В декабре город отметит 60-летний юбилей, и пока ещё близки обстоятельства его рождения, живы первостроители или их дети и внуки. Юбилей – серьезный повод к продолжению биографической повести о городе.
Пикалёво – один из самых известных в стране городов. И как это случилось, знают все: горожане не согласились с закрытием в 2009 году основных предприятий и вышли с протестом на федеральную трассу. Улаживать конфликт приезжал лично премьер-министр, ныне Президент В.В. Путин.
Сам факт отчаянного поступка понуждает задуматься: почему именно Пикалёво среди 10 тысяч малых городов страны оказалось инициатором рассмотрения отношений власти и частного капитала и многих других сопутствующих проблем?
Думается, произошло это потому, что город имеет свой особенный менталитет. Вопрос: как он возник и устоялся? Давайте представим начало 60-х: на месте старых и старинных деревень строится новый, и как тогда его называли, молодой социалистический город. Основная рабочая сила – жители окрестных деревень и приезжие. Получалась довольно пёстрая толпа, ничем, кроме общего труда, пока не организованная. Организаторами, идейными вдохновителями стали специалисты, причём лучшие в отрасли, которые ехали сюда сами, или которых в срочном порядке направляла сюда партия коммунистов. В те годы ведущая и единственная коммунистическая партия вполне отождествлялась с государством и отраслевыми министерствами. Городу повезло на когорту замечательных руководителей, которые строили не только предприятия и жилые кварталы, но выстраивали идеологию, сам дух промышленного города. Думаю, многие согласятся, что, например, директор комбината Герой Социалистического труда Х. А. Бадальянц не только сам многое сделал для развития города, оставив о себе добрую память, но и воспитал множество руководителей с яркой, смелой позицией, умеющих отстаивать свой взгляд на проблему, порой не совпадающую с мнением большинства… Вот так и создавался особый свободолюбивый пикалёвский менталитет.
В год юбилея города особый интерес представляют люди, которые стали его золотым фондом, многое сделали и продолжают делать во славу своей малой прекрасной родины. С одним из них – очередная встреча корреспондента.
Владимир Евгеньевич Загарских отдал городу 32 года своей трудовой биографии. Его знают все пикалёвцы: кто-то работал под его руководством на газокомпрессорной станции, сотрудничал как с депутатом и общественным деятелем, кто-то получал его помощь и поддержку, и среди них – тысячи детей, спортсменов, инвалидов, десятки организаций и православные храмы. Впрочем, список добрых дел можно продолжать… но сегодня интересно познакомить читателя с Владимиром Евгеньевичем, типичным и одним из интереснейших представителей города.
– Владимир Евгеньевич, существует такое расхожее, но вполне справедливое утверждение, что все мы – родом из детства. То есть, что мы получили и вынесли из первого жизненного опыта, то и определило нашу взрослую жизнь. Это справедливо по отношению к Вам?
– Вполне. В городе детства наш дом находился рядом с клубом, где было множество кружков по интересам. А во дворе, представьте себе, стоял настоящий ЯК-18! Вот какие имелись кружки при клубе – судомодельный, авиамодельный, радио, фото, – я их все прошёл. В 1962 году собрал первый детекторный приёмник. На станции юных техников, во Дворце пионеров, серьёзно занимался радиоделом. У меня была своя домашняя радиостанция, её радиопозывные не закрыты до сих пор. В 1971 году стал чемпионом Советского Союза по радиосвязи на ультракоротких волнах среди юношей. Задача была такая: в течение суток установить как можно больше двухсторонних радиосвязей по всему Союзу. У меня получилось. И это было очень интересно: открыть связь со всем миром. Пришлось даже учить технический английский. А как мы гордились друг перед другом, если удавалось установить связь с какой-нибудь экзотической страной! Например, с Фарерскими островами. А как увлекала «охота на лис» – спортивная радиопеленгация! Такие увлечения приучали к занятию полезным делом и самодисциплине. В молодости это важный урок.
Радиолюбительство засело во мне прочно: сначала всему учился сам, а позже, в 10 классе, вёл радиокружок, и в армии обучал радиотелеграфистов. Во время учёбы в институте также появились новые друзья-радиолюбители.
– Применительно к современным условиям остаётся только мечтать, чтобы у нынешней молодёжи было бы столько увлечений. Но у всякого увлечения есть «автор». Кто приобщал Вас к полезным занятиям, кто стал очень важным для Вас человеком или наставником, если хотите?
– А вот все преподаватели как раз и были такими важными и нужными людьми. Они сами были увлечёнными преподавателями и профессионалами и «заражали» нас своей энергией. Приведу один интересный случай. В нашей среде большим авторитетом пользовался радиолюбитель Суворов. И вот однажды удалось с ним познакомиться и подружиться на всю жизнь. А было это так. Мы, группа мальчишек, ехали в автобусе и горячо обсуждали новости радио. К нашему разговору присоединился попутчик и представился: Владимир Андреевич Суворов. Что с нами было! В итоге он оказал на меня такое сильное влияние, что я даже не стал поступать в институт, а пошёл к нему, начальнику лаборатории КИПиА кожевенно-обувного комбината им. Коминтерна, учеником. Через год я был признан лучшим молодым рабочим комбината. Владимир Андреевич очень многому меня научил.
– Владимир Евгеньевич, Вы поступали в институт, уже имея опыт работы. Это был правильный выбор?
– Да. По системе рабфака я поступил в Кировский политехнический институт на электротехнический факультет. Учился хорошо, для красного диплома не хватало одной пятёрки, но поскольку на втором курсе я уже был женатым человеком, больше думал о том, как подработать вдобавок к повышенной стипендии. Летом трудился в студенческих отрядах на строительстве линий электропередач. За четыре трудовых семестра прошёл путь от рядового бойца студенческого отряда до командира зонального отряда. Кстати сказать, в 2014 году исполняется 50 лет движению стройотрядов.
– Что осталось в памяти о тех временах?
– Сейчас два журналиста готовят книгу к 50-летию стройотрядовского движения. Встречались они и со мной. Что я могу сказать? – Бывшие стройотрядовцы стали командирами производств, общественными деятелями.
А эпизод запомнился такой. Мы строили новый корпус для дома инвалидов в городе Советске Кировской области. В старом корпусе проживало много блокадников, инвалидов войны. И когда мы начинали работать монтажными пистолетами, у них начиналась паника: опять война, выстрелы…поэтому мы выбирали безопасное время, чтобы не беспокоить заслуженных людей.
Студенческая, стройотрядовская закалка впоследствии очень мне помогла. Как командиру, мне нужно было решать вопросы организации производственного процесса, жилья, снабжения материалами, контактировать с местной властью, организовывать питание…словом, школу организатора прошёл суровую.
– 7 марта 1982 года Вы приезжаете в город Пикалёво, который становится вашим родным… Как это случилось?
– После окончания института три года отработал в производственном объединении «Ухтатрансгаз». Там биография начиналась так: через две недели после начала работы инженером меня «бросили» возглавлять службу энерговодоснабжения. Тяжело вчерашнему студенту было, но опыт работы в стройотряде выручил.
Решил поступить в аспирантуру Московского энергетического института. Всё пошло нормально. Вместе с профессором Гамазиным придумали интересную тему «Самозапуск электроприводных компрессорных станций» применительно к нашим условиям. Эта тема разрабатывается только сейчас немецкими учёными и то находится на стадии испытаний. А я в какой-то момент понял, что меня в большей степени привлекает практическая деятельность, чем научная.
Желание к перемене мест, тяга к большим культурным центрам совпала с очередным предложением перейти на работу в производственное объединение «Лентрансгаз» на Пикалёвскую газокомпрессорную станцию. Было очень интересно: новая станция, новое оборудование. Здесь хотелось осуществлять свои задумки. Я пришёл, когда в коллективе было всего 37 человек, а когда уходил, работало уже 300 специалистов.
– Владимир Евгеньевич! Вы славились тем, что на вашем предприятии был идеальный порядок как на производственных площадках, так и в помещениях, и вокруг них. Вы построили спортивную базу, чтобы рабочие могли заниматься спортом, укреплять здоровье. Можно было бы и попроще жить…
– Я был влюблён в свою работу. Это была моя компрессорная станция, моё место жизни. Очень хотел, чтобы люди шли на работу с желанием.
– Владимир Евгеньевич, все эти годы – 32! – Вы активно вели общественную работу. Это было обязанностью руководителя?
– Не только поэтому. Поскольку у меня как руководителя имелись некоторые возможности, то я старался помогать людям в меру отпущенных возможностей. А почему бы не сделать доброе дело? Наверное, будет помниться моё участие в восстановлении храма в селе Сомино. Оно крепкими узами всегда было связано с Пикалёвом, а мне было просто обидно наблюдать убогое состояние храма. И постепенно храм обрёл шпиль, ограду, ворота, памятник Петру Первому. И как приятно, что село становится центром духовной жизни района. Посмотрите, какие шикарные ярмарки по примеру стародавних времён стали проводиться в Сомино. Едут отовсюду, и нам не стыдно за наш замечательный храм и село!
Внешние изменения тесно связаны с внутренними переменами в душах людей. Как фотограф я как бы больше вижу и чувствую душевное состояние людей. Хочу заметить, что больше стало верующей молодёжи, и тот же крестный ход для них не просто дань моде. Они задумываются о смысле жизни…
– Владимир Евгеньевич! Мало того, что Вы по жизни экстремал, так Вы ещё за короткое время стали в ряд с лучшими фотохудожниками региона, среди Ваших друзей просто выдающиеся люди – фотографы, журналисты, писатели, люди искусства. Это же просто чудо, американская мечта о счастье. Как случилось, что фотография стала очень важной частью Вашей жизни?
– Однажды на мои любительские фотографии обратила внимание мой сегодняшний интервьюер, подключила Л.М. Иванову, тогда директора центра истории и культуры родного края, и результатом стала первая выставка моих работ в центре. Она была успешна, но очень скоро, углубившись в тему, я понял, как много следует знать, понимать и осуществить, чтобы твои работы стали интересными и привлекательными!
Сам удивляюсь количеству друзей, которых приобрёл на стезе фотографии. И какие среди них имена! Известнейший «известинец» В.В. Ахломов даже захотел посетить наш город. А на открытии моей выставки уже в Питере сказал, что я – его ученик (чем безмерно горжусь!) и подаю большие надежды.
С тех пор я постоянно в пути в прямом и переносном смысле. Тематика Соминского храма, воплощённая в экспозицию «Из жизни дальнего прихода» тепло принята и в Пикалёве, и в Сомино, и в Питере. Она демонстрировалась на родине – в Вятке, где тоже произошла знаменательная встреча. Митрополит Вятский и Слободской Марк пожелал познакомиться со мной персонально. Разве я мог отказаться? Митрополит также увлекается фотографией: он показал свою лабораторию, попросил высказать мнение о своих работах. Он готовит свою выставку. Мы проговорили с ним несколько часов – и всё о фотографии…
– Но Вы ведь стали также завсегдатаем галереи Карла Буллы в Санкт-Петербурге?
– Да, это бесконечное творческое везение – общаться с такими мастерами, как Павел Маркин, декан факультета фотокорреспондентов, Валентином Эльбеком, хозяином галереи, где я познакомился с такими выдающимися людьми, что какое-то время назад нельзя было посчитать ничем иным, как фантастикой… Самое главное, что мне есть чему и у кого поучиться. Ну, а то, что со мной считаются, это не только мой личный успех, это принадлежит всему городу. Кстати, на юбилейные торжества желают попасть многие известные люди. Например, Юрий Светов, политический обозреватель ТВ-100, Павел Маркин, Леонид Балашевич и другие известные деятели культуры и искусства. Думаю, эти встречи многое дали бы пикалёвцам…
– А что ещё Вы готовите к юбилею города?
– С подачи заслуженного врача России З.И. Штаповой будет освещена жизнь Пикалёвской больницы, у которой нынче тоже юбилей. Снимал два дня. Сделал 700 кадров, после отбора осталось 64 снимка. К ним для выставки будут добавлены старые давние снимки – с ними тоже работаю.
– Итак, фото – главное, первое увлечение…
– На первом месте всегда была и останется семья! У сыновей уже свои дети, бабушкина и дедушкина радость. Маленькому Тимоше три года. Насмотрелся на меня и захотел научиться пользоваться камерой. Сейчас учимся держать камеру, чувствовать её. Но Тима торопит, расспрашивает про кнопки управления и их предназначение.
– А на втором месте, уже боюсь ошибиться, у Вас…
– Фото! Везде, где бывал, а путешествия это третье семейное увлечение, снимал, снимал, снимал…Путешествовать безумно интересно. Но скажу я вам, что восход солнца интереснее, красочнее в деревне Самойлове, чем на острове Сулавеси в южном полушарии!
– Владимир Евгеньевич, Вы интересный человек и друзья у Вас такие же. Подскажите газете, о ком из пикалёвцев следовало бы, на ваш взгляд, рассказать в преддверии юбилейной даты?
– Да вот, например, о Владимире Геннадиевиче Дебенкове, строителе, и Владимире Александровиче Павловском, архитекторе. Один проектирует, другой строит. И сколько же добрых дел вместе ими осуществлено!
А Любовь Николаевна Кочубей, директор Пикалёвской библиотеки! Вместе со своим замом Ниной Ивановной они создали в городе просто уникальный культурный центр.
А сколько ещё славных имён! Нужно их знать и помнить: это наша история, шаг в будущее…
Журналисты называют таких людей гражданами мира: им доступно творчество и богатство мира, и всё лучшее они готовы отдать, воплотить на своей малой Родине.
Беседовала
Светлана ВЛАДИМИРОВА.
В магазине бытовой техники блондинка:
— Не подскажете, что это у вас на витрине?
— Это телефонные удлинители, 5 метров и 10 метров.
— А чем они отличаются?
— Длиной.
— Сильно?
Из разговора двух блондинок.
–Ты чего это с Юлькой дружить перестала?
–Так она в брюнетку перекрасилась.
–Ну и чо?
–Вумная больно.
Регулировщик блондинке:
–Почему вы ездите без номера?
–Ну что вы, номер я помню наизусть!
Скучаю по тем денькам, когда можно было просто столкнуть кого–нибудь в воду, не беспокоясь за смартфон в его кармане.
–Доктор, я эксгибиционист!
–Вижу...
...программера спрашивают:
–Сколько детей?
–Два сына.
–По сколько лет?
После паузы:
–Один на компе играет, а второй нет.
Стоит наркоман, грызёт семечки. Вдруг у него падает семечка, он начинает на неё орать:
— Куда пошла?! Иди ко мне! К ноге я сказал!
Ноль имоций. Наркоман берёт оставшиеся семечки и бросает их на пол:
— Принесите её мне!..
Врач "скорой" осматривает больного:
–Я вижу, что вас мучает серьезный и давний недуг, сильно отравляющий вам жизнь.
Больной шепотом:
–Доктор, ради Бога, тише — она же сидит в соседней комнате!
Фея — Золушке:
–Спиртное на балу не пей! Это он должен позвать тебя замуж, а ты — убежать! А не наоборот, как было в прошлый раз!
— А зачем женщины с утра пшикают баллончиками на голову?
–Это они тараканов травят.
Главное в жизни — не терять людей, с которыми у вас в голове тараканы одного вида.
Сижу дома, читаю книгу. Дочь подходит, удивленно на меня посмотрела и спрашивает: — А что, интернет не работает?
–Алло! Это модельное агентство?
–Да.
–А сколько вы платите моделям?
–Платим мы хорошо, но принимаем только с параметрами 90–60–90.
–Ну, с этим проблем нет, у меня все совпадает — и рост, и возраст, и вес.
Как вы думаете — зачем при жарке шашлыка машут опахалом над углями? Думаете, угли раздувают? А вот и нет. Это чтобы соседи слюной давились!
— Кто таки поставил свой красный "ламборджини" на входе? Ни зайти, ни выйти! Я спрашиваю чей он?
— И шо ты орешь, Моня? Это же твой!
— Знаю, просто может, кто не в курсе!
Несчастный случай произошел на фестивале пива — в гараж наведалась жена.
–Что тебе надобно, старче?–спросила Золотая Рыбка.
–Хочу себе с пенсии купить «Мерседес» — сказал хитрый дед и обеспечил себе бессмертие.
Оставить сообщение: