Рекламный баннер 990x90px ban1
99.23
103.3

ИЗ ИСТОРИИ СТАРОЙ УСАДЬБЫ

ИЗ ИСТОРИИ  СТАРОЙ УСАДЬБЫ

Речь идёт о старинной дворянской усадьбе, просуществовавшей свыше 450 лет, от которой в настоящее время в Пикалёве остался старый заброшенный парк, расположенный рядом с цементным заводом. В документах прошедших лет она называлась сельцом, усадищем или усадьбой Выглядок, а также Выглатково или Выглядково.

 

Возникновение усадьбы связано с появлением в нашем крае первых дворян в конце XV – начале XVI века. Произошло это при следующих обстоятельствах. В 1478 году великий князь московский Иван III присоединил Великий Новгород к Москве. Все земли новгородских бояр в нашем крае были конфискованы. Иван III не постеснялся даже отобрать часть земель у новгородских монастырей.

Расположенный на реке Воложбе Климентский Колбекский погост, принадлежащий новгородскому архиепископу, был «отписан за великого князя». Все присоединённые новгородские земли были учтены московскими писцами с указанием взимаемых налогов с местного населения.

Затем великий князь московский Иван III приступил к раздаче новгородских земель воинам своего двора и дворов московских бояр. Размещаемые в выделенных землях – поместьях – новоявленные дворяне получали также власть над местными крестьянами, которые платили новым господам оброк.

Поместьем дворянин владел лишь при условии несения военной службы. После его смерти поместье переходило в другие руки, главным образом к его сыну. При отсутствии сыновей часть поместья отделялась его вдове на «прожитие». Девушкам прожиточное имение выделялось до достижения ею пятнадцатилетнего возраста, после этого она его теряла, если не выходила замуж.

Земли московским дворянам на территории Воскресенского Лученского погоста, где ныне расположен город Пикалёво, стали раздаваться в поместья в конце 80-х – начале 90-х годов XV века. Писцовая книга 1495/1496 года Нагорной половины Обонежской пятины письма Юрия Сабурова сохранилась частично, описание Воскресенского Лученского погоста отсутствует.

Сохранившиеся тексты с описанием Михайловского Озерского погоста на реке Тихвинке и Никольского Волокославского погоста в верховьях реки Чагоды свидетельствуют о том, что в них раздача земель в поместья ещё не производилась. В Климентском Колбекском погосте и в Михайловском Черенском погосте на реке Черенке (притоке Воложбы) местные деревни уже были розданы в поместья.

Некоторые дворяне получили поместья по частям, расположенным в нескольких погостах. При описании Колбекского и Черенского погостов упомянуты дворяне, имеющие земли в Воскресенском Лученском погосте. Ими были Митяй и Ивашка Богомоловы, а также Гридя, Куземка и Зеновец Забелины. Пока это первые известные по именам жители нашей округи в далёком прошлом. Из более поздних документов известно, что Забелины обосновались в усадище Повышево, а Богомоловы владели частью деревни Сапог, расположенной вблизи центра Лученского погоста.

Возможно, в этот же период (конец XV века) возникло усадище Выглядок, однако первый документ, где упоминается данная дворянская усадьба, датируется 1538 годом. Опубликованная в актах новгородского Вяжищского монастыря «Раздельная («запись») старца Вяжищского монастыря Игнатия со Степаном Жуковым сыном Скрыпицыным на угодья вопчих деревень Новли, Обрина, Горки, Сапога и Губина Воскресенского в Лучанах погоста Обонежской пятины» к тому же содержит не только упоминание об усадьбе Выглядок, но и названия многих других деревень и мест, расположенных на территории города Пикалёво в далёком прошлом.

Данная грамота явилась документом, закрепляющим полюбовный раздел общих угодий пяти деревень, каждая из которых входила частично в поместье дворянина Степана Скрыпицына и в вотчину Вяжищского монастыря. Грамота была написана дьячком Воскресенской церкви Лученского погоста. Имя первого известного церковнослужителя нашей округи – Иванко Данилов. Свидетелями сделки были сыновья и внуки первых дворян нашего края – Федор Иванович Богомолов и Даниил Иванович Забелин.

Усадьба Выглядок Степана Скрыпицына располагалась немного южнее Белозерской дороги, которая за пятьсот лет своего существования неоднократно меняла названия на Московскую, Соминскую дороги, Ярославский тракт и Вологодское шоссе. В XV веке она была отмечена каменным крестом, стоящим на обочине у Хмелевого ручья недалеко от деревни Горки (впоследствии Лученской Горки).

В 1538 году в поместье Степана Скрыпицына входили доли в деревнях Новли, Обрино, Горка, Сапог и Губино. Новли и Обрино существуют до сих пор, деревня Сапог исчезла при строительстве цементного завода до начала Великой Отечественной войны; деревня Горка была снесена при строительстве глинозёмного завода в 1949 году, Губино уже в XIX веке было пустошью, а находилась данная пустошь к северо-западу от старого парка. Интересно, что уже в то время Обрино делилось на Большое Обрино и Меньшое Обрино.

В состав поместья Степана Скрыпицына входили неизвестные ныне деревни Сергиева, Холмы, Обакуново, Липовка. Упомянутая в грамоте деревня Стукачева простояла ещё четыреста с лишним лет (ныне на её месте находится городская средняя школа №4), а другая деревня – Подлипье в современное время именуется улицей Подлипской.

В упомянутой раздельной грамоте 1538 года приведена топонимика,используемая местным населением, но идентифицировать старые названия различных мест с современными, ныне расположенными на городской территории и в окрестностях, не представляется возможным. Лишь единицы из сотни с лишним старых названий знакомы старожилам города, и их названия – Пенно, Серебряники, Наумовский путь – ещё о чем-то могут говорить. Другие ушли в тьму веков навсегда, и мы никогда не узнаем, у какого такого Водочерпа находилось место, именуемое Святьем, или где был Талец-колодезь, общий для всех, расположенный за Нениным огородом.

Через 25 лет после составления раздельной грамоты Степана Скрыпицына с Вяжищским монастырём по указу царя Ивана Грозного была проведена новая опись Нагорной половины Обонежской пятины, в состав которой входил Воскресенский Лученской погост. Однако полностью данная писцовая книга 1563/1564 не сохранилась. В отрывках скопированных записей, сохранившихся в составе других документов, частично упоминается Воскресенский Лученской погост, а также дворянин Степан Скрыпицын.

Усадьба Выглядок в сохранившейся части писцовой книги 1563 года не упоминается. Из поместья Степана Скрыпицына в ней названы дополнительно деревни Плоское, Сигово, Дедовичи (доля) и Лазарево (доля), местоположение которых пока установить не удаётся. Известная в наше время деревня (ныне урочище) Овинец была в те далёкие времена в совместном владении Скрыпицыных и Забелиных.

Из дворянских соседей Степана Скрыпицына на землях Лученского погоста кроме Богомоловых и Забелиных закрепились Карсаковы и Дубасовы. Из поместья Оклячеевых прожиточное имение было выделено вдове Орине. Ей досталась деревня Дуброва и, возможно, усадище вблизи центра погоста, позднее известное как усадьба Аринино, близ современного городского кладбища. Старожилы ещё помнят его неофициальное название «Аринино поле».

В 1576 году имя дворянина Степана Скрыпицына упоминается в грамоте «великого князя всея Руси» Симеона Бекбулатовича на поместья дворянам Обернибесовым в Лученском погосте. В их пользу от хозяина усадища Выглядок отбирается деревня Исаковская. Симеон Бекбулатович был поставлен на московский престол Иваном Грозным временно, чтобы он взял на себя порчу и колдовство, якобы направленные на московского властителя, и через год, когда, по мнению Ивана Грозного, угроза миновала, подставной царь был отправлен в Тверь. Грамоты «опереточного царя» признавались за настоящие. Обернибесовы надолго обосновались в нашем крае.

Через семь лет владельцем усадьбы Выглядок числится Тихон Иванович Скрыпицын. В писцовой книге 1583 года указано, что ему идёт восьмой год. В таком возрасте полагалось только урезанное поместье. К сожалению, писцовая книга Обонежской пятины Нагорной половины 1563 года опубликована лишь в очень кратких описаниях погостов.

В приведённом отрывке о Воскресенском Лученском погосте приведены лишь данные о составе причта церкви Воскресения Христова и краткие сведения об усадище Выглядок. В писцовой книге оно названо сельцом, в котором располагались двор помещика и двор его человека (холопа) Харитонко Степанова.

В составе поместья Тихона Скрыпицына указаны пустошь около усадища Выглядок по имени Жаркова, а также пустошь Замошье и луг Збужа, расположенный по обе стороны реки Рыдале. Это не опечатка, известно несколько документов XVI-XVII веков, в которых современная река Рядань называется Рыдалью.

Писцовая книга 1583 года показывает полное разорение края. Из 49 деревень Лученского погоста, числившимися за помещиками, сохранились лишь 27 деревень и 52 двора крестьянских, а 80 дворов крестьянских стояли пустыми. Монастырские деревни исчезли, а в Повышеве, бывшей усадьбе Забелиных, «пашни лесом поросло».

В соседних погостах дела обстояли не лучше. Церкви Николы Чудотворца в Дымях и Архангела Михаила в Озерах (Окулово) стояли «без пенья», а около церкви Георгия Победоносца в Койгушах дворы церковнослужителей были пусты. К такому результату привело царствование царя Ивана Грозного, присоединившего к Москве Казань и Астрахань, но потерпевшего неудачу в Ливонской войне (1558-1583) и в борьбе с крымскими татарами.

Ещё более полное разорение нашего края произошло в начале XVII века, в период Смутного времени. Восстановленные деревни и усадьбы были подвергнуты разорению польскими и шведскими интервентами в ходе развернувшейся гражданской войны в России. Особо зверствовали наёмники «черкасы» из числа украинских казаков, которых в народных преданиях наши предки называли «литвой».

Усадьба Выглядок на данный период вполне могла исчезнуть с лица земли. Упоминания о ней в имеющихся документах, где фигурирует Воскресенский Лученской погост, пока не найдено. Но к концу XVII века она, несомненно, существует. Что-то об усадьбе Выглядок Лученского погоста могли бы рассказать писцовые книги Нагорной половины Обонежской пятины 1620, 1646 и 1676 годов. Но они не привлекли внимание советских историков, а также современных российских исследователей прошлого. Обходят их любители генеалогии дворянских родов. Писцовые книги написаны скорописью XVII века, и расшифровка их требует специальной палеографической подготовки.

Спустя 137 лет после последнего упоминания усадьбы Выглядок в XVI веке она фигурирует как усадьба дворянина Артемия Никитича Селивачева в Воскресенском Лученском погосте в переписи 1710 года, произведённой по указу Петра Великого. И хотя в Интернете на генеалогическом сайте данная перепись приведена в очень сокращённом виде, она даёт определённое представление о положении данной усадьбы среди других усадеб Лученского погоста.

Леонид СТАРОВОЙТОВ.
(Продолжение следует)

337696

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Полезные ресурсы
ВсеКонкурсы
МЕЖНАЦАКСЕЛЕРАТОР 2.0 МЕЖНАЦАКСЕЛЕРАТОР 2.0
АнекдотВсе

В магазине бытовой техники блондинка:
— Не подскажете, что это у вас на витрине?
— Это телефонные удлинители, 5 метров и 10 метров.
— А чем они отличаются?
— Длиной.
— Сильно?

Из разговора двух блондинок.
–Ты чего это с Юлькой дружить перестала?
–Так она в брюнетку перекрасилась.
–Ну и чо?
–Вумная больно.

Регулировщик блондинке:
–Почему вы ездите без номера?
–Ну что вы, номер я помню наизусть!

Скучаю по тем денькам, когда можно было просто столкнуть кого–нибудь в воду, не беспокоясь за смартфон в его кармане.

–Доктор, я эксгибиционист!
–Вижу...

...программера спрашивают:
–Сколько детей?
–Два сына.
–По сколько лет?
После паузы:
–Один на компе играет, а второй нет.

Стоит наркоман, грызёт семечки. Вдруг у него падает семечка, он начинает на неё орать:
— Куда пошла?! Иди ко мне! К ноге я сказал!
Ноль имоций. Наркоман берёт оставшиеся семечки и бросает их на пол:
— Принесите её мне!..

Врач "скорой" осматривает больного:
–Я вижу, что вас мучает серьезный и давний недуг, сильно отравляющий вам жизнь.
Больной шепотом:
–Доктор, ради Бога, тише — она же сидит в соседней комнате!

Фея — Золушке:
–Спиртное на балу не пей! Это он должен позвать тебя замуж, а ты — убежать! А не наоборот, как было в прошлый раз!

— А зачем женщины с утра пшикают баллончиками на голову?
–Это они тараканов травят.

Главное в жизни — не терять людей, с которыми у вас в голове тараканы одного вида.

Сижу дома, читаю книгу. Дочь подходит, удивленно на меня посмотрела и спрашивает: — А что, интернет не работает?

–Алло! Это модельное агентство?
–Да.
–А сколько вы платите моделям?
–Платим мы хорошо, но принимаем только с параметрами 90–60–90.
–Ну, с этим проблем нет, у меня все совпадает — и рост, и возраст, и вес.

Как вы думаете — зачем при жарке шашлыка машут опахалом над углями? Думаете, угли раздувают? А вот и нет. Это чтобы соседи слюной давились!

— Кто таки поставил свой красный "ламборджини" на входе? Ни зайти, ни выйти! Я спрашиваю чей он?
— И шо ты орешь, Моня? Это же твой!
— Знаю, просто может, кто не в курсе!

Несчастный случай произошел на фестивале пива — в гараж наведалась жена.

–Что тебе надобно, старче?–спросила Золотая Рыбка.
–Хочу себе с пенсии купить «Мерседес» — сказал хитрый дед и обеспечил себе бессмертие.