Рядом с нами живут удивительные люди, чья судьба воедино связана с историей нашего города, нашей страны. Нина Петровна Черемисина, в августе 2017 года отметившая своё 80-летие, – одна из тех, кто строил город Пикалёво, кто закладывал фундамент нашей с вами нынешней счастливой жизни.
Трудовой стаж ветерана труда Н.П. Черемисиной – сорок лет. Всю свою жизнь она трудилась в строительных организациях города Пикалёво.
– Сейчас молодёжь неохотно идёт в строители, – говорит она, – уж очень тяжёлая, грязная, непрестижная эта работа. – А во времена моей молодости это была самая почётная и самая уважаемая профессия. Но я просто очень любила свою работу, поэтому и не стремилась уйти на более лёгкую и высокооплачиваемую. Строитель – это моё призвание.
Наверное, каждый человек всегда чувствует, где и в чём его призвание. Но не каждый в силу разных причин следует ему. А Н.П. Черемисина – из тех счастливчиков, кто, выбрав однажды профессию по душе, не разочаровался в ней. Она всю жизнь занималась любимым делом, строила дома, которые так были нужны жителям города Пикалёво, с нетерпением ждавшим ввода каждого жилого дома, возможности обрести своё жильё. Быть нужным людям, чувствовать, как необходима и как важна твоя профессия – это ли не счастье...
Вот и Нина Петровна, однажды выбрав профессию строителя, не расставалась с ней никогда. С юности работала в строительных организациях города – УНЭР, отделочном управлении-63, ремонтно-строительном цехе глинозёмного завода.
Н.П. Черемисина родом из деревни Городок Порховского района Псковской области. Родители, Клавдия Андреевна и Пётр Николаевич, работали в колхозе. В семье кроме младшей Нины воспитывались двое старших сыновей.
Нина Петровна рассказывает, что отца своего почти не помнит. Ещё до войны он был репрессирован и долгие годы семья о нём ничего не знала. Спустя многие годы им прислали уведомление, что он посмертно реабилитирован.
70- годы. Строители сдают школу№3. Н.П. Черемисина первая справа
Когда началась война, Нине было всего четыре года, и она мало что помнит о тех событиях. Но братья рассказали ей о годах оккупации, о том, как их семье из-за того, что старший брат был в партизанах, пришлось уйти в лес и жить в окопах – немцы, отступая, сильно лютовали, не щадили ни детей, ни взрослых.
– Мы завязывали корове рот, чтобы немцы не услышали её мычание и не нашли нас, – рассказывает ветеран. – Под Порховом, недалеко от нашей деревни, шли страшные бои, где было очень много погибших. Сегодня на этом месте есть поле, усеянное красными маками. Они напоминают о том, какой ценой была завоёвана победа над фашистами.
В Пикалёво Н.П. Черемисина (девичья фамилия Шубина) приехала в 1950 году, окончив пятый класс сельской школы в родной деревне. Было ей всего тринадцать лет. В школу она больше не пошла – осталась жить в семье брата, помогала нянчить маленьких племянников. Жили в двухэтажном деревянном доме в д. Стукачево (ныне территория ул. Школьной и 6 микрорайона).
В шестнадцать лет Нина поступила в ФЗО-20 учиться на маляра-стекольщика, после окончания которого начала работать в комплексной строительной бригаде.
В 1958 году её направили в командировку в Ленинград. Там она прожила более десяти лет, вышла замуж, родила двоих сыновей. А в 1970 году всей семьёй они вернулись в Пикалёво.
Н.П. Черемисина трудилась в 283-ем строительном управлении, в Бокситогорском РСУ, которое было передано в ведение глинозёмного завода.
Моя собеседница вспоминает, как в составе комплексной строительной бригады начинала свою трудовую деятельность в Пикалёве. Бригада (бригадир Василий Антонович Соколов) в составе тридцати человек работала на отделке домов на улице Советской, в шестом микрорайоне, на сдаче Дворца культуры и других объектов города.
– Первая моя основная специальность – стекольщик, – рассказывает Нина Петровна. – Работа эта особенно тяжёлая, в бригаде только пять человек из тридцати умели стеклить. Мы стеклили все дома на улице Советской, отделение почты, Дворец культуры. В дальнейшем я повышала квалификацию, работала в основном как штукатур-маляр.
Как считает Н.П. Черемисина, в те годы была более строгая приёмка домов. Комиссия предъявляла очень высокие требования к качеству выполняемых работ, частенько строителей заставляли доделывать или переделывать работу по несколько раз, чтобы она строго соответствовала всем необходимым стандартам.
Каким бы тяжёлым ни был труд строителей, но у молодёжи, приехавшей на строительство завода и города, всегда находилось время и для отдыха, общения.
– В конце пятидесятых жизнь в городе бурлила, – вспоминает ветеран труда, – молодёжи было очень много. Несмотря на мизерные зарплаты, на нехватку еды и одежды, мы жили весело и интересно и были очень счастливы. В городе было несколько мест, где мы устраивали танцы, вечеринки и праздники. До двенадцати ночи танцевали под гармошку в парке напротив цемзавода, в клубе, который сначала находился в нынешнем здании цеха ТГВС и К завода, а затем в здании ДТЮ. В те годы не было ни телевизоров, ни тем более компьютеров, поэтому мы часто встречались, много общались, жили дружно и весело.
Глядя на Нину Петровну, сложно представить, что ей уже восемьдесят, а за плечами – целая жизнь, которая включает огромную часть истории нашего города и нашей страны. Весёлое, улыбчивое лицо, задоринки в глазах – её оптимизму и жизнелюбию позавидовали бы многие молодые. А ведь жизнь Н.П. Черемисиной, как и большинства людей её поколения, никак не назовёшь лёгкой и беззаботной. Холодное, голодное военное и послевоенное детство и юность. Сорок лет работы на стройках и постоянные подработки на ремонтах квартир (она в одиночку поднимала двоих детей). Но, наверное, есть такая порода людей, которые не боятся трудностей. Наши ветераны, которые много пережили, много чего повидали, как никто другой умеют ценить сегодняшнюю спокойную, мирную, стабильную жизнь и радоваться каждому дню.
Пятнадцать лет Н.П. Черемисина была участником фольклорного ансамбля «Беседа», который был её отдушиной. А сегодня она всецело поглощена заботой о своих родных и близких. И, как всегда, нет времени думать о своих болячках и своих проблемах.
Ну а сыновья Сергей и Виктор, конечно, очень благодарны своей маме за то, что она всегда рядом, в любой жизненной ситуации поддержит добрым словом и улыбкой.
Нам тоже хочется выразить благодарность ветерану труда Н.П. Черемисиной и в её лице всем людям её поколения, которые так много сделали для нашего будущего, для нас с вами. Их бесценный жизненный и профессиональный опыт, их человеческая доброта и мудрость – то, чему мы всегда должны у них учиться.
Валентина СОРОКИНА.
В магазине бытовой техники блондинка:
— Не подскажете, что это у вас на витрине?
— Это телефонные удлинители, 5 метров и 10 метров.
— А чем они отличаются?
— Длиной.
— Сильно?
Из разговора двух блондинок.
–Ты чего это с Юлькой дружить перестала?
–Так она в брюнетку перекрасилась.
–Ну и чо?
–Вумная больно.
Регулировщик блондинке:
–Почему вы ездите без номера?
–Ну что вы, номер я помню наизусть!
Скучаю по тем денькам, когда можно было просто столкнуть кого–нибудь в воду, не беспокоясь за смартфон в его кармане.
–Доктор, я эксгибиционист!
–Вижу...
...программера спрашивают:
–Сколько детей?
–Два сына.
–По сколько лет?
После паузы:
–Один на компе играет, а второй нет.
Стоит наркоман, грызёт семечки. Вдруг у него падает семечка, он начинает на неё орать:
— Куда пошла?! Иди ко мне! К ноге я сказал!
Ноль имоций. Наркоман берёт оставшиеся семечки и бросает их на пол:
— Принесите её мне!..
Врач "скорой" осматривает больного:
–Я вижу, что вас мучает серьезный и давний недуг, сильно отравляющий вам жизнь.
Больной шепотом:
–Доктор, ради Бога, тише — она же сидит в соседней комнате!
Фея — Золушке:
–Спиртное на балу не пей! Это он должен позвать тебя замуж, а ты — убежать! А не наоборот, как было в прошлый раз!
— А зачем женщины с утра пшикают баллончиками на голову?
–Это они тараканов травят.
Главное в жизни — не терять людей, с которыми у вас в голове тараканы одного вида.
Сижу дома, читаю книгу. Дочь подходит, удивленно на меня посмотрела и спрашивает: — А что, интернет не работает?
–Алло! Это модельное агентство?
–Да.
–А сколько вы платите моделям?
–Платим мы хорошо, но принимаем только с параметрами 90–60–90.
–Ну, с этим проблем нет, у меня все совпадает — и рост, и возраст, и вес.
Как вы думаете — зачем при жарке шашлыка машут опахалом над углями? Думаете, угли раздувают? А вот и нет. Это чтобы соседи слюной давились!
— Кто таки поставил свой красный "ламборджини" на входе? Ни зайти, ни выйти! Я спрашиваю чей он?
— И шо ты орешь, Моня? Это же твой!
— Знаю, просто может, кто не в курсе!
Несчастный случай произошел на фестивале пива — в гараж наведалась жена.
–Что тебе надобно, старче?–спросила Золотая Рыбка.
–Хочу себе с пенсии купить «Мерседес» — сказал хитрый дед и обеспечил себе бессмертие.
Оставить сообщение: