Рекламный баннер 990x90px ban1
102.58
107.43

Листая годы как страницы

Листая годы как страницы


Занятие с вольнонаёмными. Фото военных лет.
(Из фонда Пикалёвского краеведческого музея)

 

Пикалёво в годы
Великой Отечественной войны

Сегодня в нашей газете печатается продолжение воспоминаний, собранных машинистом электровоза известнякового рудника П.А. Скаковским.
Публикуемые материалы ярко отражают труд пикалёвцев, их стремление отстоять родную землю от ненавистного врага, роль партийных и комсомольских организаций в подготовке наступления под Ленинградом.

 

МАСТЕРСКАЯ В ЦЕХАХ ЦЕМЕНТНОГО ЗАВОДА

Вскоре после начала Великой Отечественной войны Ленинградская область и город Ленинград стали фронтовой зоной. На севере её выступила против нашей страны Финляндия. На западе развернулись ожесточённые оборонительные бои за Прибалтику.

Перед партийными и общественными организациями, воинскими подразделениями города и области встала задача о создании тыловых ремонтных баз, обеспечивающих фронт всем необходимым. В июле 1941 года в Пикалёво перебазировалась из глубокого тыла стационарная авиационная мастерская (САМ). Мастерская разместилась в цехах демонтированного цементного завода. Возглавлял её инженер-майор А. Козлов.

Когда немецко-фашистские войска захватили г. Тихвин, авиационная мастерская была эвакуирована из нашего посёлка, а после изгнания врага снова вернулась в Пикалёво. Почти одновременно с ней весной 1942 года в Пикалёво перебазировалась вторая авиационная мастерская, руководимая майором Ермаковым. Она разместилась в помещении церкви, которая находится за цементным заводом.

Обязанностью коллективов авиационных мастерских был ремонт боевых самолетов для Северного, Ленинградского и Волховского фронтов. В авторемонтом цехе мастерских производился капитальный ремонт автомашин, принадлежащих авиационным подразделениям.

Самолёты с повреждениями, которые нельзя исправить на полевых аэродромах, поступали в Пикалёво по железной дороге, разгружались с платформ и доставлялись в мастерские. Из мастерских они возвращались на боевые аэродромы своим ходом.

 

ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ НА РЕКЕ РЯДАНЬ

При работе авиамастерских встал вопрос обеспечения рабочих мест и жилья рабочих электроэнергией. В распоряжение руководства мастерских была передана дизельная электростанция, принадлежащая цементному заводу. Однако её мощности недоставало для производства ремонтных работ. Поэтому было решено использовать водные ресурсы реки Рядани.

К этому времени фронт стабилизировался, стало очевидно, что врагу не возвратиться в город Тихвин. Вот и решили пикалёвцы вместе с воинскими подразделениями перестроить плотину первого подъёма на Рядами. На базе водонасосной станции на реке была создана электростанция.

Экскаваторов и бульдозеров в то время не было, все земляные работы по перестройке насосной станции пришлось выполнять вручную. Здесь всё время находился начальник авиационной мастерской майор Ермаков. Перед началом работ на берегу реки состоялся митинг, после которого все с огромным подъёмом принялись за работу. В руках солдат и гражданских лиц застучали топоры и лопаты, зазвенели пилы. Девушки Анна Шагина, Мария Молодцева (М.И. Петрова) и другие опустились у плотины по колено в холодную ключевую воду, начали расчистку лопатами дна реки.

А когда заиграл баян, пикалёвская молодёжь лихо пустилась в пляс. За несколько дней маленькая электростанция была построена. По проводам в цехи авиамастерских пошёл электрический ток, с новой силой начали крутиться машины.

В небольшой наспех сооружённой на берегу деревянной будке начала «хлопотать» очень молоденькая девушка – первая дежурная электростанции Люба Стафеева (Л.А. Овчинникова). Услышит звонок телефона, снимает трубку.

– Любушка, прибавьте немного, что-то тускло светят лампочки, – слышит она голос в трубке.

– Ясно, постараюсь, – отвечает дежурная.

Люба подходит к щиту, передвигает какой-то регулятор, а на плотине перемещает задвижку. Поток воды усиливается, быстрее начинают крутиться лопасти рабочего колеса, больше поступает электроэнергии потребителям.

 

ПРИСЯГА НА ВЕРНОСТЬ РОДИНЕ

В самолётном, приборном, оружейном, автотранспортом цехах, в цехе хромирования, в механическом и других цехах авиационных мастерских рука об руку с военными специалистами трудился большой коллектив рабочих из местного населения. Соблюдался строгий распорядок дня: перед началом смены зачитывалась сводка Совинформбюро о последних событиях на фронтах войны.

Летним утром 1942 года перед штабом авиамастерских построили военных и вольнонаёмных рабочих. Перед строем выступил майор А. Кравченко, бывший командир эскадрильи, назначенный после ранения комиссаром в авиамастерские. Он зачитал очередную сводку Совинформбюро. После этого военные разошлись по цехам. Оставшиеся в строю вольнонаёмные граждане Пикалёва Ваня Андреев, Костя Чернов, М.Е. Балякина, Люба Стафеева, Валя Харькова, Лида Косарева, Коля Шагин, М.И. Молодцева, Володя Тамминг, Н.Н. Арбузова, Валя Москвичева по команде комиссара вышли вперёд.

Как старшая по возрасту первой получила из рук комиссара текст военной присяги М.Е. Балякина. Вздохнув на всю полноту лёгких, она выпрямилась, как это делают военные, и стала читать:

– Я, гражданин Союза Советских Социалистических Республик, перед лицом своих товарищей клянусь...

Некоторые молодые рабочие и работницы спрашивали, почему их не вызвали принимать присягу. Тут же им разъясняли товарищи по труду, что работают они недавно, настанет и для них время.

 

ТОН ЗАДАЮТ КОМСОМОЛЬЦЫ

Вместе со взрослыми у самолётов, ремонтируемых в мастерских, работали юноши и девушки, которым исполнилось 16-17 лет. Имена многих из них известны в наши дни. Это Валентин Григорьев, Катя Новинская (Е. Григорьева), Дима Сорокин, Володя Бабушкин, Миша Николаев, Вася Цветков, Сережа Васильев, Вася Стафеев, Катя Краснова (Е. Копалева), Мария Кутузова (М. Соболева), Лиза Стафеева (Е. Катрич) и многие другие.

Вначале всех их приняли учениками, потом поставили к станкам и самолётам, дали самостоятельную работу. Когда ребятам исполнилось 18 лет, всех их призвали в Советскую Армию. Многие юноши продолжали трудиться в авиационных мастерских, но числились как военнослужащие. Молодые рабочие составили прочную и дружную комсомольскую организацию авиамастерских, на своих собраниях они решали важные производственные задачи, принимали повышенные социалистические обязательства.

На комсомольских оперативках, проводившихся один раз в неделю, подводились итоги выполнения принятых обязательств, критиковались молодые рабочие, допустившие упущения. Комсомольцы задавали тон в работе, трудились для фронта не жалея сил.

 

ПОДГОТОВКА К НАСТУПЛЕНИЮ
ПОД ЛЕНИНГРАДОМ

В ноябре 1942 года возле мастерских скопилось несколько десятков самолётов. Пролетая над посёлком Пикалёво, сделал посадку конструктор легендарного штурмовика «Ил-2» С.В. Ильюшин. Он побывал в авиамастерских, участвовал в испытаниях бомбардировщиков, вышедших из ремонта.

Довольно часто стало посещать авиамастерские в Пикалёве и командование Ленинградского и Волховского фронтов. Побывал здесь и командующий военно-воздушными силами Волховского фронта генерал-лейтенант авиации И.П. Журавлев. На фронте и в тылах чувствовалась подготовка к наступлению, накапливались силы и средства для снятия блокады с Ленинграда.

В ноябре 1942 года состоялось общее собрание авиамастерских. На нём выступил политработник стационарной авиамастерской №139 капитан Серебряков.

– Военнослужащие и вольнонаёмные, коммунисты, комсомольцы и беспартийные, – сказал он, обращаясь к собравшимся. – Доблестные советские войска одерживают блестящие победы над ненавистным врагом. Инициатива на Волховском фронте прочно удерживается в наших руках. Фашизму надломлен хребет, но его армия ещё достаточно сильна. Этого нельзя забывать ни на одну минуту. Враг ещё держит в блокаде город Ленина. Бои предстоят затяжные и упорные...

В заключение капитан Серебряков призвал коллективы авиамастерских удвоить свои силы, быстрее и лучше ремонтировать боевые самолёты. Поддерживая этот призыв, участники собрания приняли решение увеличить рабочий день до 12 часов в сутки, дать фронту больше самолётов, прошедших ремонт в Пикалёве.

Через день прошло комсомольское собрание авиамастерских, на котором молодёжь приняла решение увеличить рабочий день, дополнительно выпускать один самолёт и один двигатель для самолёта в неделю. Ремонт их вести после смены.

– Возьмём такое обязательство? – спросила комсорг самолётного цеха Фаина Колосова.

– Возьмём! – хором ответили ребята.

По почину юношей и девушек самолётного цеха выступила со своим предложением молодёжь автотранспортноремонтного цеха. Силами комсомольцев и молодёжи ребята решили в течение месяца выпускать из ремонта две автомашины в нерабочее время, восстанавливать машины, списанные в металлолом. Все выступления были внесены в протокол и потом оформлены как обязательства молодёжи.

В тяжёлых условиях военного времени, когда особенно трудно с металлом и запасными частями, юноши и девушки выполнили свои обязательства. К началу наступления под Ленинградом и Волховом наши воинские части получили десятки боевых самолётов и автомашин, отремонтированных молодыми патриотами Пикалёва после трудовой смены.


Рабочее слово №34 (840) от 19 августа 1976 года.

247321

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Полезные ресурсы
ВсеКонкурсы
МЕЖНАЦАКСЕЛЕРАТОР 2.0 МЕЖНАЦАКСЕЛЕРАТОР 2.0
АнекдотВсе

В магазине бытовой техники блондинка:
— Не подскажете, что это у вас на витрине?
— Это телефонные удлинители, 5 метров и 10 метров.
— А чем они отличаются?
— Длиной.
— Сильно?

Из разговора двух блондинок.
–Ты чего это с Юлькой дружить перестала?
–Так она в брюнетку перекрасилась.
–Ну и чо?
–Вумная больно.

Регулировщик блондинке:
–Почему вы ездите без номера?
–Ну что вы, номер я помню наизусть!

Скучаю по тем денькам, когда можно было просто столкнуть кого–нибудь в воду, не беспокоясь за смартфон в его кармане.

–Доктор, я эксгибиционист!
–Вижу...

...программера спрашивают:
–Сколько детей?
–Два сына.
–По сколько лет?
После паузы:
–Один на компе играет, а второй нет.

Стоит наркоман, грызёт семечки. Вдруг у него падает семечка, он начинает на неё орать:
— Куда пошла?! Иди ко мне! К ноге я сказал!
Ноль имоций. Наркоман берёт оставшиеся семечки и бросает их на пол:
— Принесите её мне!..

Врач "скорой" осматривает больного:
–Я вижу, что вас мучает серьезный и давний недуг, сильно отравляющий вам жизнь.
Больной шепотом:
–Доктор, ради Бога, тише — она же сидит в соседней комнате!

Фея — Золушке:
–Спиртное на балу не пей! Это он должен позвать тебя замуж, а ты — убежать! А не наоборот, как было в прошлый раз!

— А зачем женщины с утра пшикают баллончиками на голову?
–Это они тараканов травят.

Главное в жизни — не терять людей, с которыми у вас в голове тараканы одного вида.

Сижу дома, читаю книгу. Дочь подходит, удивленно на меня посмотрела и спрашивает: — А что, интернет не работает?

–Алло! Это модельное агентство?
–Да.
–А сколько вы платите моделям?
–Платим мы хорошо, но принимаем только с параметрами 90–60–90.
–Ну, с этим проблем нет, у меня все совпадает — и рост, и возраст, и вес.

Как вы думаете — зачем при жарке шашлыка машут опахалом над углями? Думаете, угли раздувают? А вот и нет. Это чтобы соседи слюной давились!

— Кто таки поставил свой красный "ламборджини" на входе? Ни зайти, ни выйти! Я спрашиваю чей он?
— И шо ты орешь, Моня? Это же твой!
— Знаю, просто может, кто не в курсе!

Несчастный случай произошел на фестивале пива — в гараж наведалась жена.

–Что тебе надобно, старче?–спросила Золотая Рыбка.
–Хочу себе с пенсии купить «Мерседес» — сказал хитрый дед и обеспечил себе бессмертие.