СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
(К 70-летию образования района)
КРАЕВЕДЕНИЮ - ШИРОКУЮ ДОРОГУ
25 июля 1952 года был принят Указ Президиума Верховного Совета РСФСР «Об образовании Бокситогорского района в составе Ленинградской области», в состав которого вошел ряд населенных пунктов из Тихвинского и Ефимовского районов. В 1965 году территория района расширилась за счет присоединения Ефимовского района, в этом качестве район подходит к своему семидесятилетию.
И это самый удобный информационный повод, чтобы поговорить о развитии краеведения в районе. Наибольшее развитие вопросы краеведения получили в Пикалёво. Понятно, что это обусловлено наличием Пикалёвского краеведческого музея, основой собрания которого стали предметы быта и этнографии из музея Спировской школы. В музее имеется ряд коллекций: этнографическая, археологическая, старопечатных и рукописных церковных книг - всего более 17000 экспонатов. Кроме постоянной экспозиции музей организует выставки по различным направлениям, даже ломая известные стереотипы музея: ничего не трогать руками, они провели выставку «От каждого порога — к Питеру дорога». Сотрудник Пикалёвского краеведческого музея Юлия Григорьева в группе «Пикалевский краеведческий музей» в Facebook ведет постоянную рубрику, где интересно рассказывает и, даже обсуждает с подписчиками историю Пикалево, демонстрирует экспонаты музея, проводя таким образом большую и важную просветительскую работу. На сайте Пикалевской центральной библиотеки ведется большой и обстоятельный раздел «Краеведение», имеющий подразделы: «История города», «Город и горожане», «Листая годы, как страницы», «Земляки в годы войны», «Истоки религии», «Бокситогорский район», «Тихвинский край» и странички пикалевских краеведов Леонида Алексеевича Старовойтова и Нины Александровны Бейшер. Газета «Рабочее слово» часто печатает статьи на историко-краеведческую тематику.
Развиваются школьные музеи, так в Пикалевской школе №3 создано целых три музея: Музейный уголок «Военной славы России», Музей «Охраны природы» и Этнографический уголок «Русская изба».
Интересен опыт развития краеведения в средней общеобразовательной школе–интернате поселка Ефимовский. Школьный историко-краеведческий музей этой школы – творческий коллективный проект учащихся, родителей и педагогов школы, созданию которого предшествовала большая кропотливая работа: сначала (1996-1999 г. г.) - реализация программы развития школы по теме «Краеведение – как основа любви к родному краю» и создание кабинета краеведения; 2000-2001 г. г. – создание, а в 2002 году – регистрация школьного историко-краеведческого музея.
Были выпущены авторские учебники М.И. Базаровой: «История земли Ефимовской с древнейших времён до наших дней» и «История земли Бокситогорской с древнейших времён до наших дней», в основе которых лежит краеведческий материал и воспоминания жителей поселка, ветеранов педагогического труда Башковой Р.М., Кузнецовой Т.И., Тараскова А.А., Стуковой В.И., Чайки Н.Ф.; (Позднее, в 2010 году, М.И. Базарова предприняла новое расширенное издание книги «История земли Бокситогорской с древнейших времён до наших дней»).
В 2009 - 2014 г.г. в школе реализован проект « Школьный музей – поисково-творческая лаборатория учащихся», в 2015 – проект « Школьный музей - центр воспитательной работы в образовательном пространстве», а в 2018 году предпринято расширение музейной экспозиции. Музей оборудован в виде русской избы конца XIX– начала XX века. В экспозиции музея представлены подлинные экспонаты (бытовые предметы), сохранившиеся на территории п. Ефимовский, а также близлежащих деревень: Сухая Нива, Радогощь, Сидорово, Красный Бор, Ольеши, Климово и др. Материалы музея знакомят посетителей с особенностями и традициями края, помогают понять общие исторические сведения, характерные и для других регионов России.
Поисково-исследовательская работа в музее ведется по следующим направлениям (разделам экспозиции):
1. История поселка.
2. История школы.
3. Этнографический комплекс «Быт и занятия жителей нашего края».
Результатом поисково-исследовательской деятельности является написание проектных и исследовательских работ, руководителями которых являются учителя – предметники. Со своими наработками обучающиеся выступают на классных часах, конкурсах, конференциях школьного, муниципального, регионального и Всероссийского уровней и становятся их призерами и победителями. Исследовательские материалы являются основой для разработки экскурсий, игровых и познавательных программ.
К краеведческой работе подключилась директор Ефимовского культурно-досугового центра М.Е. Блинова, которая в последнее время предприняла меры по изданию сборников: «Когда протрубили тревогу... (по материалам Р. М. Башковой)», «Война в судьбах наших земляков» и «История Ефимовских школ. Часть 1». Развивается краеведческий кластер в поселке Сомино, чему способствует проведение там ежегодной Соминской ярмарки.
В Бокситогорске дела с краеведением обстоят гораздо хуже, чем в Пикалево и Ефимовском. Причина – в отсутствии системообразующего центра, занимающегося этой работой. После ликвидации Бокситогорского центра истории и культуры родного края, в котором были накоплены солидные материалы, и передачи его функций Бокситогорскому Дворцу культуры такого центра не стало. Хотя до последнего времени одним из направлений Бокситогорского культурно-досугового центра была работа по историко-просветительской деятельности по нескольким направлениям: научно-фондовая работа, научно-исследовательская деятельность, просветительская деятельность и выставочная работа, но с годами эта деятельность по признанию директора дворца Анны Александровны Коньчак из-за «непрофильности» сошла на «нет». И методист по научно-просветительской деятельности занят другими делами, и выставка по истории глиноземного завода, несколько лет простоявшая в раздевалке Дворца культуры, переехала на завод.
Не лучше обстоят дела с краеведением в бокситогорских школах. Правда, например, на сайте Бокситогорской средней общеобразовательной школы №2 имеется очень обширный раздел «История школы», имеющий много подразделов: директора школы, ими славится школа, учителя-фронтовики, красногалстучная пионерия, выпускники школы и т.д. Но вот читаю подраздел «Чемпионка Саппоро», посвященном Любови Мухачевой, в котором написано «Родилась будущая чемпионка 23 июля 1947 года в рабочем поселке Бокситогорск Ленинградской области. Окончила Бокситогорскую восьмилетнюю школу № 2». Я обратился через сайт к директору школы Надежде Александровне Пикалёвой с разъяснениями, что родилась будущая чемпионка в городе Старая Русса, после смерти матери училась в школе-интернате, а заканчивала 11 класс уже в первой школе, и прямого отношения ко второй школе не имеет. Но, однако, ответа я не получил, а эта искаженная информация до сих пор представлена на сайте школы. Думаю, что даже на маленькой лжи детей нельзя воспитывать! На мой взгляд, это непедагогично, как непедагогично, например, и такое явление, когда юные краеведы представляют на конкурсы работы, переписанные из известных источников, не указывая, откуда взят данный материал.
Теперь о ситуации в Бокситогорской школе №1. Школа богата своими традициями, в 1957 году здесь силами школьников под руководством учителя географии и астрономии Михаила Алексеевича Калинина был создан первый в районе школьный краеведческий музей. Силами краеведов школы был создан народный музей в деревне Астрачи. Открытие музея состоялось 9 декабря 1975 г. — в день освобождения Тихвина в здании бывшей начальной школы, находящемся напротив Астрачинского мемориала. Первыми экспонатами стали предметы, найденные на местах сражений, красные следопыты стали экскурсоводами в этом музее.
В действующем сейчас музее школы даже нет упоминаний об этих событиях, отсчет ведется только с 1985 года, когда под руководством Л.А. Васильевой был открыт «Музей боевой славы Бокситогорской средней школы №1». Лидия Александровна Васильева, ставшая впоследствии организатором внешкольной и внеклассной работы школы №1, приняла эстафету от М. А. Калинина и многое сделала для развития школьного музея. Результатом проведенной работы стало два издания (2005 и 2010 годы) сборника «Поклонимся великим тем годам…(Сборник воспоминаний учителей и в учеников Бокситогорской средней школы №1 о нашем крае в годы войны.)».
Сейчас школьный музей работает, регулярно составляются планы, отчеты, проводятся мероприятия, даже получают Грамоты, но все это делается формально, не чувствуется заинтересованности в работе. Так, в музее не были представлены Татьяна Ивановна Поликарпова и Полина Владимировна Перкас, единственные в городе учителя, удостоенные звания «Почетный житель Бокситогорска». Члены Бокситогорского землячества в Санкт-Петербурге, многие из которых были выпускниками БСШ № 1, представили в музей материалы по этим учителям и еще кое-какие экспонаты, а также внесли предложение расширить школьный музей за счет ремонтировавшихся комнат Центра дополнительного образования, но, к сожалению, не были услышаны. Я спросил у директора Центра дополнительного образования Овчинниковой Ирины Владимировны, почему среди направлений работы Центра нет такого важного, как краеведение. Она ответила, что они могли бы заниматься этим направлением, но, к сожалению, нет такого человека, который бы мог взяться за эту работу.
По моей просьбе член нашего землячества Л. Мухачева посетила школьный музей, в котором можно было бы сделать ее уголок, но и тогда вопрос с расширением музея не решился. А ведь чемпионка Олимпийских игр, постоянная участница лыжных соревнований «На приз Л. Мухачевой», единственный в районе человек удостоенный звания «Почетный гражданин Ленинградской области», наверное, заслуживает того, чтобы быть представленной в этом музее. Но это возможно лишь при неформальном отношении к делу, ведь даже на понадобившийся мне в ходе работы над сборником воспоминаний «Страницы памяти - продолжение» запрос о годах жизни директора объединенной в годы войны бокситогорской школы Александра Ивановича Федяева, с которым я обратился к руководству 1-й и 2-й школ, остался без ответа. А найти эти даты не составило бы большого труда «красным следопытам», тем более что в Бокситогорске жила его дочь.
Практическим делом было бы, например, организовать уход ребят за могилами тех же Т. И. Поликарповой, П. В. Перкас, учителей-краеведов А. И. Федяева и М. А. Калинина. Да, и вообще, можно было бы по району закрепить за отдельными школами и организовать уход за могилами Героев Советского Союза В. А. Волкова, Н. И. Завьялова, В.Е. Стукалова, А. П. Сапожникова, кавалера Орденов Славы I, II, и III степени В. П. Никандрова, Героев социалистического труда Х. А. Бадальянца, К. Н. Титова, других воинских захоронений и могил знаменитых людей.
Помимо содержания в порядке захоронений, можно было бы организовать почетные караулы у этих могил 9 мая и в соответствующие праздники.
В библиографии книг о Бокситогорском районе, его предприятиях и людях, составленной при помощи Л. А. Старовойтова и библиографа Центральной библиотеки г. Пикалево Н. А. Васильевой, сегодня насчитывается более 60 наименований различных изданий, но, очевидно, это еще не полный перечень всех имеющихся публикаций. Из списка авторов видно, что большинство краеведов – пикалевцы, а бокситогорцев совсем мало. В последнее время появились только работы Пестова В.А. «Мои воспоминания», изданные Бокситогорской типографией в 2019 году, да книга Полищука В.Ф. «По реке Рагуше. Лирико-краеведческий путеводитель», изданная самиздатом в 2019 году. Есть еще публикации Светланы Владимировой, опубликованные в интернет-сообществе «Бокситогорск – наш любимый город»: «Улицы родного города: Воронина, Вишнякова, Городская» и очерк «Нам – жить и быть счастливыми» про Астрачинский мемориал. Давненько не встречал я материалов по краеведению и в районной газете «Новый путь».
Хорошее дело было начато Валентином Бойцовым, основавшим в 2010 году интернет-сообщество «Мой любимый город». Здесь имеются материалы по истории глиноземного завода и других предприятий и организаций города и района, даже представлены фото вырезок из газеты «Новый путь» краеведческих статей С.В. Кисловского, М.А. Калинина и серии статей Косогорова из газеты «Трудовая слава», которые выложил Андрей Севастьянов. Кроме того, имеется возможность перейти с этой странички в интернете по ссылке на сайты «ВКонтакте» других пользователей: «Администрация Бокситогорского района», МБУ «Бокситогорский культурно-досуговый центр», информационный портал «Мое Пикалево», «История и генеалогия жителей Бокситогорского района» и прочих.
Конечно, возможности, которые сегодня предоставляют информационные технологии, позволяют более широко популяризировать краеведение. Можно было бы под эгидой Пикалевского краеведческого музея организовать интернет-платформу «Краеведение в Бокситогорском районе», собрав все публикации Пикалевского краеведческого музея, выставленные за последние годы на Facebook, дополнив их материалами по Бокситогорску, Ефимовской и всему району. На этом портале можно было бы объединить и сосредоточить все материалы по краеведению из разных источников – школьные музеи, периодические издания, библиотеки, которые ведут «Календарь краеведа» и размещают материалы по краеведению, различные сайты в социальных сетях: «Facebook», «ВКонтакте», «You Tub», «Whats App», «Одноклассники» и прочие. На этой интернет-платформе все любители-краеведы могли бы делиться информацией о сделанных находках и открытиях, спорить друг с другом, давать предложения по улучшению работы по краеведению.
Это позволило бы привлечь внимание жителей Бокситогорского района, особенно школьников, к его близкой и давней истории, прививать любовь к своей малой Родине.
Ю. Баранов,
председатель Бокситогорского горисполкома в 1978-1985 годах
В магазине бытовой техники блондинка:
— Не подскажете, что это у вас на витрине?
— Это телефонные удлинители, 5 метров и 10 метров.
— А чем они отличаются?
— Длиной.
— Сильно?
Из разговора двух блондинок.
–Ты чего это с Юлькой дружить перестала?
–Так она в брюнетку перекрасилась.
–Ну и чо?
–Вумная больно.
Регулировщик блондинке:
–Почему вы ездите без номера?
–Ну что вы, номер я помню наизусть!
Скучаю по тем денькам, когда можно было просто столкнуть кого–нибудь в воду, не беспокоясь за смартфон в его кармане.
–Доктор, я эксгибиционист!
–Вижу...
...программера спрашивают:
–Сколько детей?
–Два сына.
–По сколько лет?
После паузы:
–Один на компе играет, а второй нет.
Стоит наркоман, грызёт семечки. Вдруг у него падает семечка, он начинает на неё орать:
— Куда пошла?! Иди ко мне! К ноге я сказал!
Ноль имоций. Наркоман берёт оставшиеся семечки и бросает их на пол:
— Принесите её мне!..
Врач "скорой" осматривает больного:
–Я вижу, что вас мучает серьезный и давний недуг, сильно отравляющий вам жизнь.
Больной шепотом:
–Доктор, ради Бога, тише — она же сидит в соседней комнате!
Фея — Золушке:
–Спиртное на балу не пей! Это он должен позвать тебя замуж, а ты — убежать! А не наоборот, как было в прошлый раз!
— А зачем женщины с утра пшикают баллончиками на голову?
–Это они тараканов травят.
Главное в жизни — не терять людей, с которыми у вас в голове тараканы одного вида.
Сижу дома, читаю книгу. Дочь подходит, удивленно на меня посмотрела и спрашивает: — А что, интернет не работает?
–Алло! Это модельное агентство?
–Да.
–А сколько вы платите моделям?
–Платим мы хорошо, но принимаем только с параметрами 90–60–90.
–Ну, с этим проблем нет, у меня все совпадает — и рост, и возраст, и вес.
Как вы думаете — зачем при жарке шашлыка машут опахалом над углями? Думаете, угли раздувают? А вот и нет. Это чтобы соседи слюной давились!
— Кто таки поставил свой красный "ламборджини" на входе? Ни зайти, ни выйти! Я спрашиваю чей он?
— И шо ты орешь, Моня? Это же твой!
— Знаю, просто может, кто не в курсе!
Несчастный случай произошел на фестивале пива — в гараж наведалась жена.
–Что тебе надобно, старче?–спросила Золотая Рыбка.
–Хочу себе с пенсии купить «Мерседес» — сказал хитрый дед и обеспечил себе бессмертие.
Оставить сообщение: