Сегодня, 25 сентября 2017 года, исполняется 111 лет со дня рождения Дмитрия Дмитриевича Шостаковича (1906–1975), великого русского и советского композитора, которому суждено было стать одним из самых исполняемых в мире авторов и создателем музыкального символа стойкости нашего города – Седьмой («Ленинградской») симфонии.
В 75-ю годовщину со дня первого исполнения в блокадном Ленинграде Седьмой симфонии Д. Д. Шостаковича Президентская библиотека подписала соглашение о сотрудничестве с Санкт-Петербургской академической филармонией, которая носит его имя. В рамках соглашения 14 сентября 2017 года была проведена видеосъёмка исполнения Седьмой («Ленинградской») симфонии в Большом зале Санкт-Петербургской академической филармонии. Запись концерта после обработки специалистами библиотеки будет передана Филармонии в виде электронной копии и одновременно пополнит фонд Президентской библиотеки. Также на портале Президентской библиотеки представлена программка концерта «Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича» за 9 августа 1942 года. В этот день состоялась премьера произведения в Ленинградской филармонии. В качестве эпиграфа в программке приведена выдержка из статьи писателя Алексея Толстого: «Седьмая симфония возникла из совести русского народа, принявшего без колебания смертный бой с чёрными силами. Написанная в Ленинграде, она выросла до размеров большого мирового искусства, понятного на всех широтах и меридианах, потому что она рассказывает правду о человеке в небывалую годину его бедствий и испытаний».
…Семья Шостаковичей была музыкальной как по материнской, так и по отцовской линии. В доме по вечерам часто устраивались домашние концерты. Не удивительно, что свою дебютную работу – фортепианную пьесу – Дмитрий Шостакович представил в возрасте девяти лет. А в тринадцать поступил в Петроградскую консерваторию в класс фортепиано и композиции.
О нём отзывались как об исключительном даровании. Особенно восхищался им директор консерватории А. К. Глазунов, который впоследствии, после скоропостижной смерти отца Шостаковича, выхлопотал для Дмитрия персональную стипендию. Семья нуждалась, и пятнадцатилетний гений нашёл себе работу тапёра в кинотеатре, где наслаждался возможностью импровизировать.
Свою первую симфонию Дмитрий Шостакович сочинил в 18 лет, в 1926 году она была исполнена на большой сцене в Ленинграде. А ещё через несколько лет её исполняли в концертных залах Америки и Германии. По тем временам невероятный успех.
Начиная с 30-х годов прошлого века, композитор искал свой собственный стиль и много экспериментировал, в том числе в области авангардного искусства. Перепробовал свои силы во всём: в опере («Нос» и «Леди Макбет Мценского уезда»), песнях («Песня о встречном»), музыке для кино и театра, фортепианных пьесах, балетах («Болт»), симфониях («Первомайская»).
Современники композитора отмечали необъяснимую притягательность этого невысокого человека маловыразительной внешности, к тому же невероятно стеснительного. Все когда-либо писавшие о Шостаковиче отмечали его бытовую неприспособленность и неприхотливость применительно к условиям работы. Он мог писать практически в любой обстановке, не требуя тишины, какого-то иного комфорта.
Герберт Раппапорт, постановщик фильма по оперетте «Москва, Черёмушки», вспоминает: «Я пришёл к нему вечером в гостиницу „Европейская“. Застал гостей. Шостакович за столом что-то писал, отвечая на шутки. Всем было весело, мне – грустно, потому что надежда получить музыку к фильму пропадала. Шостакович продолжал писать и разговаривал. Я поднялся, чтобы уйти. „Куда же вы?“ – спросил Шостакович и протянул мне только что записанные нотные листы – новые фрагменты для „Черёмушек“».
Ровным и благополучным, однако, жизненный и художнический путь Шостаковича назвать нельзя. В начале 1936 года его творчество подпадает под волну критики. Сталину не нравятся оперы и «непонятные» балеты композитора. В начале 1936 года в «Правде» была опубликована разгромная статья «Сумбур вместо музыки», в которой опера «Леди Макбет Мценского уезда» была признана антихудожественной и антинародной, а композитора обвинили в «крайнем формализме», «грубом натурализме» и «мелодическом убожестве». После войны на него обрушился новый шквал критики с обвинениями в «буржуазном декадентстве» и «пресмыкательстве перед Западом». Шостакович был лишён звания профессора Московской и Ленинградской консерваторий и уволен из них. Лишь спустя 13 лет композитор смог вернуться к педагогической работе в Ленинградской консерватории.
Мировая величина в музыке, народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, Лауреат Ленинской премии и пяти Сталинских премий Дмитрий Дмитриевич Шостакович не раз подвергался нападкам за «формализм в музыке». И только его всепобеждающий, высоко ценимый на родине и за рубежом талант помогал ему подниматься снова и снова и, преодолевая все противоречия времени и социума, заставлял двигаться дальше. Заставлял творить.
Пресс-служба Президентской библиотеки.
В магазине бытовой техники блондинка:
— Не подскажете, что это у вас на витрине?
— Это телефонные удлинители, 5 метров и 10 метров.
— А чем они отличаются?
— Длиной.
— Сильно?
Из разговора двух блондинок.
–Ты чего это с Юлькой дружить перестала?
–Так она в брюнетку перекрасилась.
–Ну и чо?
–Вумная больно.
Регулировщик блондинке:
–Почему вы ездите без номера?
–Ну что вы, номер я помню наизусть!
Скучаю по тем денькам, когда можно было просто столкнуть кого–нибудь в воду, не беспокоясь за смартфон в его кармане.
–Доктор, я эксгибиционист!
–Вижу...
...программера спрашивают:
–Сколько детей?
–Два сына.
–По сколько лет?
После паузы:
–Один на компе играет, а второй нет.
Стоит наркоман, грызёт семечки. Вдруг у него падает семечка, он начинает на неё орать:
— Куда пошла?! Иди ко мне! К ноге я сказал!
Ноль имоций. Наркоман берёт оставшиеся семечки и бросает их на пол:
— Принесите её мне!..
Врач "скорой" осматривает больного:
–Я вижу, что вас мучает серьезный и давний недуг, сильно отравляющий вам жизнь.
Больной шепотом:
–Доктор, ради Бога, тише — она же сидит в соседней комнате!
Фея — Золушке:
–Спиртное на балу не пей! Это он должен позвать тебя замуж, а ты — убежать! А не наоборот, как было в прошлый раз!
— А зачем женщины с утра пшикают баллончиками на голову?
–Это они тараканов травят.
Главное в жизни — не терять людей, с которыми у вас в голове тараканы одного вида.
Сижу дома, читаю книгу. Дочь подходит, удивленно на меня посмотрела и спрашивает: — А что, интернет не работает?
–Алло! Это модельное агентство?
–Да.
–А сколько вы платите моделям?
–Платим мы хорошо, но принимаем только с параметрами 90–60–90.
–Ну, с этим проблем нет, у меня все совпадает — и рост, и возраст, и вес.
Как вы думаете — зачем при жарке шашлыка машут опахалом над углями? Думаете, угли раздувают? А вот и нет. Это чтобы соседи слюной давились!
— Кто таки поставил свой красный "ламборджини" на входе? Ни зайти, ни выйти! Я спрашиваю чей он?
— И шо ты орешь, Моня? Это же твой!
— Знаю, просто может, кто не в курсе!
Несчастный случай произошел на фестивале пива — в гараж наведалась жена.
–Что тебе надобно, старче?–спросила Золотая Рыбка.
–Хочу себе с пенсии купить «Мерседес» — сказал хитрый дед и обеспечил себе бессмертие.
Оставить сообщение: