Рекламный баннер 990x90px ban1
102.81
106.1

Полузабытые таланты

Полузабытые таланты

 
Художник Д.Ф. Филиппов

Наш край является малой родиной нескольких мастеров изобразительного искусства. Здесь они родились, получили первые впечатления от окружающей действительности. И в этом мире они оставили заметный след благодаря своим незаурядным художественным способностям.

 

В семи верстах к северо-западу от центра древнего Климентовского Колбекского погоста на берегах Карачунского озера в усадьбе Заозерье в 1711 году родился художник-гравёр Григорий Аникиевич Качалов, один из ярких представителей русского изобразительного искусства XVIII века.

Из переписи 1710 года Колбекского погоста видно, что в данный период «в усадище Заозерье» в трёх разных дворах проживали три семьи мелкопоместных новгородских дворян рода Качаловых. Эти дворянские семьи были настолько бедны, что в их хозяйствах слуг (дворовых людей) не имелось, и быт местных дворянок мало чем отличался от быта крестьянок соседних деревень. Мужчины рода Качаловых служили драгунами в Луцком и Нижегородском полках армии Петра Великого.


Фрагмент гравюры К.А. Качалова «Тезис Тихвинского монастыря». 1759 г.

Тридцатипятилетний драгун Аника Леонтьевич Качалов в 1708 году вернулся с полей сражений Северной войны в своё поместье вследствие ранения и затянувшейся болезни. В усадьбе Заозерье в дворянских семьях проживали лишь женщины с детьми. Брат Дмитрий, дядя Елисей находились в войсках, а племянник Фома обучался военному делу в Тихвине в «новоприборном полку». Дома вернувшегося драгуна встречала молодая жена Федосья и сын Иван. В 1711 году семья пополнилась сыном Григорием, который был на 11 лет младше Ивана.

Детские годы Григорий Аникиевич Качалов провёл в родительской усадьбе Заозерье. В 17 лет он покинул родной дом и в сентябре 1728 года прибыл в Санкт-Петербург.

Мы не можем быть уверенными в том, что Г.А. Качалов когда-либо вновь возвращался на свою родину, хотя бы на несколько дней. Мало известий имеется о других представителях рода Качаловых, чьей родовой усадьбой являлось Заозерье. Из Провинциального некрополя Шереметьевского известно, что на кладбище Колбекского погоста имелась могила местной дворянки Параскевы Осиповны Качаловой (1758 – 10.01.1801).

Последний представитель рода Качаловых на данной земле коллежский советник Григорий Герасимович Качалов 11 августа 1822 года продал полковнице Елизавете Михайловне Мартыновой в Тихвинском уезде Климентовском Колбекском погосте имение «усадище Большой Двор, что ныне называется деревня Заозерье, крестьян 11 мужского пола душ с их женами и детьми и землёю за 4 700 рублей ассигнациями».

В начале XX века Заозерьем владели братья Сергей и Владимир Николаевичи Базырины, ведущие здесь образцовое сельское хозяйство, созданное их отцом. После революции оно подверглось неоднократной реорганизации в первый в крае совхоз, а затем в коммуну, колхоз, отделение совхоза, пока последние потомки социалистических преобразований не покинули данную землю.

Ушедший из данных мест в Санкт-Петербург, за двести лет до исхода местных жителей, Григорий Аникиевич Качалов благодаря своему художественному таланту был зачислен 16 июля 1731 года в ученики гравировального искусства при Академии наук. Учился он у мастеров гравирования Эллингера и Вортмана, рисунку у архитектора Шумахера, получая ученическое жалование по 18 рублей в год.

В 1737 году Г.А. Качалов пожалован подмастерьем с увеличением жалования до 120 рублей в год. Он много работает и как гравёр, и как художник, занимается обучением учеников. Создаёт ряд портретов современников, в том числе в 1740 году портрет Бенингны Готлиб Бирон – жены всесильного фаворита времён императрицы Анны Иоановны, курляндского герцога Эрнста Иоганна Бирона.

С восхождением на престол императрицы Елизаветы Петровны Академия Наук мобилизовала всех своих художников, рисовальщиков и гравёров для иллюстрации процесса коронации царственной особы. В главном коронационном альбоме (54 листа) были размещены гравюры Х. Вортмана, И. Соколова, Г. Качалова и других мастеров. На листе №29 альбома под изображением имеется надпись «Внутренной видъ в проспекте Успенской соборной церкви» (в две строки), а внизу справа: «Грыд. Григорей Качалов». На данном рисунке был отображён кульминационный момент коронации Елизаветы Петровны в Московском Кремле.


Гравюра Г.Качалова с видом на реку Неву (фрагмент).

За прилежные труды Г.А. Качалов с 1 июля 1743 г. стал получать прибавку в 80 руб. к годовому окладу. Жил он вместе с товарищами по работе И.А. Соколовым и М.И. Махаевым с 1741 года в бывшем доме графа Головкина (на месте восточного крыла нынешнего здания Академии художеств), нанятого Академией наук под жильё своим служащим. Вместе они выполняли заказы Академии наук по иллюстрации научных трудов того времени. В 1750 году Г.А. Качалов получает звание мастера, его жалование вышло за пределы, допущенные штатным расписанием, и достигло 250 рублей в год.

В 1748 году Г.А. Качалов исполнил гравюру «Тезис Александро-Невского монастыря», которая разошлась по России и была популярна в церковных кругах. Архимандрит Леонид Тихвинского Успенского большого монастыря решает обратиться в Академию наук и к своему земляку с просьбой создать подобную гравюру с видом своего монастыря, для чего отправляется в Санкт-Петербург. Ходатайства настоятеля монастыря увенчались успехом. Возможно, в период работы над рисунком Г.А. Качалов побывал на своей малой родине.

Гравюра была исполнена как «Тезис Тихвинского Монастыря» в 1759 году. Кроме Тихвинского монастыря на ней изображены: Николо-Беседный монастырь на дальнем плане справа на горизонте; монастырь Антония Дымского – за фигурой преподобного Антония Дымского внизу слева; Троицко-Зеленецкая Мартириева пустынь – за фигурой Мартирия Зеленецкого.

В центре гравюры представлены строения монастыря. Главное здание – Успенский собор ещё не имеет боковых пределов. Звонница изображена с пятью острыми шатрами, которые были у неё до перестройки по типу новгородской Софийской звонницы (восстановлены в настоящее время). Стены монастыря обнесены деревянной стеной с башнями (позднее они были возведены в камне при императорах Павле I и Александре I).

Помимо иллюстрации научных трудов, издаваемых Академией наук, Г.А. Качалов выполнил часть листов в изданном в 1753 году альбоме «План столичного города Санкт-Петербурга». Его гравюры, в частности вид Кунсткамеры, получили широкую известность как в России, так и за границей. Его работы были настолько популярны, что их стали использовать как произведения искусства.

После смерти художника-гравёра И. Соколова в 1759 году Григорий Качалов становится руководителем Гравировальной палаты Академии наук. Пятнадцатого сентября 1759 года он указом Сената «за долговременную службу и за особливое в художествах искусство и приносимую народную пользу» был произведён в прапорщики.

Умер академический гравёр Григорий Аникиевич Качалов в Петербурге 24 октября 1759 года.

Другой мастер изобразительного искусства, но уже советского периода, также имел родовые корни на колбекской земле. Климентовский Колбекский погост после отмены крепостного права прекратил своё существование. Его земли вошли в Большегорскую волость Тихвинского уезда Новгородской губернии. Здесь в деревне Золотово, в трёх верстах от села Колбеки, 8 ноября 1904 года в крестьянской семье родился Дмитрий Филиппович Филиппов – будущий мастер, отмеченный в Реестре профессиональных художников России как «художник двухмерного пространства».

О его детских и юношеских годах сведений нет. Когда он покинул малую родину, и поддерживал ли с нею связь, ничего неизвестно. В Википедии имеется небольшая статья с его краткой биографией, размещённая на нескольких сайтах с одной и той же ошибкой в указании места рождения – в Петербургской губернии вместо Новгородской губернии.

В 1928 году Дмитрий Филиппов поступил на живописный факультет ленинградского ВХУТЕИНа, который окончил в 1932 году с присвоением звания художника монументальной живописи. Его дипломной работой являлась роспись стен в доме отдыха посёлка Мартышкино под Ленинградом. В этом же году он был принят в члены Ленинградского союза советских художников.

В 1931-1933 годах Д.Ф. Филиппов работал проектировщиком в Ленжилгражданпроекте, затем художником в ЛЕНИЗО (художественное кооперативно-производственное объединение художников, одной из главных задач которого было производство копий картин знаменитых художников прошлого и настоящего). С конца 1920-х участвовал в художественных выставках, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда. Писал портреты, жанровые композиции, натюрморты, пейзажи.

В 1933 году он перешёл на преподавательскую работу и учил живописи учащихся Ленинградского художественного педагогического училища. После начала Великой Отечественной войны оставался в Ленинграде, участвовал в строительстве оборонительных сооружений, в уличном маскировочном оформлении районов города. В 1943-1945 годах проходил службу в 26 запасной дивизии в должности помощника командира отделения. Награждён медалями «За оборону Ленинграда» (1942), «За доблестный труд в Великую Отечественную войну» (1945), «За победу над Германией» (1945). Демобилизовался в 1945 году в звании младшего сержанта.

Среди произведений, созданных Дмитрием Филипповичем Филипповым в годы Великой Отечественной войны, были картины «На фронт», «В поле», «Ленинградцы в дни блокады», «Вид из окна», «Пленные немцы» (1942), «Бой за Ям-Ижоры» (1943), «Суворов» (1944), «Пленные фрицы» (1945) и другие.

По воспоминаниям жены художника Зинаиды Марковны, выставка блокадных работ Д.Ф. Филиппова была открыта в Доме Красной Армии в 1944 году. Но выставка, наполненная реалистическими картинами блокадного Ленинграда, исчезла. «Ни одна работа с выставки художнику не вернулась, хорошо хоть за самим не пришли», – сообщает в интервью на еврейском информационном портале жена художника.

В 1946 году Д.Ф. Филиппов открыл кафедру монументально-декоративной живописи ЛВХПУ имени В.И. Мухиной, которую возглавлял свыше двадцати лет. После десятилетнего перерыва (1945-1956) он вновь выставляет свои картины на выставках ленинградских художников.

Названия картин художника Д.Ф. Филиппова, приведённые в каталогах выставок ленинградских художников, говорят о смене приоритетов в его творчестве. В каталогах упоминаются картины «Фрукты на круглом столе» (1956), «Фрукты. Натюрморт» (1957), «Натюрморт» (1958), «Маки. Натюрморт», «Фрукты на белом. Натюрморт» (обе 1959), «Цветы и фрукты» (1960), «Георгины», «Жёлтые цветы», «Маки» (все 1961), «Маки на цветной ткани» (1962) и другие.

Дмитрий Филиппович Филиппов скончался 22 апреля 1967 года в Ленинграде на шестьдесят третьем году жизни. Его произведения находятся в музеях и частных собраниях в России, Японии, Франции и других странах.

Молодое поколение нашего края ничего не знает о талантливых художниках, родившихся на родной земле, на которой нет им посвящённых памятных досок и знаков. А они могли бы быть, если бы краеведы и туристы нашего края на месте бывшей деревни Заозерье поставили памятный знак, хотя бы в виде столба и доски с памятной надписью. Подобное творчество проявили жители Бежецкого района Тверской области, установив на месте бывшей усадьбы Николая Гумилева Слепнево знак о пребывании в ней известной поэтессы Анны Ахматовой. Это сделало посещение данного места туристами более осмысленным.

Л.А. СТАРОВОЙТОВ,
краевед.

400818

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Полезные ресурсы
ВсеКонкурсы
МЕЖНАЦАКСЕЛЕРАТОР 2.0 МЕЖНАЦАКСЕЛЕРАТОР 2.0
АнекдотВсе

В магазине бытовой техники блондинка:
— Не подскажете, что это у вас на витрине?
— Это телефонные удлинители, 5 метров и 10 метров.
— А чем они отличаются?
— Длиной.
— Сильно?

Из разговора двух блондинок.
–Ты чего это с Юлькой дружить перестала?
–Так она в брюнетку перекрасилась.
–Ну и чо?
–Вумная больно.

Регулировщик блондинке:
–Почему вы ездите без номера?
–Ну что вы, номер я помню наизусть!

Скучаю по тем денькам, когда можно было просто столкнуть кого–нибудь в воду, не беспокоясь за смартфон в его кармане.

–Доктор, я эксгибиционист!
–Вижу...

...программера спрашивают:
–Сколько детей?
–Два сына.
–По сколько лет?
После паузы:
–Один на компе играет, а второй нет.

Стоит наркоман, грызёт семечки. Вдруг у него падает семечка, он начинает на неё орать:
— Куда пошла?! Иди ко мне! К ноге я сказал!
Ноль имоций. Наркоман берёт оставшиеся семечки и бросает их на пол:
— Принесите её мне!..

Врач "скорой" осматривает больного:
–Я вижу, что вас мучает серьезный и давний недуг, сильно отравляющий вам жизнь.
Больной шепотом:
–Доктор, ради Бога, тише — она же сидит в соседней комнате!

Фея — Золушке:
–Спиртное на балу не пей! Это он должен позвать тебя замуж, а ты — убежать! А не наоборот, как было в прошлый раз!

— А зачем женщины с утра пшикают баллончиками на голову?
–Это они тараканов травят.

Главное в жизни — не терять людей, с которыми у вас в голове тараканы одного вида.

Сижу дома, читаю книгу. Дочь подходит, удивленно на меня посмотрела и спрашивает: — А что, интернет не работает?

–Алло! Это модельное агентство?
–Да.
–А сколько вы платите моделям?
–Платим мы хорошо, но принимаем только с параметрами 90–60–90.
–Ну, с этим проблем нет, у меня все совпадает — и рост, и возраст, и вес.

Как вы думаете — зачем при жарке шашлыка машут опахалом над углями? Думаете, угли раздувают? А вот и нет. Это чтобы соседи слюной давились!

— Кто таки поставил свой красный "ламборджини" на входе? Ни зайти, ни выйти! Я спрашиваю чей он?
— И шо ты орешь, Моня? Это же твой!
— Знаю, просто может, кто не в курсе!

Несчастный случай произошел на фестивале пива — в гараж наведалась жена.

–Что тебе надобно, старче?–спросила Золотая Рыбка.
–Хочу себе с пенсии купить «Мерседес» — сказал хитрый дед и обеспечил себе бессмертие.