(Продолжение, начало в №14 от 11.04.2018 г.)
Михайловский Озерской погост Нагорной половины Обонежской пятины. Описан как погост Михайловский в Озерах в писцовой книге Юрия Сабурова 1496 года. Описание сохранилось не полностью, отсутствует сравнительно небольшая часть текста. Частично сохранилось описание погоста, сделанное писцом Андреем Лихачевым в 1563/64 гг., а также опубликован отрывок из писцовой книги Андрея Плещеева 1583 года.
Территория Михайловского Озерского погоста охватывала верховья реки Тихвинки. В центре погоста находилось Озерское озеро, давшее название погосту. На западе деревни погоста располагались до Великого ручья, на юге граница с Лученским погостом шла по линии река Белая – озеро Карповское – озеро Чаицкое – озеро Гусиное. На востоке погоста куст деревень располагался у озера Еглино. От расположенного севернее Явосемского погоста земли Озерского погоста отделяла цепь болот, вытянувшаяся на данном участке вдоль современной границы Тихвинского и Бокситогорского районов.
Погост занимал несколько ландшафтных округов, отделённых друг от друга перелесками, лесами, болотами, т.е. землями, которые трудно было ввести в пашенный севооборот. В местностях с более плодородными землями и удобными для обработки деревни ставились близко друг от друга, образуя кусты деревень, к тому же имеющих общее название.
Кусты деревень хорошо прослеживаются по данным писцовой книги 1563 года. Округа Любеницы находилась к западу от центра Озерского погоста в долине реки Тихвинки, и в неё входили: деревня в Любеницах Плутино, словет Демьяновская; деревня Степановская в Любеницах же, словет Олексеево; деревня Любеница Горка; деревня в Любеницах Олухнова. Словет Мохново; деревня в Любеницах же, словет Врачево; деревня в Любеницах же, словет Езжино.
Другой куст деревень – Жолнино, располагался между Любеницами и центром погоста. По данным писцовой книги 1563 года к нему относились: деревня в Жолнино Сменовская; деревня в Жолнине ж, словет Манакова; деревня в Жолнине ж, словет Опаницына; деревня в Жолнине ж, словет Коковицино; деревня Ортемовская, словет в Жолнине; починок Старой, а ныне деревня, словет Жолнина Задорье.
Кроме того, на территории погоста писцами группировались деревни в центре погоста, в Чудском конце (у озера Еглино) и на юге погоста в Сарском конце. Всего в погосте насчитывалось по данным писцовой книги 1563 года до семидесяти одно-двухдворных деревень с населением, по подсчётам советских историков, около 950-1000 человек.
На момент описания погоста писцом Юрием Сабуровым в 1496 году в его центре на берегу реки Тихвинки стояла деревянная церковь, освящённая во имя Архангела Михаила. Во главе причта стоял поп Савва, в писцовой книге отмечен его двор, а также дворы церковного дьяка Сенки и церковного сторожа Иванки. На землях церковного причта высевалось ржи 3 коробьи (около 430 кг семян) и ставилось 60 копен сена.
В сохранившейся части писцовой книги 1563 года описание церковного прихода Озерского погоста отсутствует. В писцовой книге 1583 года писца Андрея Плещеева было отмечено: А на погосте церковь Михайло Архангела без пения, да на погосте ж дворы церковного причета пусты…
В конце XV века и на протяжении XVI века поместные дворянские землевладения в Озерском погосте отсутствовали. Вместо них в погосте находились монастырские землевладения, среди которых крупнейшим хозяином окрестных деревень был новгородский Спасский Ковалев монастырь. В соседнем Шугозерском погосте он также был крупным земельным собственником.
Приобретение земель Спасским Ковалевым монастырём на реке Тихвинке началось задолго до составления первых писцовых книг края. Сохранилась купчая Спасского Ковалева монастыря на приобретение земли у некоего Прокуя с сыновьями Орестом и Павлом, в которой упоминаются земли, имеющие в качестве границы ручьи Дубно, Сухую и Великую Парцеву, Талец и другие. Также в купчей грамоте упомянуты участки земель, находящихся около деревень Плутино и Мошниково. К сожалению, купчая не имеет точной датировки, считается, что она была составлена в конце XIV – середине XV века, сохранилась в списке (копии) XVI века, но начало её утрачено.
Центром владений Спасского (Спасо-Преображенского) Ковалева монастыря в Озерском погосте было село Большой двор с соседней деревней Веретея. Всего по данным писцовой книги 1583 года в монастырских владениях насчитывалось «живущих 19 деревень, а в пусте сельцо да 27 деревень, да 25 пустошей». Зависимого от монастыря крестьянского населения в данных деревнях насчитывалось 50 дворов, пустыми числился 61 двор.
К середине XVI века Спасо-Преображенский Ковалев монастырь был основным землевладельцем Михайловского Озерского погоста. По данным писцовой книги 1563 года ему принадлежало 70 деревень, в которых насчитывалось 148 крестьянских дворов. Центром монастырских владений была по-прежнему деревня Большой двор с пашней у Веретеи, где проживал монастырский ключник Зешко Минин, державший, по-видимому, значительное количество лошадей, необходимых для разъездов. Об этом свидетельствует накос сена в сто копен в Большом Дворе и пятьдесят копен в Веретее.
Среди владений Спасского Ковалева монастыря были деревни, чьи названия сохранились до наших дней. К ним относятся Плутино и Мошниково (XV-XVI вв.), Новинка (1496), Яковлево (1563), Врачево (1563), Езжино (1563), Старина (1496), Дерева (1496), Лемутрово (1496), Манаково (1563), Еглино (1496), Сара (1563), Сучово (Сычово) (1563), Угол (1563), Осиновка (1563), Верховье (1563).
Другим крупным землевладельцем в Озерском погосте был новгородский Николо-Островский монастырь (упразднён в 1764 году). По данным писцовой книги 1496 года ему в Озерском погосте принадлежали 34 деревни с 44 жилыми дворами. До конфискации новгородского боярского землевладения эти земли принадлежали новгородским боярам Кузьме Фефилатову, Борису Ношкину и Офрему Змейскому.
По писцовой книге 1583 года за Островским монастырем числилось 8 жилых деревень, 24 пустые деревни и 9 пустошей. В жилых деревнях имелся один двор монастырский и 18 дворов крестьянских. Пустыми был 61 крестьянский двор.
К концу правления царя Ивана Грозного (1530-1584) Михайловский Озерской погост находился в хозяйственном запустении. Мелкие земельные собственники (своеземцы), отмеченные в писцовых книгах 1496 и 1563 годов, исчезли, дворянские поместья отсутствовали. Хозяевами погоста были два новгородских монастыря. Положение крестьян под их управлением было немного легче, чем в соседних погостах, особенно в Койгушском, который запустел полностью.
Антоньевский Дымский погост Нагорной половины Обонежской пятины. По мнению тихвинского историка-краеведа И.П. Мордвинова, данный погост мог возникнуть в XIII веке или даже несколько ранее. Об истории монастыря, основанного преподобным Антонием в XIII веке в Дымском погосте, на протяжении первых веков существования известно очень мало. Место нахождения монастыря расположено на берегу озера Дымского, а центр Дымского погоста находился на речке Дымке в 7 верстах к востоку от монастыря в населённом пункте Усадище Дыми.
Территория Дымского погоста была небольшой по сравнению с соседними погостами. На северо-западе он граничил с Пречистенским Тихвинским погостом, имея на своей территории деревни на реке Тихвинке. На юге земли погоста вклинивались на территорию Климентского Колбекского погоста в районе деревни Сеглы, на востоке выходили к территории Воскресенского Лученского погоста.
От описания погоста 1496 года сохранился лишь небольшой отрывок, из которого можно узнать, что территория Дымского погоста была в числе первых, предназначенных для раздачи московским дворянам. Первыми дворянами, обосновавшимися в погосте, были Фома и Василий Яковлевичи Харламовы, получившие наделы из конфискованных земель новгородского боярина Василия Исааковича Федосьина. Дворянский род Харламовых обосновался в Дымском погосте на долгие годы, вплоть до революционных времён XX века.
Более подробные сведения о Дымском погосте приведены в обыскной книге 1573 года по Дымскому погосту. Из неё видно, что на погосте находилась Никольская церковь, священник которой Ефимий Максимов вместе со старостой Семеном Ивановым и другими лицами засвидетельствовал наличие пустых земель в погосте, приведя всех к крестному целованию.
В 1573 году в погосте было немало пустых деревень, земли которых были «не паханы и не кошены». Среди них были деревни Турково (1573), Галицыно (Галично) (1573), Сегла (1496) и другие, чьи названия уже давно ушли в прошлое. Бывшими владельцами деревень, ставших пустыми от десяти до двух лет назад «от мору и от голоду», были дворяне Барановы, Скобельцыны, Вороновы, Култашевы, Сиверицыны и другие.
К данному периоду на землях Дымского погоста имелись монастырские вотчины. В волостке новгородского Никольского Мостищского монастыря проживало пять крестьянских семей, на земле Антоньевского Дымского монастыря три крестьянские семьи.
Составленная спустя десять лет писцовая книга Андрея Плещеева 1583 года зафиксировала полное запустение Дымского погоста. Никольская церковь на погосте стояла «без пения», причт исчез в неизвестном направлении, «пашни церковные земли лесом поросло». В монастырских вотчинах писцы указали лишь наличие у Мостищского монастыря – 18 пустошей, а у Дымского монастыря – 25 пустошей.
В дворянских поместьях сохранилось лишь сельцо Дыми, где имелся двор помещиков и три двора крестьянских; 18 дворов крестьянских были пустыми, а пустошей насчитывалось 22.
Антоньевский Дымский монастырь пришёл в упадок. По грамоте царя Ивана Грозного в 1581 году он был отдан под заселение монахам Валаамского монастыря. В писцовой книге 1583 года в нём были отмечены кроме руководства обители ещё «55 братов» (монахов). Первое пребывание монахов Валаамского монастыря в Дымском монастыре продолжалось до 1597 года. Следующее вынужденное их переселение в Дымский монастырь произошло в разгар событий Смутного времени в начале XVII века.
История Дымского погоста XV-XVI веков скрыта за недостатком дошедших до нас документов, к тому же она перекрывается историей Дымской обители, на изучение которой исследователями потрачено намного больше усилий, чем на изучение погоста, в котором она находилась.
Леонид СТАРОВОЙТОВ.
(Продолжение следует)
В магазине бытовой техники блондинка:
— Не подскажете, что это у вас на витрине?
— Это телефонные удлинители, 5 метров и 10 метров.
— А чем они отличаются?
— Длиной.
— Сильно?
Из разговора двух блондинок.
–Ты чего это с Юлькой дружить перестала?
–Так она в брюнетку перекрасилась.
–Ну и чо?
–Вумная больно.
Регулировщик блондинке:
–Почему вы ездите без номера?
–Ну что вы, номер я помню наизусть!
Скучаю по тем денькам, когда можно было просто столкнуть кого–нибудь в воду, не беспокоясь за смартфон в его кармане.
–Доктор, я эксгибиционист!
–Вижу...
...программера спрашивают:
–Сколько детей?
–Два сына.
–По сколько лет?
После паузы:
–Один на компе играет, а второй нет.
Стоит наркоман, грызёт семечки. Вдруг у него падает семечка, он начинает на неё орать:
— Куда пошла?! Иди ко мне! К ноге я сказал!
Ноль имоций. Наркоман берёт оставшиеся семечки и бросает их на пол:
— Принесите её мне!..
Врач "скорой" осматривает больного:
–Я вижу, что вас мучает серьезный и давний недуг, сильно отравляющий вам жизнь.
Больной шепотом:
–Доктор, ради Бога, тише — она же сидит в соседней комнате!
Фея — Золушке:
–Спиртное на балу не пей! Это он должен позвать тебя замуж, а ты — убежать! А не наоборот, как было в прошлый раз!
— А зачем женщины с утра пшикают баллончиками на голову?
–Это они тараканов травят.
Главное в жизни — не терять людей, с которыми у вас в голове тараканы одного вида.
Сижу дома, читаю книгу. Дочь подходит, удивленно на меня посмотрела и спрашивает: — А что, интернет не работает?
–Алло! Это модельное агентство?
–Да.
–А сколько вы платите моделям?
–Платим мы хорошо, но принимаем только с параметрами 90–60–90.
–Ну, с этим проблем нет, у меня все совпадает — и рост, и возраст, и вес.
Как вы думаете — зачем при жарке шашлыка машут опахалом над углями? Думаете, угли раздувают? А вот и нет. Это чтобы соседи слюной давились!
— Кто таки поставил свой красный "ламборджини" на входе? Ни зайти, ни выйти! Я спрашиваю чей он?
— И шо ты орешь, Моня? Это же твой!
— Знаю, просто может, кто не в курсе!
Несчастный случай произошел на фестивале пива — в гараж наведалась жена.
–Что тебе надобно, старче?–спросила Золотая Рыбка.
–Хочу себе с пенсии купить «Мерседес» — сказал хитрый дед и обеспечил себе бессмертие.
Оставить сообщение: