Рекламный баннер 990x90px ban1
102.58
107.43

Моя главная ёлка страны

Моя главная ёлка страны

Я пенсионерка, живу в Пикалёве с 1958 года, когда мы с мужем, молодые инженеры с 5-летним стажем, переехали из Волхова по настоятельному приглашению первого главного инженера ПГЗ ещё достраивающегося завода Н.С. Шморгуненко. На ВАЗе Николай Степанович был моим начальником. Приехали мы на пуск и проработали здесь всю свою трудовую жизнь.
В газете «Рабочее слово» от 16 января этого года на первой странице помещена фотография школьников, побывавших в Москве на главной ёлке страны – кремлёвской. И в моей памяти яркой звёздочкой вспыхнуло воспоминание о моей главной ёлке страны в мои школьные годы, теперь уже очень и очень далёкие, ведь мне уже 86 лет. И хотя сейчас время летнее, совсем далеко до праздничного ёлочного, но мне захотелось поделиться своими воспоминаниями о той новогодней ёлке, которая сыграла большую роль в моей судьбе.

В моё школьное время главная ёлка страны встречала ребят в Колонном зале Дома Союзов. Там же происходили все съезды, государственные торжества, политические события. Время, о котором я пишу, – конец декабря 1942 года. Идёт Отечественная война – трудное, напряжённое время, на улицах нет привычного сейчас освещения, все окна закрыты тёмной светомаскировкой. И хотя наступает Новый год, но никто не несёт ёлку, чтобы нарядить её дома – чувствуется суровое военное время. А новый 1943 год вот-вот наступит. Я учусь в 6-м классе школы №8-семилетки. И вот последние дни декабря, в школе идут уроки, и в наш класс входит завуч. О чём-то приглушённо поговорив с учительницей, ведущей урок, она громко говорит: «Калинина (моя девичья фамилия), подойди ко мне». От испуга у меня оборвалось сердце, и буквально на «ватных» ногах подхожу к учительскому столу.

Чтобы были понятны эти мои эмоции, требуется объяснение. В 1937 году мой отец, военный, был из Ленинградского военного округа в г. Красное Село вместе со своим воинским подразделением переведён на Украину. Ехали длинным эшелоном: военная техника (танки, артиллерийские орудия и т.д.), верховые кони, красноармейцы, штабные, семьи военнослужащих. На стоянках отец шёл с проверкой вдоль эшелона, выслушивал рапорты дневальных, а я 8-летняя бежала рядом – для прогулки. На Украине мы жили в военном городке под г. Винницей, и в 1938 году отца репрессировали. Аресты среди военнослужащих в городке происходили почти каждую ночь. Исчезали уважаемые, давно знакомые и даже известные люди, потом уезжали и их семьи, так как жизнь их здесь становилась совершенно невыносимой: ограничения, гонения, притеснения, подозрительность, враждебность.

Всё это было непонятно, неожиданно, необъяснимо, и поэтому страшно. Семьи не знали своей вины и очень страдали от такого внезапно обрушившегося на них отношения окружающих. До Подольска мне пришлось в младших классах сменить пять школ, так как нам, семьям репрессированных, не везде можно было жить, не везде работать и не везде учиться. И в Подольске я училась в школе, пройдя суровые житейские испытания в статусе «дочь врага народа». И мне кажется, что в 9 лет я сразу повзрослела. Но зная свой статус, могла ждать удара в любой момент даже в виде грубого слова, поэтому жила в страхе.

И вот, когда завуч произнесла: «Калинина, подойди ко мне», мне показалось, что этот страшный момент настал, и сейчас она продолжит: «Тебе нельзя учиться здесь, среди ребят из честных семей, отцы которых воюют сейчас на фронте». И весь класс будет с отвращением смотреть на меня, вот почему я испугалась до потери сознания.

На она с улыбкой протягивает мне какую-то красочную бумагу и объясняет: «Это тебе билет на главную ёлку страны в Москву в Колонный зал Дома Союзов». И обращаясь к классу: «Ребята, Калинина – лучшая ученица в нашей школе, и мы премируем её билетом в Колонный зал Дома Союзов на главную ёлку Советского Союза в Москве. А на школу нам дали всего один билет». Я даже плохо понимала, что происходит, от страха вся оцепенела. От волнения потеряла голос, протянула руку взять билет, но отдёрнула, спрятала за спину и шёпотом спрашиваю: «А это, правда, мне?» – и только после убеждающего ответа: «Тебе, тебе» – я взяла этот красивый билет.

Это была неожиданная радость, это было чудо! Ведь в школе именно меня никогда не хвалили ни за какие успехи, как будто все годы это была случайность, а не стабильная отличная успеваемость. Именно меня никогда не ставили в пример, всё было строго официально – только по фамилии. И я знала причину – отец! Но я и не ждала похвал. Меня ребята никогда не обижали в Подольске за мой статус, и этого уже было достаточно. Но всё равно я жила в страхе. Билет на главную ёлку страны был наградой, радостью, чудом... и причиной для волнения: а вдруг в Доме Союзов меня спросят: «А на каком фронте воюет твой отец?». Но всё обошлось.

Дом Союзов был празднично украшен снаружи, но неописуемая красота была внутри: огромная разряженная ёлка, яркий свет (ведь в войну в наших домах не было электричества), музыка, нарядные весёлые дети, хороводы, розыгрыши. Выступали детские хоры, детские ансамбли танцев. Настоящие артисты сыграли спектакль-сказ о трёх богатырях, но сюжет прозрачно показал современную войну.

Сюжет такой: идёт жестокая вой-на с хитрым изощрённым врагом. С нашей стороны три богатыря – могучие, в доспехах, как на картине Васнецова, но без коней. Богатырям нужна победа, и они знают, что враг заковал победу в тяжёлые сундуки и надёжно спрятал. Весь спектакль богатыри ищут эти сундуки, а дети-зрители, затаив дыхание, следят за их усилиями. В конце спектакля сундуки найдены, и богатыря, бряцая доспехами, выносят на сцену этих металлических сверкающих чудовищ. Победа в наших руках! Но она ещё в сундуках спрятана, сундуки на хитрых запорах, а ключи злой враг спрятал ещё более изощрённо. Так что богатыри, найдя сундуки, ещё не взяли в свои руки Победу, теперь надо искать ключи – вот задача для богатырей. Но зрители были довольны, ведь ясно, что Победа наша, а богатыри сделают своё доброе дело – откроют сундуки найденными ключами.

И радостные все побежали за подарками. В конце утренника все дети получили по большому подарочному пакету сладостей. В военное время конфеты, печенье – это тоже сказка, только вкусная и почти забытая.

Обратный путь в электричке из Москвы до Подольска я все 40 минут держала этот пакет как сокровище, периодически открывала пакет и совала туда нос – запах сладостный, восхитительный, завораживающий. Настоящие шоколадные конфеты! Но не притронулась ни к одной, мне надо было всё привезти домой. Дома ждал 4-летний двоюродный братишка. Его родители (медики) были в армии, отец-врач был мобилизован в первые дни войны, а мать-фельдшера не брали из-за маленького ребёнка, но она пошла добровольцем, а моя мама стала племяннику на время вой-ны второй мамой. Родители с эвакогоспиталем дошли почти до Берлина.

Вечером за ужином я достала свой подарок. Взрослые – мама и бабушка – отказались в нашу пользу. Братишка был готов всё съесть за один раз, но я растянула эту радость на несколько дней. За этим ужином я рассказывала обо всём увиденном и услышанном на ёлке.

На следующее утро бабушка на большой коммунальной кухне, когда все хозяйки готовили нехитрую еду на своих керогазах, керосинках, примусах, сказала, что её внучка была в Москве в Колонном зале на ёлке, и там в спектакле на современную военную тему отчётливо прозвучало, что победа уже в наших руках. Все соседки, а это были в основном женщины пожилые, захотели сами услышать этот рассказ, и мне пришлось повторить его перед ними. В последующие дни приходили группами соседи из других, даже далёких домов с такой же просьбой. И я повторяла свой рассказ бесконечное число раз всё новым и новым слушателям.

Удивительно быстро разнеслась по улице весть об услышанном и увиденном мной в Колонном зале. Всех людей волновали военные дела, и любые слухи на эту тему обсуждались всеми без исключения. Равнодушных и безразличных не было. А уж если весть была хорошая, то она разносилась мгновенно. Конечно, по радио все слышали об успехах на фронте, но всем хотелось услышать ещё и подтверждение из других источников информации.

Прошли годы. В 1945 году победно закончилась война. А в 1947 году я, закончив десятилетку, получила аттестат зрелости и с подругой-одноклассницей мы решили учиться в институте в Ленинграде, «колыбели революции». Именно эта, часто употребляемая в печати характеристика города, привлекла нас тогда. Так и случилось: окончили институт и получили назначение в г. Волхов на ВАЗ – алюминиевый завод.

Буквально накануне отъезда на работу встретились с учительницей-завучем из 8-й школы-семилетки, которая в войну вручала мне билет на главную ёлку страны. Она очень интересовалась моей судьбой, и я рассказывала всё из своей жизни. Рассказала как приходилось ездить на поезде «500-весёлом» - это товарные вагоны, голый пол, голые стены – такие билеты по дешёвке продавали студентам на путь Москва – Ленинград, в пути 14-16 часов. А если удавалось купить билет предварительно по студенческому билету, на сидячее место (3 человека на нижней полке) в плацкартном вагоне, это было удачей, так как занять можно было третью полку и всю дорогу спать. И вдруг она спросила: «А почему ты так испугалась, когда я пришла и вызвала тебя в классе, чтобы вручить билет на ёлку?»

Я откровенно рассказала о своих страхах, которые стойко преследовали меня долгие годы. Но билет на главную ёлку страны, этот знаменательный подарок, поднял мой моральный дух, я уже перестала постепенно чувствовать себя почти изгоем, хотя, если честно, совсем этот страх не ушёл из меня, и я продолжала его иногда ощущать почти десятки лет. Но забегая вперед, скажу, что в 1968 году отца реабилитировали, а в 2000 году, когда мне было 71 год, детей репрессированных признали также репрессированными и реабилитированными, и я получила о том красную книжечку со своей фотографией, где записаны нормативные государственные акты о положенных льготах. Это была как бы моральная компенсация за затравленное (на Украине) детство сложную юность и не во всём удавшуюся жизнь.

С завучем мы встретились и общались при встрече очень тепло. Она мне сказала, что из моего выпуска школы №8-семилетки из двух классов я одна окончила институт. Рассказала ей, как многократно пересказывала многочисленным соседям по их просьбам сказание о трёх богатырях, нашедших сундук с Победой и ищущих затем к ним ключи. И как радовались эти слушатели, обнадёженные приближением победы, а значит, и конца войны. И мудрая завуч подвела итог: «Вот видишь, билет был один-единственный, а как много радости он доставил многим людям».

Сейчас я пенсионерка, уже давно. Память держит много жизненных событий, но вот особенно прочно светлой звёздочкой зацепилось посещение Колонного зала школьницей 6-го класса в трудные, страшные военные годы, когда для детей страны была устроена новогодняя ёлка, сказочный, незабываемый праздник.

Алла Ивановна СЕМЕНЕНКО.

248337

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Полезные ресурсы
ВсеКонкурсы
МЕЖНАЦАКСЕЛЕРАТОР 2.0 МЕЖНАЦАКСЕЛЕРАТОР 2.0
АнекдотВсе

В магазине бытовой техники блондинка:
— Не подскажете, что это у вас на витрине?
— Это телефонные удлинители, 5 метров и 10 метров.
— А чем они отличаются?
— Длиной.
— Сильно?

Из разговора двух блондинок.
–Ты чего это с Юлькой дружить перестала?
–Так она в брюнетку перекрасилась.
–Ну и чо?
–Вумная больно.

Регулировщик блондинке:
–Почему вы ездите без номера?
–Ну что вы, номер я помню наизусть!

Скучаю по тем денькам, когда можно было просто столкнуть кого–нибудь в воду, не беспокоясь за смартфон в его кармане.

–Доктор, я эксгибиционист!
–Вижу...

...программера спрашивают:
–Сколько детей?
–Два сына.
–По сколько лет?
После паузы:
–Один на компе играет, а второй нет.

Стоит наркоман, грызёт семечки. Вдруг у него падает семечка, он начинает на неё орать:
— Куда пошла?! Иди ко мне! К ноге я сказал!
Ноль имоций. Наркоман берёт оставшиеся семечки и бросает их на пол:
— Принесите её мне!..

Врач "скорой" осматривает больного:
–Я вижу, что вас мучает серьезный и давний недуг, сильно отравляющий вам жизнь.
Больной шепотом:
–Доктор, ради Бога, тише — она же сидит в соседней комнате!

Фея — Золушке:
–Спиртное на балу не пей! Это он должен позвать тебя замуж, а ты — убежать! А не наоборот, как было в прошлый раз!

— А зачем женщины с утра пшикают баллончиками на голову?
–Это они тараканов травят.

Главное в жизни — не терять людей, с которыми у вас в голове тараканы одного вида.

Сижу дома, читаю книгу. Дочь подходит, удивленно на меня посмотрела и спрашивает: — А что, интернет не работает?

–Алло! Это модельное агентство?
–Да.
–А сколько вы платите моделям?
–Платим мы хорошо, но принимаем только с параметрами 90–60–90.
–Ну, с этим проблем нет, у меня все совпадает — и рост, и возраст, и вес.

Как вы думаете — зачем при жарке шашлыка машут опахалом над углями? Думаете, угли раздувают? А вот и нет. Это чтобы соседи слюной давились!

— Кто таки поставил свой красный "ламборджини" на входе? Ни зайти, ни выйти! Я спрашиваю чей он?
— И шо ты орешь, Моня? Это же твой!
— Знаю, просто может, кто не в курсе!

Несчастный случай произошел на фестивале пива — в гараж наведалась жена.

–Что тебе надобно, старче?–спросила Золотая Рыбка.
–Хочу себе с пенсии купить «Мерседес» — сказал хитрый дед и обеспечил себе бессмертие.