Рекламный баннер 990x90px ban1
102.58
107.43

Президентская библиотека оцифрует музыку Дмитрия Шостаковича, ставшую символом эпохи

Президентская библиотека оцифрует музыку Дмитрия Шостаковича, ставшую символом эпохи

Сегодня, 25 сентября 2017 года, исполняется 111 лет со дня рождения Дмитрия Дмитриевича Шостаковича (1906–1975), великого русского и советского композитора, которому суждено было стать одним из самых исполняемых в мире авторов и создателем музыкального символа стойкости нашего города – Седьмой («Ленинградской») симфонии.

 

В 75-ю годовщину со дня первого исполнения в блокадном Ленинграде Седьмой симфонии Д. Д. Шостаковича Президентская библиотека подписала соглашение о сотрудничестве с Санкт-Петербургской академической филармонией, которая носит его имя. В рамках соглашения 14 сентября 2017 года была проведена видеосъёмка исполнения Седьмой («Ленинградской») симфонии в Большом зале Санкт-Петербургской академической филармонии. Запись концерта после обработки специалистами библиотеки будет передана Филармонии в виде электронной копии и одновременно пополнит фонд Президентской библиотеки. Также на портале Президентской библиотеки представлена программка концерта «Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича» за 9 августа 1942 года. В этот день состоялась премьера произведения в Ленинградской филармонии. В качестве эпиграфа в программке приведена выдержка из статьи писателя Алексея Толстого: «Седьмая симфония возникла из совести русского народа, принявшего без колебания смертный бой с чёрными силами. Написанная в Ленинграде, она выросла до размеров большого мирового искусства, понятного на всех широтах и меридианах, потому что она рассказывает правду о человеке в небывалую годину его бедствий и испытаний».

…Семья Шостаковичей была музыкальной как по материнской, так и по отцовской линии. В доме по вечерам часто устраивались домашние концерты. Не удивительно, что свою дебютную работу – фортепианную пьесу – Дмитрий Шостакович представил в возрасте девяти лет. А в тринадцать поступил в Петроградскую консерваторию в класс фортепиано и композиции.

О нём отзывались как об исключительном даровании. Особенно восхищался им директор консерватории А. К. Глазунов, который впоследствии, после скоропостижной смерти отца Шостаковича, выхлопотал для Дмитрия персональную стипендию. Семья нуждалась, и пятнадцатилетний гений нашёл себе работу тапёра в кинотеатре, где наслаждался возможностью импровизировать.

Свою первую симфонию Дмитрий Шостакович сочинил в 18 лет, в 1926 году она была исполнена на большой сцене в Ленинграде. А ещё через несколько лет её исполняли в концертных залах Америки и Германии. По тем временам невероятный успех.

Начиная с 30-х годов прошлого века, композитор искал свой собственный стиль и много экспериментировал, в том числе в области авангардного искусства. Перепробовал свои силы во всём: в опере («Нос» и «Леди Макбет Мценского уезда»), песнях («Песня о встречном»), музыке для кино и театра, фортепианных пьесах, балетах («Болт»), симфониях («Первомайская»).

Современники композитора отмечали необъяснимую притягательность этого невысокого человека маловыразительной внешности, к тому же невероятно стеснительного. Все когда-либо писавшие о Шостаковиче отмечали его бытовую неприспособленность и неприхотливость применительно к условиям работы. Он мог писать практически в любой обстановке, не требуя тишины, какого-то иного комфорта.

Герберт Раппапорт, постановщик фильма по оперетте «Москва, Черёмушки», вспоминает: «Я пришёл к нему вечером в гостиницу „Европейская“. Застал гостей. Шостакович за столом что-то писал, отвечая на шутки. Всем было весело, мне – грустно, потому что надежда получить музыку к фильму пропадала. Шостакович продолжал писать и разговаривал. Я поднялся, чтобы уйти. „Куда же вы?“ – спросил Шостакович и протянул мне только что записанные нотные листы – новые фрагменты для „Черёмушек“».

Ровным и благополучным, однако, жизненный и художнический путь Шостаковича назвать нельзя. В начале 1936 года его творчество подпадает под волну критики. Сталину не нравятся оперы и «непонятные» балеты композитора. В начале 1936 года в «Правде» была опубликована разгромная статья «Сумбур вместо музыки», в которой опера «Леди Макбет Мценского уезда» была признана антихудожественной и антинародной, а композитора обвинили в «крайнем формализме», «грубом натурализме» и «мелодическом убожестве». После войны на него обрушился новый шквал критики с обвинениями в «буржуазном декадентстве» и «пресмыкательстве перед Западом». Шостакович был лишён звания профессора Московской и Ленинградской консерваторий и уволен из них. Лишь спустя 13 лет композитор смог вернуться к педагогической работе в Ленинградской консерватории.

Мировая величина в музыке, народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, Лауреат Ленинской премии и пяти Сталинских премий Дмитрий Дмитриевич Шостакович не раз подвергался нападкам за «формализм в музыке». И только его всепобеждающий, высоко ценимый на родине и за рубежом талант помогал ему подниматься снова и снова и, преодолевая все противоречия времени и социума, заставлял двигаться дальше. Заставлял творить.

 Пресс-служба Президентской библиотеки.

250809

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Полезные ресурсы
ВсеКонкурсы
МЕЖНАЦАКСЕЛЕРАТОР 2.0 МЕЖНАЦАКСЕЛЕРАТОР 2.0
АнекдотВсе

В магазине бытовой техники блондинка:
— Не подскажете, что это у вас на витрине?
— Это телефонные удлинители, 5 метров и 10 метров.
— А чем они отличаются?
— Длиной.
— Сильно?

Из разговора двух блондинок.
–Ты чего это с Юлькой дружить перестала?
–Так она в брюнетку перекрасилась.
–Ну и чо?
–Вумная больно.

Регулировщик блондинке:
–Почему вы ездите без номера?
–Ну что вы, номер я помню наизусть!

Скучаю по тем денькам, когда можно было просто столкнуть кого–нибудь в воду, не беспокоясь за смартфон в его кармане.

–Доктор, я эксгибиционист!
–Вижу...

...программера спрашивают:
–Сколько детей?
–Два сына.
–По сколько лет?
После паузы:
–Один на компе играет, а второй нет.

Стоит наркоман, грызёт семечки. Вдруг у него падает семечка, он начинает на неё орать:
— Куда пошла?! Иди ко мне! К ноге я сказал!
Ноль имоций. Наркоман берёт оставшиеся семечки и бросает их на пол:
— Принесите её мне!..

Врач "скорой" осматривает больного:
–Я вижу, что вас мучает серьезный и давний недуг, сильно отравляющий вам жизнь.
Больной шепотом:
–Доктор, ради Бога, тише — она же сидит в соседней комнате!

Фея — Золушке:
–Спиртное на балу не пей! Это он должен позвать тебя замуж, а ты — убежать! А не наоборот, как было в прошлый раз!

— А зачем женщины с утра пшикают баллончиками на голову?
–Это они тараканов травят.

Главное в жизни — не терять людей, с которыми у вас в голове тараканы одного вида.

Сижу дома, читаю книгу. Дочь подходит, удивленно на меня посмотрела и спрашивает: — А что, интернет не работает?

–Алло! Это модельное агентство?
–Да.
–А сколько вы платите моделям?
–Платим мы хорошо, но принимаем только с параметрами 90–60–90.
–Ну, с этим проблем нет, у меня все совпадает — и рост, и возраст, и вес.

Как вы думаете — зачем при жарке шашлыка машут опахалом над углями? Думаете, угли раздувают? А вот и нет. Это чтобы соседи слюной давились!

— Кто таки поставил свой красный "ламборджини" на входе? Ни зайти, ни выйти! Я спрашиваю чей он?
— И шо ты орешь, Моня? Это же твой!
— Знаю, просто может, кто не в курсе!

Несчастный случай произошел на фестивале пива — в гараж наведалась жена.

–Что тебе надобно, старче?–спросила Золотая Рыбка.
–Хочу себе с пенсии купить «Мерседес» — сказал хитрый дед и обеспечил себе бессмертие.