С исчезновением с территории края индоевропейских фатьяновских племён в середине II тысячелетия до нашей эры господствующим населением снова становятся предки угро-финских племён. Пока неизвестно, было ли это прошлое население, происходящее от волосовских племён, переживших фатьяновское вторжение, или пришли новые племена угро-финского происхождения. По материальной культуре они стояли ниже фатьяновцев, и бронзовый век продлил своё существование почти до начала I тысячелетия до н.э., когда в хозяйстве данных племён началось использование железных орудий труда.
Выплавка железа из местных болотных и луговых руд была освоена населением края в период в промежутке от X века до VII – VI веков до нашей эры. Изготовление из железа орудий труда, оружия и других предметов оказало существенное влияние на образ жизни лесных племён. На их поселениях также появляется новая керамика, характерная черта которой – наличие на внешней поверхности глиняных сосудов отпечатков тканей или оттисков особых штампов, напоминающих отпечатки ткани или сетки.
Население культуры сетчатой керамики большинством исследователей рассматривается как финно-угорское. Поселения с сетчатой керамикой широко известны на территории края, и просуществовали они до первых веков нашей эры. К ним относятся многослойные поселения Лиственка-1 на реке Колпи, Лидь-3 на реке Лиди в районе деревни Скверы, Карасинское на речке Карасинке притоке Лиди и другие.
Весь период, с середины I тысячелетия до н.э. и до первых веков нашей эры, огромную территорию Верхнего Поволжья и область Валдайской возвышенности занимала большая группа племён, названных археологами племенами дьяковской культуры. Данное название они получили по имени городища у села Дьякова, расположенного под Москвой. Наиболее ранние дьяковские городища датируются VI-IV вв. до н.э., а наиболее поздние – VI в. н.э. Длительность существования археологической дьяковской культуры составила около одной тысячи двухсот лет. Племена данной культуры имели угро-финское происхождение.
Расселение дьяковских племён из центра ареала их существования в наш край шло с верхней Волги по рекам Мологе, Кобоже и Чагодоще (в верховьях именуемой Чагодой).
На территории Бокситогорского района, на восточном склоне Тихвинской гряды, относящейся к Северному Валдаю, на реке Чагоде находится городище дьяковской культуры. Оно расположено к западу от деревни Озерево и в 400 метрах к югу от дер. Городок на мысу второй надпойменной террасы левого берега реки, в 150 метрах от воды.
Данное городище упоминается в археологическом своде памятников «О курганах, городищах и жальниках Новгородской губернии», составленном И.С. Романцевым с добавлением материалов Н.В. Мятлева. Книга была издана в 1911 году. Из краткого описания городища у деревни Городок известно, что оно имело укреплённый характер, располагалось на мысу и с западной части отделялось от поля рвом и земельным валом. С других сторон городище ограничивалось крутыми склонами оврагов.
В 1964 году тихвинский археолог И.П. Крупейченко обследовал данное городище. Площадь городища составляла около 600 квадратных метров. С напольной (западной) стороны располагались расплывшийся ров глубиной до 1 метра и вал высотой до 3 метров. Толщина культурного слоя составляла 0,8 метра.
При посещении городища автором статьи в 1971 году было установлено, что высота вала упала до 1-1,3 м, ров имел глубину не более 0,7 м. К западной стороне городища примыкало пахотное, улучшенное мелиорацией поле, и из года в год трактористы при пахоте, стараясь спрямить участок, заезжали на вал, постепенно разрушая его. В 1989 году при новом обследовании городища О.И. Богуславским следов вала не было обнаружено. В 1992 году городище было раскопано археологом А.Н. Башенькиным, а собранный материал поступил в Пикалёвский краеведческий музей.
При раскопках городища было обнаружено, что данный памятник является многослойным. В нижних слоях было найдено несколько углублённых в землю жилищ и большое количество разнообразного бытового инвентаря и костей животных. Много орудий было ещё изготовлено из кости и рога, железо шло на изготовление топоров, ножей, серпов. Находка серпа была первой на территории не только нашего края, но и всего прилегающего региона.
Среди украшений присутствовали в основном металлические височные кольца. Количество украшений, по сравнению с находками на других дьяковских памятниках, было невелико. О знакомстве жителей городища с металлическим литейным производством свидетельствовали находки формочки и льячки.
Глиняная посуда представлена плоскодонными горшками, украшенными отпечатками тканей (сетчатый орнамент). Сделана она от руки, без гончарного круга. Определяющими вещами явились найденные при раскопках глиняные грузики специфического «дьякова типа», которые дали полное основание отнести данное поселение к археологической дьяковской культуре.
Обитатели городища занимались скотоводством и примитивным мотыжным земледелием. Они разводили лошадей, крупный и мелкий рогатый скот, свиней. Лошадь использовалась для верховой езды. О земледелии свидетельствуют находки тёрочника и серпа. Кроме скотоводства и земледелия дьяковцы занимались собирательством, рыбной ловлей и охотой, что подтверждается найденным на городище большим количеством костей различных диких животных. Дьяковцы вполне освоили металлургическое производство и различные способы обработки металлов: изделия изготовлялись при помощи литья, ковки, чеканки.
Дьяковское городище у дер. Городок Климовского сельского поселения Бокситогорского района является пока единственным памятником подобного типа в нашем крае. Ближайший подобный археологический памятник находится в соседнем Чагодощенском районе Вологодской области у деревни Бабушкино на берегу Шум-ручья притока Кобожи.
Данное городище в 1989-1997 гг. было раскопано под руководством археолога А.Н. Башенькина. Найденный материал был аналогичен находкам, открытым в дьяковском поселении на реке Чагоде у д. Городок. На поселении Бабушкино было найдено деревянное культовое сооружение, в котором находился череп лося с рогами. Это даёт предположение тому, что лось являлся главным объектом охоты и был особо почитаем в духовном культе дьяковцев.
В городище на Чагоде было найдено захоронение, содержащее кроме костей, определённых экспертизой как кости молодого человека, множество костей различного вида животных и древесных углей в виде спрессованной массы толщиной до 12 см. В захоронении также обнаружена керамика, в том числе крупные фрагменты, изучение которой показало, что, по крайней мере, один из сосудов стоял кверху дном. Керамика сетчатого типа, с отпечатками мелкой и более крупной рельефной сетки.
Проведённый радиоуглеродный анализ по находкам данного слоя археологического памятника дал дату 1940±40 лет назад. Следовательно, поселение существовало на рубеже до и нашей эры, что археологически сочетается с наличием памятников дьяковской культуры в регионе, прилегающем к нашему краю.
Не исключено также, что дьяковское городище у дер. Городок Климовского сельского поселения является крайним на севере ареала распространения племён дьяковской культуры. Большинство учёных считает данные племена предками летописных веси, мери и муромы. Однако ряд учёных сомневается в их полной принадлежности к угро-финскому населению и приписывает часть дьяковских городищ в западном ареале их распространения к предкам славян или балтов.
Для современной территории Бокситогорского района принадлежность дьяковских городищ угро-финнам не оставляет больших сомнений. Будучи предками веси (будущих вепсов), они в IV в. н.э. жили уже не родовыми, а территориальными общинами и, по-видимому, на протяжении всей первой половины I тысячелетия н.э. в их среде шёл сложный процесс распада патриархального строя.
Вместе с тем поселение у деревни Городок является многослойным. При раскопках было обнаружено, что нижний культурный слой отделяется от верхнего культурного слоя зольной прослойкой толщиной 5-8 см. Находки, сделанные в верхних слоях памятника, резко отличались от найденных предметов в нижних слоях поселения.
Данное обстоятельство свидетельствует о том, что дьяковское поселение погибло в огне и жители дьяковской культуры навсегда покинули его. Спустя некоторое время на поселении обосновались новые жители, оставившие верхний культурный слой. В нём, залегавшем сразу под дёрном, была обнаружена грубая лепная керамика, типичная для культуры длинных курганов, принадлежащая славянскому племени кривичам. Были найдены колотые очажные камни, а также железный нож и обломок другого железного ножа.
По данным радиоуглеродного анализа углей из очага была определена дата 1260±40 лет назад. Таким образом установлено, что верхний слой городища относится к VI-VII вв. нашей эры и оставлен первыми прибывшими в наш край славянскими поселенцами.
Сделанное археологом А.Н. Башенькиным открытие косвенно подтверждается данными археологического свода И.С. Романцева, согласно которому рядом с деревней Городок в 100 саженях от городища в начале XX века имелись три невысоких кургана, из которых два были продолговатого типа, подобные курганам кривичей. Однако к моменту проведения раскопок в 1992 году данные курганы не сохранились. К сожалению, XX и новый XXI века для нашего края являются временем массового исчезновения археологических памятников.
Леонид СТАРОВОЙТОВ.
В магазине бытовой техники блондинка:
— Не подскажете, что это у вас на витрине?
— Это телефонные удлинители, 5 метров и 10 метров.
— А чем они отличаются?
— Длиной.
— Сильно?
Из разговора двух блондинок.
–Ты чего это с Юлькой дружить перестала?
–Так она в брюнетку перекрасилась.
–Ну и чо?
–Вумная больно.
Регулировщик блондинке:
–Почему вы ездите без номера?
–Ну что вы, номер я помню наизусть!
Скучаю по тем денькам, когда можно было просто столкнуть кого–нибудь в воду, не беспокоясь за смартфон в его кармане.
–Доктор, я эксгибиционист!
–Вижу...
...программера спрашивают:
–Сколько детей?
–Два сына.
–По сколько лет?
После паузы:
–Один на компе играет, а второй нет.
Стоит наркоман, грызёт семечки. Вдруг у него падает семечка, он начинает на неё орать:
— Куда пошла?! Иди ко мне! К ноге я сказал!
Ноль имоций. Наркоман берёт оставшиеся семечки и бросает их на пол:
— Принесите её мне!..
Врач "скорой" осматривает больного:
–Я вижу, что вас мучает серьезный и давний недуг, сильно отравляющий вам жизнь.
Больной шепотом:
–Доктор, ради Бога, тише — она же сидит в соседней комнате!
Фея — Золушке:
–Спиртное на балу не пей! Это он должен позвать тебя замуж, а ты — убежать! А не наоборот, как было в прошлый раз!
— А зачем женщины с утра пшикают баллончиками на голову?
–Это они тараканов травят.
Главное в жизни — не терять людей, с которыми у вас в голове тараканы одного вида.
Сижу дома, читаю книгу. Дочь подходит, удивленно на меня посмотрела и спрашивает: — А что, интернет не работает?
–Алло! Это модельное агентство?
–Да.
–А сколько вы платите моделям?
–Платим мы хорошо, но принимаем только с параметрами 90–60–90.
–Ну, с этим проблем нет, у меня все совпадает — и рост, и возраст, и вес.
Как вы думаете — зачем при жарке шашлыка машут опахалом над углями? Думаете, угли раздувают? А вот и нет. Это чтобы соседи слюной давились!
— Кто таки поставил свой красный "ламборджини" на входе? Ни зайти, ни выйти! Я спрашиваю чей он?
— И шо ты орешь, Моня? Это же твой!
— Знаю, просто может, кто не в курсе!
Несчастный случай произошел на фестивале пива — в гараж наведалась жена.
–Что тебе надобно, старче?–спросила Золотая Рыбка.
–Хочу себе с пенсии купить «Мерседес» — сказал хитрый дед и обеспечил себе бессмертие.
Оставить сообщение: