Рекламный баннер 990x90px ban1
94.51
104.45

Имение генерала Кренке

Имение генерала Кренке

Имя генерал-лейтенанта Виктора Даниловича Кренке, участника борьбы за освобождение болгарского народа от турецкого ига в период русско-турецкой войны 1877-1878 гг., тесно связано с нашим краем. Его прах покоится на кладбище древнего Климентского Колбекского погоста у Покровской церкви. Рядом с погостом находилась усадьба Переходы, которой владела жена, а затем дочь генерала. Данная усадьба стала близкой и родной для Виктора Даниловича. В ней он с перерывами прожил около трёх десятков лет.

 

По данным 1842 года усадьба Переходы принадлежала надворному советнику Александру Яковлевичу Теглеву, который в период с 1837 по 1844 год служил председателем Новгородской гражданской палаты, т.е. суда по некоторым гражданским делам. Российский Сенат наложил запрещение на имение председателя Новгородской гражданской палаты за «медленные действия по делу о разделе имущества» одного из старорусских купцов, т.е. за судебную волокиту. Объявление о запрещении имения было опубликовано в Сенатских объявлениях за 1842 год.

Из них мы узнаём, что имение А.Я. Теглева находилось в Тихвинском уезде Колбецкого погоста и состояло из усадьбы Переходы, в которой числилось 2 дворовых души мужского пола. Усадьба находилась к северу от Колбецкого погоста на расстоянии чуть более одной версты в долине реки Воложбы. В имение Теглевых также входили деревня Большая Гора, где проживало 33 души крепостных крестьян мужского пола, и часть деревни Болото – 14 душ м.п. Кроме того надворный советник А.Я. Теглев владел деревней Митротино в Вышневолоцком уезде Тверской губернии (20 душ крепостных крестьян). Само по себе запрещение на имение особой роли не играло, хозяин имения на период запрещения лишался лишь права распоряжения своим имением, не мог его продать или заложить в банке.

Весной 1842 года Гренадерский сапёрный батальон, в котором служил поручик В.Д. Кренке, был переведён на постоянные квартиры под Новгород. О новгородском периоде жизни молодого офицера известно мало. Здесь он получил повышение в чинах, в 1843 году ему присваивается звание штабс-капитана, а в 1847 году – капитана. В этот период он женился на Александре Александровне Теглевой и стал новгородским помещиком. Двадцать девятого марта 1863 года В.Д. Кренке получил диплом о присвоении ему и членам его семьи звания потомственных дворян и утверждённый фамильный герб.

Его тесть А.Я. Теглев недолго продолжил службу председателем Новгородской гражданской палаты, о других местах его служения сведений нет. Скончался он после 1862 года. Его наследниками были, кроме дочери Александры Яковлевны, её сестра Мария и брат Николай. В семье Виктора Даниловича Кренке также появились дети – дочь Екатерина и сын Александр. Жена генерала Кренке, по воспоминаниям современников, оказалась не приспособленной к жизни в высшем свете, её считали простоватой и малоинтересной женщиной. В то же время, по воспоминаниям И.П. Мордвинова, простой народ считал её доброй и даже ласковой барыней.

Имение надворного советника А.Я. Теглева подлежало разделу между наследниками, однако Виктор Данилович Кренке договорился с роднёй не дробить его, а передать его семье. За это он обязался оказывать денежную помощь для содержания родственников, что и делал на протяжении многих лет, выплатив в конечном итоге сумму, во многом превышавшую стоимость самого имения.

В отношениях с родственниками бескорыстность генерала проявилась также в помощи, оказываемой племяннице Маргарите Константиновне Кренке. Он сумел её устроить в институт благородных девиц, после окончания которого Маргарита Константиновна была взята на проживание в семью генерала. Она стала подругой дочери, и в зимний период жизни генеральской семьи в Санкт-Петербурге В.Д. Кренке устраивал для них вечеринки, а также отпускал в театры и на балы.

После отмены крепостного права в результате реформы 19 февраля 1861 года крестьяне деревень Большая Гора и Болото стали временнообязанными, т.е. исполняли барщину и оброк до совершения выкупной сделки на предоставленную им от помещика землю. Данные выкупные сделки с крестьянами были заключены от имени юридического владельца имения Александры Александровны Кренке по деревне Большая Гора к 14 марта 1870 года, а по своей части деревни Болото к 4 февраля 1867 года. Другая часть деревни Болото принадлежала дворянке О.Н. Чичериной и графине З.И. Менгден. С указанного времени юридически местных крестьян с семейством Кренке ничего не связывало.

В январе – июне 1866 года генерал В.Д. Кренке оформил выкупные сделки с бывшими крепостными крестьянами, приобретёнными им ранее в Михайловском Черенском погосте. Это были небольшие деревни Заболотье, Ершово и Савицы, которые после реформы 19 февраля 1861 года административно были перечислены в Анисимовскую волость Тихвинского уезда. Точно удалось идентифицировать деревню Ершово, имеющую второе название Ярышево, находящуюся к северо-западу от современной Рудной Горки. В деревне Савино – возможно, прежние Савицы – спустя многие годы имелись участки земли, принадлежащие внукам генерала Кренке.

После выделения земельных участков бывшим крепостным крестьянам в имении Переходы остались довольно значительные земельные площади. Сам генерал не являлся их владельцем, все они были оформлены вначале на жену, а затем на дочь и сына. В 1890 году в данном имении имелось 358 десятин земли, из них под усадьбой было занято 3 десятины, пашней – 30 десятин, под сенокос была отведена 41 десятина, остальное занимали лесные угодья.

Кроме земельного участка, числившегося при усадьбе Переходы, семья Кренке владела другими земельными угодьями. Наследникам дочери генерала Екатерины Викторовны Кренке принадлежала часть отхожей пустоши Восны, расположенной вблизи деревни Дороховой, площадью 44 десятины лесных угодий, в которой имелись сенные покосы площадью 3 десятины.

Сыну генерала Александру Викторовичу Кренке в 1890 году принадлежали в Анисимовской волости Тихвинского уезда земельные угодья в составе пустоши Лужки и пустоши Селифонтовой (947 десятин), а также пустоши Недоточь общей площадью 338 десятин, из которых существенная часть приходилась на Раменские болота. Возможно, этот земельный участок был ранее родовым владением дворян Теглевых, состоящим из четырёх поместных владений 1710 года в Михайловском Березурадинском погосте, включая деревни Струги и Клин. В Михайловском Черенском погосте роду Теглевых также принадлежали поместные земли у деревни Савино на реке Черенке и её притоке Глубокуши, известные ныне под топонимом Теглевский бор.

Генерал В.Д. Кренке устроил в имении Переходы образцовое по тем временам сельское хозяйство, реконструировав также приусадебные постройки. По современным меркам оно было небольшим. В центре барской усадьбы располагался жилой дом с примыкающим к нему садом. С другой стороны по периметру застройки располагалось около двух десятков различного рода строений, необходимых в хозяйстве: от конюшни и скотного двора до амбаров и погреба.

По данным земской статистики в 1879 году в усадьбе имелись 4 постоянных работника: двое мужчин и две женщины. Содержалось 7 лошадей, 29 голов крупного рогатого скота и 6 голов мелкого скота. Спустя одиннадцать лет, ещё при жизни генерала, в усадьбе, числившейся за наследниками Е.В. Кренке, содержалось 7 лошадей, 25 коров, 6 нетелей, 6 телят и 6 свиней. В усадьбе использовался наёмный труд 2 мужчин и 4 женщин. Генералу шёл 75-й год, и он больше занимался написанием воспоминаний, чем экспериментами в сельском хозяйстве.

Особое внимание своей усадьбе и населению окрестных деревень генерал В.Д. Кренке уделял в период с зачисления в армейский запас в 1869 году и до начала русско-турецкой войны 1877-1878 гг., а также после её завершения. Свои опыты в аграрном производстве он описал в книге «О сельском хозяйстве», выдержавшей три издания и получившей признание среди людей, занимавшимся сельскохозяйственным производством.

Не все начинания проходили гладко. Провалился первый опыт силосования кормов, что вызвало насмешки местных крестьян. Но генерал повторил опыты и добился хороших результатов и смены отношения жителей деревни Большой Горы к «барским затеям» в области силосования кормов, посадки картофеля, оштукатуривания стен строений и других полезных начинаний.

Много внимания генерал В.Д. Кренке уделял распространению грамотности среди населения. Он сам вместе с дочерью Екатериной учил местных детей. Проявив педагогический талант, Виктор Данилович разработал курс обучения грамоте за 15 уроков, и, проверив свой метод на практике, написал «Азбуку для народных школ с наставлениями для учителя».

Считая грамотность и образованность членов своей семьи, как и народных масс, делом первостепенной важности, генерал приобретает в больших количествах книги и строит специальный дом для собранной им богатейшей библиотеки. Учёный-краевед И.П. Мордвинов, родившийся в одной из близких к усадьбе Переходы деревень, с детских лет пользовался данной библиотекой и описал её трагический конец в годы советской власти.

Много трудов вложил генерал В.Д. Кренке в создание Колбецкого кредитного общества, впоследствии названного Кренковско-Колбекским обществом. Небольшие денежные ссуды, выдаваемые местным крестьянам под невысокий процент, позволяли им содержать своё хозяйство. По воспоминаниям крестьянина А. Матвеева, опубликованных в Вестнике Новгородского земства, заседания правления ссудо-сберегательного общества проходили в комнате, оформленной большим портретом генерала В.Д. Кренке, а память о генерале долго сохранялась в народе.

Об этом свидетельствует и топоним «Кренкинская», упомянутый в «Дневнике жизни» крестьянина деревни Гагрино Стругского

сельсовета Ефимовского района (ныне территория Бокситогорского района) Ивана Ивановича Шувалова, датированный 13 января 1945 года. В данный период упоминать имя царского генерала никто не смел, но деление пустоши Селифонтово на части местности, именуемые как Громовская, Сновалевская, Кренкинская, среди местного населения ещё сохранялось.

Последние годы жизни генерала были трагическими. Скончалась его любимая дочь Екатерина Викторовна. Умер сын Александр Викторович Кренке, избравший полем своей деятельности работу в земских учреждениях. В 1888 году он был избран гласным (депутатом) тихвинского уездного земского собрания. Его жена Александра Ипполитовна родила ему сына Бориса, рано ставшего сиротой.

Генерал-лейтенант Виктор Данилович Кренке скончался 31 мая 1893 года и был похоронен на кладбище Колбекского погоста. Его жена Александра Александровна пережила мужа на несколько лет. Она умерла 4 июля 1899 года и была похоронена рядом с мужем. Там же на кладбище, по данным Провинциального некрополя, имелась могила Александры Кренке (1848-1877), урождённой Гун, возможно, первой жены сына генерала.

Тихвинская дворянская опека следила за материальным состоянием наследников имения из рода Кренке. В 1900 году ею рассматривался вопрос «Об опеке над имением малолетних детей дворянина Александра Викторовича Кренке в деревне Савино и Каменец». Дело это ныне находится в ЦГИА СПб, Фонд 1025. В том же фонде находится «Отчёт о состоянии имущества Бориса Кренке в Анисимовской волости Тихвинского уезда», датированный 1911 годом. Также с целью финансовой поддержки семьи опекунов Бориса Кренке и его самого в 1911 году Сенат разрешил залог земли в лесных дачах Селифонтово и Лужки Анисимовской волости в части, принадлежащей малолетнему.

По данным справочника 1911 года усадьба Переходы принадлежала Екатерине Александровне Кренке, внучке генерала. В ней в данный период проживало 7 человек (1 человек мужского пола и 6 человек женского пола). Через 7 лет, в ходе революционных событий, потомкам генерал-лейтенанта В.Д. Кренке пришлось навсегда покинуть ставший неродным отчий край.

Леонид СТАРОВОЙТОВ.

57493

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Полезные ресурсы
ВсеКонкурсы
МЕЖНАЦАКСЕЛЕРАТОР 2.0 МЕЖНАЦАКСЕЛЕРАТОР 2.0
АнекдотВсе

В магазине бытовой техники блондинка:
— Не подскажете, что это у вас на витрине?
— Это телефонные удлинители, 5 метров и 10 метров.
— А чем они отличаются?
— Длиной.
— Сильно?

Из разговора двух блондинок.
–Ты чего это с Юлькой дружить перестала?
–Так она в брюнетку перекрасилась.
–Ну и чо?
–Вумная больно.

Регулировщик блондинке:
–Почему вы ездите без номера?
–Ну что вы, номер я помню наизусть!

Скучаю по тем денькам, когда можно было просто столкнуть кого–нибудь в воду, не беспокоясь за смартфон в его кармане.

–Доктор, я эксгибиционист!
–Вижу...

...программера спрашивают:
–Сколько детей?
–Два сына.
–По сколько лет?
После паузы:
–Один на компе играет, а второй нет.

Стоит наркоман, грызёт семечки. Вдруг у него падает семечка, он начинает на неё орать:
— Куда пошла?! Иди ко мне! К ноге я сказал!
Ноль имоций. Наркоман берёт оставшиеся семечки и бросает их на пол:
— Принесите её мне!..

Врач "скорой" осматривает больного:
–Я вижу, что вас мучает серьезный и давний недуг, сильно отравляющий вам жизнь.
Больной шепотом:
–Доктор, ради Бога, тише — она же сидит в соседней комнате!

Фея — Золушке:
–Спиртное на балу не пей! Это он должен позвать тебя замуж, а ты — убежать! А не наоборот, как было в прошлый раз!

— А зачем женщины с утра пшикают баллончиками на голову?
–Это они тараканов травят.

Главное в жизни — не терять людей, с которыми у вас в голове тараканы одного вида.

Сижу дома, читаю книгу. Дочь подходит, удивленно на меня посмотрела и спрашивает: — А что, интернет не работает?

–Алло! Это модельное агентство?
–Да.
–А сколько вы платите моделям?
–Платим мы хорошо, но принимаем только с параметрами 90–60–90.
–Ну, с этим проблем нет, у меня все совпадает — и рост, и возраст, и вес.

Как вы думаете — зачем при жарке шашлыка машут опахалом над углями? Думаете, угли раздувают? А вот и нет. Это чтобы соседи слюной давились!

— Кто таки поставил свой красный "ламборджини" на входе? Ни зайти, ни выйти! Я спрашиваю чей он?
— И шо ты орешь, Моня? Это же твой!
— Знаю, просто может, кто не в курсе!

Несчастный случай произошел на фестивале пива — в гараж наведалась жена.

–Что тебе надобно, старче?–спросила Золотая Рыбка.
–Хочу себе с пенсии купить «Мерседес» — сказал хитрый дед и обеспечил себе бессмертие.