Имя директора Пикалёвского глинозёмного завода Хорена Азарапетовича Бадальянца хорошо известно жителям Пикалёва и Бокситогорского района благодаря масштабным делам, стратегическим решениям, которые во многом формировали и коллектив самого крупного промышленного предприятия района, и сам город Пикалёво. Восемнадцатого апреля 2017 года исполнится 25 лет, как он ушёл из жизни.
Директора Пикалёвского производственного объединения «Глинозём», почётного гражданина города Пикалёво, Героя Социалистического Труда Хорена Азарапетовича Бадальянца (по паспорту он – Хорен Азарапетович, но товарищи по работе переиначили имя на местный лад и называли его Харитоном Андреевичем) хорошо помнят работники предприятия и жители города Пикалёво. Он говорил: «Пикалёво – это город моей жизни». И действительно, не раз судьба ставила его перед выбором: столица или Пикалёво, и он выбирал Пикалёво. Здесь прошла большая часть его жизни, здесь он состоялся как личность, пройдя путь от мастера смены до генерального директора. Вместе с ним и при его самом прямом и непосредственном участии небольшой город Пикалёво вырос и стал известен далеко за пределами Ленинградской области.
Х.А. Бадальянц родился в Ростове-на-Дону 12 августа 1933 года в простой работящей семье. Отец был дорожным рабочим. Мать занималась домашним хозяйством – в семье было четверо детей. Воспитанные на родительском примере все дети умели и любили работать. Не удивительно, что братья смогли получить высшее образование и сделали карьеру в лучшем смысле этого слова, как говорят, «вышли в люди».
Детство и юность Хорена прошли на Кавказе в г. Орджоникидзе Северной Осетии. Как все ребята его возраста, занимался спортом: футбол, баскетбол. Был судьёй первой категории по баскетболу. Обладая абсолютным музыкальным слухом, окончил музыкальную школу по классу аккордеона. С ним он выступал перед различной аудиторией и прекрасно пел. В юности подрабатывал тапёром в кинотеатре. В 14 лет одноклассники избрали его комсомольским вожаком. До окончания школы он был постоянным секретарём комсомольской организации школы.
После окончания Северо-Кавказского горно-металлургического института (1951-1956 гг.) Бадальянц начал свой трудовой путь на Волховском алюминиевом заводе, но работал там всего два с небольшим года.
Начался 1959-й год – год пуска пикалёвского глинозёмного завода, Бадальянц переехал в Пикалёво и принял самое активное участие в подготовке к пуску.
С тех пор его судьба неразрывно связана с судьбой завода и города. Руководство комбината заметило трудолюбие, инициативу, смекалку Бадальянца, и молодого сменного мастера назначили старшим мастером, затем начальником участка. А вскоре он стал начальником глинозёмного цеха. Под руководством Бадальянца цех вышел на проектную мощность. Дальнейшее продвижение по службе шло также быстро. 1968 год – он главный инженер, а с мая 1971 – директор Пикалёвского глинозёмного комбината.
В 1973 году на комбинате, впервые в отрасли, была внедрена автоматизированная система управления технологическими процессами глинозёмного производства АСУТП «Нефелин 1» с применением управляющих ЭВМ. Прекрасно понимая роль науки, Бадальянц не только всячески способствовал автоматизации и механизации производства, но и сам занимался научной работой. В марте 1976 года он получает авторское свидетельство на изобретение «Способ получения гидроалюминатов щелочно-земельных металлов». Неоценим вклад Бадальянца в развитие глинозёмного комбината, ставшего за время его руководства орденоносным (Орден Трудового Красного знамени), лучшим в отрасли.
В апреле 1976 в результате слияния Пикалёвского глинозёмного комбината с Бокситогорским глинозёмным заводом было образовано Пикалёвское производственное объединение «Глинозём» (ППОГ), генеральным директором которого был назначен Х.А. Бадальянц.
Предприятие развивалось: отработан непрерывный производственный цикл, пущен цех по производству галлия, участок по производству известняковой муки, кирпичный завод, осуществлено строительство 7-й печи обжига на цементном заводе. Благодаря постоянной реконструкции, которой занималось предприятие под руководством Х.А. Бадальянца, «Глинозёму» удалось в 80-е годы при самом низкокачественном сырье выйти на мировой уровень по качественным показателям глинозёма. Благодаря внедрению безотходного производства, предприятие давало самый дешёвый и один из самых качественных глинозёмов в стране.
Объединение щедро делилось опытом своей работы, здесь часто можно было видеть руководителей министерства, области, представителей родственных предприятий, связям с которыми Х.А. уделял огромное внимание, он стоял у истоков и внёс большой вклад в создание концерна Союзалюминий.
Бадальянц активно работал с зарубежными партнёрами: корейскими, немецкими, японскими (список можно продолжить).
Из командировки в Японию Хорен Азарапетович привёз записную книжку. Зная, насколько эмоционален, порой горяч был этот человек, можно только поражаться скрупулёзности путевых записей, которые он вёл, старался почерпнуть как можно больше. В этой книжке, исписанной мелким, убористым почерком, вместе с производственными пометками и показателями, которые Бадальянц всегда имел при себе, чтобы быть готовым ответить на любые возникающие вопросы, можно было прочесть и стихотворные строчки.
Всем увиденным он делился не только с соратниками, но и с простыми рабочими и непременно хотел всему хорошему и стоящему найти применение в Пикалёве. Ему важно было мнение и инженера, и рабочего. Он хорошо знал людей на предприятии, помнил имена всех, с кем приходилось работать, знал, кто на что способен, и поэтому подбор и правильная расстановка кадров во многом обеспечивали успешность работы. Более 20 лет возглавлял он «Глинозём» и за все эти годы по пальцам можно было пересчитать специалистов, которые ушли из объединения как «не справившиеся». Практически всем здесь умели найти дело не только по душе, но и по плечу. Незаурядной статистике этой есть любопытное объяснение. В директорском кабинете, на столе среди бумаг, положенных для сохранности под стекло, лежала записка: «Кадры решают все». Известная формула была обведена ярким фломастером, и слово «кадры» подчеркнуто.
И ещё одна записка лежала под стеклом: «Не кричи! Береги других и себя!». Лежала эта записка для тех случаев, когда сталкивался с непониманием и упрямством, да и сам иногда упрямился и тогда прорывался южный темперамент.
Так было, например, при обновлении печи обжига. Члены техсовета в один голос: «Нельзя увеличивать диаметр, нигде в мире модернизацию так не вели». Бадальянц в ответ: «Давайте будем первыми!». Ему: «Не получится!». Он: «Должно получиться!..». Настоял. В итоге печь дала прибавку мощности на 20 с лишним процентов... Пожалуй, не упрямство тут – умение рисковать, неприятие инерции, настойчивое стремление выйти за рамки изведанного. Сколько ещё было таких ситуаций…
Одно из любимых выражений директора: «Надо наращивать обороты! Давать мы должны вдвое больше. Вдвое лучшего качества. Значит, работать надо в четыре раза лучше!» И то же условие ставил перед собой: «Если буду от себя требовать меньше, чем от других, – не директор я».
Целеустремлённость и настойчивость в достижении цели… О своём упорстве Харитон Андреевич говорил, что оно наследственное. Отец его мостил горным булыжником дороги, мастером в этом деле был отменным. Мастерство во многом настойчивостью объяснялось. Не жалея сил орудовал колотушкой, пока камни не укладывались в ровный путь. Частенько доводилось наблюдать, как друзья уговаривали: «Бадальянц, бросай колотушку! Пошли отдыхать!» – а отец продолжал упрямо вдалбливать камни в песок.
Бадальянц-младший занимался, по сути, тем же – настойчиво, упорно мостил свою дорогу. Спрямлял длинные объезды, выравнивал опасные повороты. Насколько успешно? Об этом можно судить по досрочно выполненным планам не одной пятилетки.
По материалам Пикалёвского краеведческого музея.
(Продолжение следует)
В магазине бытовой техники блондинка:
— Не подскажете, что это у вас на витрине?
— Это телефонные удлинители, 5 метров и 10 метров.
— А чем они отличаются?
— Длиной.
— Сильно?
Из разговора двух блондинок.
–Ты чего это с Юлькой дружить перестала?
–Так она в брюнетку перекрасилась.
–Ну и чо?
–Вумная больно.
Регулировщик блондинке:
–Почему вы ездите без номера?
–Ну что вы, номер я помню наизусть!
Скучаю по тем денькам, когда можно было просто столкнуть кого–нибудь в воду, не беспокоясь за смартфон в его кармане.
–Доктор, я эксгибиционист!
–Вижу...
...программера спрашивают:
–Сколько детей?
–Два сына.
–По сколько лет?
После паузы:
–Один на компе играет, а второй нет.
Стоит наркоман, грызёт семечки. Вдруг у него падает семечка, он начинает на неё орать:
— Куда пошла?! Иди ко мне! К ноге я сказал!
Ноль имоций. Наркоман берёт оставшиеся семечки и бросает их на пол:
— Принесите её мне!..
Врач "скорой" осматривает больного:
–Я вижу, что вас мучает серьезный и давний недуг, сильно отравляющий вам жизнь.
Больной шепотом:
–Доктор, ради Бога, тише — она же сидит в соседней комнате!
Фея — Золушке:
–Спиртное на балу не пей! Это он должен позвать тебя замуж, а ты — убежать! А не наоборот, как было в прошлый раз!
— А зачем женщины с утра пшикают баллончиками на голову?
–Это они тараканов травят.
Главное в жизни — не терять людей, с которыми у вас в голове тараканы одного вида.
Сижу дома, читаю книгу. Дочь подходит, удивленно на меня посмотрела и спрашивает: — А что, интернет не работает?
–Алло! Это модельное агентство?
–Да.
–А сколько вы платите моделям?
–Платим мы хорошо, но принимаем только с параметрами 90–60–90.
–Ну, с этим проблем нет, у меня все совпадает — и рост, и возраст, и вес.
Как вы думаете — зачем при жарке шашлыка машут опахалом над углями? Думаете, угли раздувают? А вот и нет. Это чтобы соседи слюной давились!
— Кто таки поставил свой красный "ламборджини" на входе? Ни зайти, ни выйти! Я спрашиваю чей он?
— И шо ты орешь, Моня? Это же твой!
— Знаю, просто может, кто не в курсе!
Несчастный случай произошел на фестивале пива — в гараж наведалась жена.
–Что тебе надобно, старче?–спросила Золотая Рыбка.
–Хочу себе с пенсии купить «Мерседес» — сказал хитрый дед и обеспечил себе бессмертие.
Оставить сообщение: