Лауреатом Всероссийского конкурса «Учитель года – 2016» признана учитель обществознания средней школы №3 города Пикалёво А.Ю. Макеева. Это показатель высокого профессионального уровня не только педагога, но и всего коллектива школы, в котором создана по-настоящему творческая атмосфера. Мы побеседовали с Александрой Юрьевной о том, как и чем живёт сегодня школа и трудно ли быть учителем.
Александра Юрьевна, почему вы решили участвовать во всероссийском конкурсе?
Накопилось достаточное количество материалов и наработок, было что представлять на конкурсе. Это и авторская программа по экономике и предпринимательской деятельности, и высокие результаты ЕГЭ, победы наших учеников на региональных и всероссийских олимпиадах.
Как и почему вы выбрали профессию учителя?
Возможно, сказалось влияние родителей, которые всю жизнь посвятили школе и ученикам. Мне хотелось быть похожей на них. Профессия учителя мне всегда казалась одной из самых нужных и интересных.
Педагогическую деятельность начинала в школе №1 в 1992 году, и очень благодарна этому коллективу, который научил меня многому. Восемь лет работаю в школе №3, здесь замечательный, очень творческий, высокопрофессиональный коллектив, в котором созданы все условия для самореализации. Поэтому и хороший результат на всероссийском конкурсе расцениваю как успех всего нашего коллектива.
Что такое сегодня уроки обществознания, чему дети на них учатся?
Преподаю не только обществознание, но и право, экономику. Школьники изучают рыночные законы, налогообложение, финансовую систему, способы решения социальных проблем – безработицы, инфляции. На основах права старшеклассники изучают уголовный, административный, трудовой кодексы, семейное законодательство и многое другое. Учащиеся понимают, как важно сегодня разбираться в политических, экономических, правовых вопросах. Все эти знания очень пригодятся им во взрослой жизни, помогут при необходимости защитить себя.
Если я правильно понимаю, эти предметы изучают по выбору?
Да, старшеклассники сами выбирают, в каком классе им учиться – с техническим или экономическим уклоном, в зависимости от того, куда они планируют поступать после окончания школы.
Многие выпускники нашей школы поступают в престижные вузы – СпбГУ, Политехнический университет, Педагогический университет им. Герцена, Высшую школу экономики и т.д. Но для нас, педагогов, самое главное, чтобы они стали хорошими, успешными людьми не только в профессии, но и в семье, в трудовом коллективе. Поэтому большое внимание уделяем внеклассной работе. Участвуем в областном конкурсе «Фестиваль молодых избирателей», в творческом формате проводим «час суда», где разыгрываем в сценках различные правовые ситуации. С удовольствием ребята принимают участие в социальных акциях, проводят мероприятия в подшефном классе, в Анисимовском детском доме. Проводим встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, на которых ребята рассказывают о своих дедушках и бабушках, которые воевали или трудились в тылу, выпуская продукцию для фронта. Тесно сотрудничаем с детской и центральной библиотеками, общаемся с местными литераторами. Всё это очень важно для формирования в детях гражданского самосознания, патриотизма, любви к своей малой и большой родине.
Важнейший показатель работы педагогического коллектива – подготовка медалистов…
В нашей школе в каждом выпуске есть медалисты, которыми мы все очень гордимся. В выпуске 2015 года (класс, где я была классным руководителем) было шесть золотых медалистов. Это ребята, которых я не просто учила, но вместе с ними проживала их победы, неудачи. Очень рада, что все они поступили в вузы, успешно окончили первый курс и перешли на второй. Конечно, медаль – это в первую очередь результат большого труда самого ученика. Но не менее важна поддержка семьи, без неё нам, педагогам, работать сложно.
Многие родители не знают, как заставить ребёнка хорошо учиться…
Самое главное – как можно больше общаться с детьми, говорить с ними на равных, как со взрослыми, о важности выбора хорошей профессии. Обсуждать темы, которые их волнуют, рассказывать о своих заботах и переживаниях. Когда у ребёнка появится цель, он будет знать, зачем и для чего он учится, чего хочет достичь в жизни. Важно, чтобы родители общались с учителями, ведь порой мы знаем о детях, их способностях больше, чем они. И не стоит настраивать себя против учителей, если у ребёнка не всё идёт гладко. Может быть, стоит попробовать разные варианты, чтобы раскрыть таланты и способности, которые, вне всякого сомнения, у него есть.
Александра Юрьевна, вы без малого 25 лет работаете в школе. Как меняется современная школа?
Времена меняются, меняется и школа. Сейчас, по сравнению с девяностыми, ситуация в обществе, в экономике стала более стабильная, родители стали много времени и внимания отдавать своим детям, а не думать только о материальном благополучии. Все хотят видеть своих детей успешными людьми, стремятся дать им хорошее образование и воспитание. И, как следствие, дети тоже нацелены на то, чтобы хорошо учиться и получить в дальнейшем хорошую, высокооплачиваемую работу
Что бы вы пожелали выпускникам, которые только что закончили школу?
Мне хочется сказать им, что в жизни не всегда всё легко и безоблачно. Но как бы трудно на первых порах ни пришлось, надо проявлять терпение и выдержку. Важно быть активным и уже сейчас думать о будущем месте работы. Ну и, конечно, не забывайте родителей и ваших близких, которые вас любят и очень хотят, чтобы вы были успешными и счастливыми.
Каждый выпускник школы, у которого сложились профессиональная карьера, семейное благополучие – это знак качества. Это огромная работа и учащегося, и педагогов, и родителей. Раскрыть способности каждого ребёнка, нацелить его на результат – этого можно достичь, если школа и родители будут сотрудничать и двигаться в одном направлении. Именно этого хочется пожелать нам всем в начале нового учебного года.
Беседовала
Валентина СОРОКИНА.
В магазине бытовой техники блондинка:
— Не подскажете, что это у вас на витрине?
— Это телефонные удлинители, 5 метров и 10 метров.
— А чем они отличаются?
— Длиной.
— Сильно?
Из разговора двух блондинок.
–Ты чего это с Юлькой дружить перестала?
–Так она в брюнетку перекрасилась.
–Ну и чо?
–Вумная больно.
Регулировщик блондинке:
–Почему вы ездите без номера?
–Ну что вы, номер я помню наизусть!
Скучаю по тем денькам, когда можно было просто столкнуть кого–нибудь в воду, не беспокоясь за смартфон в его кармане.
–Доктор, я эксгибиционист!
–Вижу...
...программера спрашивают:
–Сколько детей?
–Два сына.
–По сколько лет?
После паузы:
–Один на компе играет, а второй нет.
Стоит наркоман, грызёт семечки. Вдруг у него падает семечка, он начинает на неё орать:
— Куда пошла?! Иди ко мне! К ноге я сказал!
Ноль имоций. Наркоман берёт оставшиеся семечки и бросает их на пол:
— Принесите её мне!..
Врач "скорой" осматривает больного:
–Я вижу, что вас мучает серьезный и давний недуг, сильно отравляющий вам жизнь.
Больной шепотом:
–Доктор, ради Бога, тише — она же сидит в соседней комнате!
Фея — Золушке:
–Спиртное на балу не пей! Это он должен позвать тебя замуж, а ты — убежать! А не наоборот, как было в прошлый раз!
— А зачем женщины с утра пшикают баллончиками на голову?
–Это они тараканов травят.
Главное в жизни — не терять людей, с которыми у вас в голове тараканы одного вида.
Сижу дома, читаю книгу. Дочь подходит, удивленно на меня посмотрела и спрашивает: — А что, интернет не работает?
–Алло! Это модельное агентство?
–Да.
–А сколько вы платите моделям?
–Платим мы хорошо, но принимаем только с параметрами 90–60–90.
–Ну, с этим проблем нет, у меня все совпадает — и рост, и возраст, и вес.
Как вы думаете — зачем при жарке шашлыка машут опахалом над углями? Думаете, угли раздувают? А вот и нет. Это чтобы соседи слюной давились!
— Кто таки поставил свой красный "ламборджини" на входе? Ни зайти, ни выйти! Я спрашиваю чей он?
— И шо ты орешь, Моня? Это же твой!
— Знаю, просто может, кто не в курсе!
Несчастный случай произошел на фестивале пива — в гараж наведалась жена.
–Что тебе надобно, старче?–спросила Золотая Рыбка.
–Хочу себе с пенсии купить «Мерседес» — сказал хитрый дед и обеспечил себе бессмертие.
Оставить сообщение: