В городе Пикалёво я живу с сентября 1956 года, а в октябре поступила на работу в отдел капитального строительства Пикалёвского глинозёмного завода. Сразу же включилась в интересную работу по привязке проектной документации к конкретным условиям и сопровождению строительно-монтажных работ. Порой приходилось задерживаться допоздна, чтобы к утру выдать строителям необходимую документацию.
Глинозёмный завод строил коллектив треста №30. Он же возводил город Пикалёво. И хотя с 1954 года Пикалёво официально обозначено городом, но городом его можно было назвать с большой натяжкой. Это была сплошная строительная площадка: повсюду краны, экскаваторы, грузовые машины. Городской пейзаж напоминает улица Советская, забетонированная от дома 3 до дома 15, а на въезде в город тянется булыжная мостовая, такое же мощение и на строящейся Школьной улице. Тротуаров нет. На Школьной улице высится здание кирпичной школы на 400 мест и недалеко в маленьком двухквартирном доме размещалась больница на 13 коек. Со всех сторон к городу подступают деревни.
Постоянно на стройку прибывает молодёжь по комсомольским путёвкам и по вербовке из Брянской, Смоленской, Псковской областей, Дальнего Востока, знакомые и родственники пикалёвцев, а также много бывших заключённых – их расселяют в общежитиях. Между собой их, с долей романтики, мы называли «Париж» – Заводская 16, «Лондон» – Заводская 10, «Берлин» – Вокзальная 13. Идёт строительство двухэтажных домов коридорной системы в «чёрном квартале», а на ул. Гузеевской строится посёлок цементников, где в свободное от работы время молодые семьи строят для себя дома.
Для промышленного строительства не хватает квалифицированных рабочих, и с полной нагрузкой готовит специалистов профессионально-техническое училище: каменщиков, маляров, штукатуров, плотников, столяров. По направлению в учебном комбинате Главленинградстроя наши ребята обучаются на экскаваторщиков и водителей. Одновременно готовились кадры для нового производства. Семьсот человек поступили в конце 1958 года на курсы, которые подготовили рабочих самых нужных профессий – транспортёрщиков, пневматорщиков, насосчиков, слесарей. Около шестисот выпускников средних школ были обучены в Волховском техническом училище специальностям спекальщика, автоклавщика, мельника, фильтровщика.
Первым директором строящегося завода был Фёдор Григорьевич Фальши, ранее работавший на Богословском алюминиевом заводе. Главный инженер завода тех лет Николай Степанович Шморгуненко на Волховском алюминиевом заводе осваивал производство глинозёма из нефелинов, его опыт был ценнейшим для нового предприятия. Лауреат государственной премии Николай Степанович Павлов, возглавлявший Тихвинский глинозёмный завод, консультировал коллег.
Этой же осенью комсомольцы завода собрались на отчётно-выборное собрание. В избранный комитет комсомола избрали и меня, поручив культурно-массовую и спортивную работу. В городе тон в комсомольской работе задавали комсомольцы строительного треста №30, а комитет комсомола треста постоянно сотрудничал с комитетами комсомола цементного и глинозёмного заводов. А работы для комсомольского влияния хватало.
Трудновато шла притирка и знакомство прибывающей молодёжи, порой с драками, и мы совместно организовали постоянный комсомольско-молодёжный патруль для патрулирования в городе и на танцах. Помню поимённо всех участников первого комсомольско-молодёжного патруля: Лида Аникеенко, Валентина и Борис Тяпкины, Жанна Петренко, Владимир Нугаев, Виктор Казаков, Николай Сидоров. По субботам и воскресеньям проходят вечера танцев в клубе «чёрный дрозд» (УМ 17) и в клубе «конюшня» на территории будущего шиферного завода. Постепенно порядок восстанавливался.
Очень ярко сидит в памяти первая комсомольская свадьба – создавали семью Анатолий Любимов и Рита Малиновская. Мы решили отметить её празднично, с выдумкой. Свадебный вечер нам разрешили организовать в только что отстроенном Дворце культуры. На вечер мы пробирались через площадь в сапогах, но каждый нёс пакет с завёрнутыми в газеты туфлями. Торжественная часть украсилась вручением молодожёнам ключей от комнаты в доме 29 на улице Советской. Под всеобщее одобрение гостей. В празднично оформленном зале звучала из радиолы музыка. «Риориту» танцевали, наверное, больше десятка раз. Было очень весело…
В мае следующего года у нас на заводе появился инструктор райкома комсомола Леонид Ткаченко и попросил срочно собрать членов комитета комсомола. Он рассказал о том, что 28 июля 1957 года в Москве откроется VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов и райком комсомола предоставляет право направить туда своего делегата нашей комсомольской организации. Мы единогласно решили направить в Москву секретаря комсомольской организации завода Лидию Горшкову.
Надо было слышать, с каким восторгом и подробностями она потом рассказывала о днях фестиваля. Кстати, она сейчас проживает в Москве, и хоть ей уже 83 года, она всегда рада звонку из Пикалёва от друзей своей юности. Фестиваль был насыщен не только встречами, выставками, концертами, но и грандиозными физкультурными праздниками. Быть может, фестиваль и подтолкнул нас к созданию на заводе добровольного спортивного общества.
Уже в августе ДСО начало свою работу под моим председательством. Первыми оформились секции по лыжам и лёгкой атлетики. Первый раз наша команда выехала на областные соревнования в Кавголово летом 1958 года. Команда молодая, задорная. В её составе были Костя Кагансон, Володя Никитин, Евгений Кочеров, Николай Саблуков, Володя Принцев, Нина Новикова, Вера Соколова, Эльвира Казакова, Галина Мосенкова и др.
Ехали просто поучаствовать, а вышли в призёры соревнований. Успех ждал нашу команду и на лыжне зимой. Для укрепления Совета ДСО руководство направило в его состав главного инженера завода Николая Степановича Шмаргуненко, который оказывал неоценимую помощь в организации выездов и комплектованию команд. На очередном заседании Совета мы приняли решение о создании цеховых коллективов физкультуры, начали создавать заводскую футбольную команду.
Не могу не вспомнить о своеобразном по тем временам поощрении. По представлению комсомольского комитета в качестве поощрения выдавались приглашения на приобретение товара. Мой муж Владимир Нугаев тоже заслужил такое поощрение, и из Москвы была получена стиральная машина «Москва», которая выручала не только нашу семью, но и семь друзей и соседей – жили дружно, слаженно. К 7-му ноября 1957 года мне как активистке, спортсменке, комсомолке (это обязательно учитывалось) выделили комнату в коммунальной квартире. Так мы становились городскими жителями, а тем временем 25 сентября 1959 года в Пикалёве был получен первый глинозём.
Благодарна судьбе за этот период жизни. Более чистых и честных отношений между людьми больше не встречала. Всё было основано на доверии и понимании. Комсомол сыграл важнейшую роль в жизни молодёжи и страны в целом. Мне и моим друзьям не стыдно за нашу комсомольскую юность. Мы чувствовали себя причастными к большим делам, событиям личной жизни друг друга, старались помочь попавшим в затруднительное финансовое положение, жилищное, семейное. Мы учились отвечать за себя, за коллектив, интересы которого представляем. Так формировалась гражданская позиция, моральные устои.
Эльвира НУГАЕВА,
член ВЛКСМ с 1951 года.
В магазине бытовой техники блондинка:
— Не подскажете, что это у вас на витрине?
— Это телефонные удлинители, 5 метров и 10 метров.
— А чем они отличаются?
— Длиной.
— Сильно?
Из разговора двух блондинок.
–Ты чего это с Юлькой дружить перестала?
–Так она в брюнетку перекрасилась.
–Ну и чо?
–Вумная больно.
Регулировщик блондинке:
–Почему вы ездите без номера?
–Ну что вы, номер я помню наизусть!
Скучаю по тем денькам, когда можно было просто столкнуть кого–нибудь в воду, не беспокоясь за смартфон в его кармане.
–Доктор, я эксгибиционист!
–Вижу...
...программера спрашивают:
–Сколько детей?
–Два сына.
–По сколько лет?
После паузы:
–Один на компе играет, а второй нет.
Стоит наркоман, грызёт семечки. Вдруг у него падает семечка, он начинает на неё орать:
— Куда пошла?! Иди ко мне! К ноге я сказал!
Ноль имоций. Наркоман берёт оставшиеся семечки и бросает их на пол:
— Принесите её мне!..
Врач "скорой" осматривает больного:
–Я вижу, что вас мучает серьезный и давний недуг, сильно отравляющий вам жизнь.
Больной шепотом:
–Доктор, ради Бога, тише — она же сидит в соседней комнате!
Фея — Золушке:
–Спиртное на балу не пей! Это он должен позвать тебя замуж, а ты — убежать! А не наоборот, как было в прошлый раз!
— А зачем женщины с утра пшикают баллончиками на голову?
–Это они тараканов травят.
Главное в жизни — не терять людей, с которыми у вас в голове тараканы одного вида.
Сижу дома, читаю книгу. Дочь подходит, удивленно на меня посмотрела и спрашивает: — А что, интернет не работает?
–Алло! Это модельное агентство?
–Да.
–А сколько вы платите моделям?
–Платим мы хорошо, но принимаем только с параметрами 90–60–90.
–Ну, с этим проблем нет, у меня все совпадает — и рост, и возраст, и вес.
Как вы думаете — зачем при жарке шашлыка машут опахалом над углями? Думаете, угли раздувают? А вот и нет. Это чтобы соседи слюной давились!
— Кто таки поставил свой красный "ламборджини" на входе? Ни зайти, ни выйти! Я спрашиваю чей он?
— И шо ты орешь, Моня? Это же твой!
— Знаю, просто может, кто не в курсе!
Несчастный случай произошел на фестивале пива — в гараж наведалась жена.
–Что тебе надобно, старче?–спросила Золотая Рыбка.
–Хочу себе с пенсии купить «Мерседес» — сказал хитрый дед и обеспечил себе бессмертие.
Оставить сообщение: