в прошлый раз!
— А зачем женщины с утра пшикают баллончиками на голову?
–Это они тараканов травят.
Главное в жизни — не терять людей, с которыми у вас в голове тараканы одного вида.
Сижу дома, читаю книгу. Дочь подходит, удивленно на меня посмотрела и спрашивает: — А что, интернет не работает?
–Алло! Это модельное агентство?
–Да.
–А сколько вы платите моделям?
–Платим мы хорошо, но принимаем только с параметрами 90–60–90.
–Ну, с этим проблем нет, у меня все совпадает — и рост, и возраст, и вес.
Как вы думаете — зачем при жарке шашлыка машут опахалом над углями? Думаете, угли раздувают? А вот и нет. Это чтобы соседи слюной давились!
— Кто таки поставил свой красный "ламборджини" на входе? Ни зайти, ни выйти! Я спрашиваю чей он?
— И шо ты орешь, Моня? Это же твой!
— Знаю, просто может, кто не в курсе!
Несчастный случай произошел на фестивале пива — в гараж наведалась жена.
–Что тебе надобно, старче?–спросила Золотая Рыбка.
–Хочу себе с пенсии купить «Мерседес» — сказал хитрый дед и обеспечил себе бессмертие.
Оставить сообщение: