ХРАМЫ РОДНОГО КРАЯ
|
Принятие христианства нашими предками способствовало появлению в крае первых книг, используемых в проведении богослужений, а также икон, которые на протяжении нескольких столетий являлись единственным направлением живописного искусства. Древние иконы и книги XI-XV веков, хранящиеся в музеях страны, представляют собой наше национальное культурное наследие. Среди них есть уникальные вещи из нашего края.
Летом 1966 года в восточной части Ленинградской области работала экспедиция Русского музея по выявлению и учёту памятников древнерусского искусства. Внутри деревянного здания Никольской церкви XVII века д. Усадище (Озерёво) Бокситогорского района, среди изображений уцелевшего иконостаса, находилась потемневшая от времени икона. Она была покрыта густым слоем олифы, из-под которой просвечивали композиции некоторых житийных сцен. Эти признаки, уже при первом осмотре, позволили предположить большую древность находки.
Дальнейшее ознакомление с находкой выявило, что в деревянной церкви постройки XVII века сохранилось перенесённое, – скорее всего из одной из более старых церквей, принадлежащих Егорьевскому погосту в Озерёве, – замечательное произведение древнерусского искусства – икона Никола в житии. На памятнике размером 106 на 76 см, датируемом второй половиной XIII-началом XIV века, центральное изображение окружено шестнадцатью житийными клеймами-сценками из жизни святого Николая Мирликийского.
Редкий памятник древнерусской живописи был раскрыт от поздних наслоений художником-реставратором И.В. Ярыгиной, под руководством начальника реставрационной мастерской темперной живописи Русского музея Н.В. Перцева – большого знатока русской иконы. К изучению раскрытого памятника позднее обратилась искусствовед Л.Д. Лихачёва, а в наши дни – А. Васильева.
«Никола» написан на трёх узких, несколько вогнутых досках, скреплённых врезными шпонками. На главном поле, рядом с изображением главного святого, помещены миниатюрные фигурки святых Кузьмы и Дамиана, считавшиеся покровителями кузнецов и ювелиров. Практичные новгородцы, чтобы не заказывать несколько икон, предпочитали такие иконы, на которых были бы сразу изображены несколько небесных покровителей.
Размещение на иконе святых Кузьмы и Дамиана даёт возможность сделать предположение, что икона была написана по заказу новгородских ремесленников. Появление её в Озеревском погосте не случайно. По данным писцовой книги 1583 года в нём имелись земли, принадлежащие Никольскому монастырю, расположенному в конце Легощи улицы в Новгороде. Возможно, ещё до основания монастыря икона была отправлена из Никольского храма в церковные земли на реке Чагоде.
Озеревская икона с изображением Николая Угодника относится к житийным иконам, получившим к XIV веку широкое распространение в новгородской школе живописи. Силуэт центральной фигуры Николы чётко выделяется на тёмно-синем фоне. Вокруг располагаются клейма, сливающиеся в красочный орнамент. Композиция иконы построена так, что создаётся ощущение полной наполненности поверхности доски многочисленными яркими деталями – палатами, горками, арками, человеческими фигурами.
Внизу в среднике с обеих сторон помещены маленькие, доходящие лишь до колен Святителя фигурки святых бессребреников Косьмы и Дамиана, также в рост. Эти святые, по статусу врачеватели, помимо их основного назначения, почитались также покровителями кузнецов и ювелиров, и потому были очень популярны в новгородском искусстве.
Клейма на иконе расположены в традиционном порядке. Их шестнадцать, и изображают они эпизоды из жизни св. Николая и его посмертные чудеса: рождество святителя, исцеление сухорукой, приведение в учение, поставление в дьяконы, назначение в пресвитеры, изгнание бесов из древа, спасение корабля от потопления, явление царю Константину, явление епарху Евлавию, явление трём мужам в темнице, избавление их от казни, кормление братии, спасение отрока Димитрия со дна моря, избавление Василия, Агрикова сына из сарацинского плена, возвращение Василия Агрику и, наконец, преставление святителя Николая.
Озерёвская икона относится исследователями к так называемой простонародной линии новгородского искусства, давшей впоследствии на Русском Севере иконные северные письма. Произведение это рассчитано на близкое рассмотрение, на душевную беседу наедине со святыми. Благодаря загруженности композиции, обилию деталей, создаётся ощущение повышенной эмоциональности. Надписи также сделаны в отдельных сценах-клеймах почерком, отчасти напоминающим тексты древних новгородских берестяных грамот.
Второй известной древнерусской иконой, бытовавшей в прошлом на территории Бокситогорского района, является икона Симеона Столпника из Дымского монастыря. Она относится к новгородской школе иконописи или является близкой к ней. Уникальной особенностью иконы является датированная надпись, указывающая, что данная икона написана в Дымский монастырь в 1465 году. Из монастыря в Новгородский музей она поступила в 1915 году.
Икона выполнена на цельной липовой доске размером 72,0 на 47,0 см. Считается, что она создана в одной из провинциальных мастерских, возможно Нагорного Обонежья. Иконографическая схема изображения традиционная, но с некоторыми отличиями. Преподобный Симеон представлен стоящим на столпе, имеющем вид башенки с арочным проёмом и ведущей к нему лестницей в три ступени, а также с небольшой пристройкой, украшенной фронтоном и портиком. Со столпа спускаются на верёвках кувшин и корзина. Святой правой рукой благословляет перед грудью, держа в левой руке свиток.
Известный исследователь древнерусского искусства В.Н. Лазарев отнёс данную икону к работам не очень высокого качества. Он отметил свойственную ей особую примитивность жизнеощущения, проявляющуюся в тяжёлых, плотных красках, в резкости линейных очерков, в подчёркнутой геометричности форм, в суровости грубоватого лика святого. Подобные иконы были широко распространены в далёких лесных монастырях и в приходских церквях погостов.
Кроме упомянутых выше икон в церквях Бокситогорского района находилось множество древних икон, не попавших в поле зрения исследователей древнерусского искусства. Из описаний Дымского монастыря известно о нахождении в нём древних икон Антония Великого, Антония Дымского, Казанской Богоматери, Тихвинской Богоматери, Иоанна Предтечи, Зосимы и Савватия Соловецких.
Сохранились письменные сведения о древних почитаемых иконах, ранее бытовавших в церквях нашего края. В Никольской церкви села Корвала, считающейся выставкой Пашезерского погоста, главной святыней был древний образ св. Николая, чтимый явленным. В Казанской церкви д. Мозолево, выставочной церкви Колбецкого погоста, главной святыней была Казанская икона Богоматери, список с подлинной иконы, перенесённый сюда в XVII веке бывшим казанским воеводой Григорием Путятиным, уроженцем здешних мест. Другой святыней здесь был древний список Нерукотворенного образа.
В единоверческой церкви Озерско-Никольского прихода в селе Никола на реке Тихвинке хранились древние, особо почитаемые старообрядцами иконы св. Николая и Варлаама Хутынского. В часовне д. Сидорово, бывшего Пелушского погоста, находился образ Казанской Богоматери, почитаемый явленным. В Селищенском единоверческом приходе на реке Чагоде в церкви во имя иконы Богоматери Донской находилась чтимая икона.
В XVII веке на территории нашего края в местных монастырях, церквях, часовнях, в домашнем обиходе бытовало множество икон, созданных мастерами различных иконописных школ. Большинство из них было создано тихвинскими иконописцами. Вместе с тем в наш край поступали образа из Вытегорья, где в XVI-XVII веках имелись мастера иконники, работавшие на высоком профессиональном уровне в несколько обособленном стиле от других ареалов Обонежья и находящиеся под влиянием живописи Белозерья и Каргополя.
Отдельной части жителей края импонировало творчество иконописцев из древней Устюжны Железнопольской, где в конце ХV-начале ХVI века появилась довольно крупная мастерская иконописи со своей устойчивой традицией, внёсшей в местные иконы повышенную декоративность изображения.
Иконы новгородского происхождения по-прежнему были широко представлены в нашем крае. Новгородская школа иконописи в XVII веке не утратила своего значения и по-прежнему пользовалась успехом у местного населения.
Созданные иконописцами ладожских монастырей, а также Валаамского и Коневского, иконы в небольших количествах поступали на территорию края с конца XV-начала XVI века.
Древняя книга была рукописной, очень дорогой и, следовательно, редкой. Количество книг, дошедших до наших дней и бывших в обращении во всём древнерусском государстве с XI до начала монгольского ига на Руси (1240 год), учёными насчитывается лишь в несколько сотен, рассеянных по России и разным странам мира. Более распространёнными являются рукописные книги XV-XVII столетия.
В новгородских землях бытовали прекрасные рукописные книги, украшенные тератологическим (звериным) орнаментом. С присоединением Новгорода к Москве множество книг было вывезено в московские пределы. Сведения о рукописных книгах, находящихся в нашем крае, отрывочны и скудны.
Из XVII века дошли сведения, что старицы-монахини Леонида и Александра (спутницы царицы-старицы Дарьи (Анны Колтовской), обитавшиеся в Тихвинском Введенском женском монастыре, пожертвовали Минею в Антониево-Дымский монастырь. Интересно то, что 70 годами раньше этого вклада данная рукописная Минея в 1573 году была пожертвована в Тихвинский Введенский женский монастырь. Другой усердный вкладчик, некто Ждан Данилов (« а молитвенное ему имя Артемий ») – « служка » Тихвинского Успенского Богородицкого мужского монастыря, жертвует в него, а также в Антониево-Дымский монастырь целых четыре книги.
Следствием проведения церковных реформ патриарха Никона был переход к печатным книгам при совершении богослужений. Старообрядцы отказались от печатных книг и сохраняли у себя значительное количество рукописных книг.
Позднее руководство новгородской епархии приказало священникам выслать оставшиеся рукописные книги в Новгород. Ныне часть их хранится в Новгородском городском музее. Среди них находятся древние рукописные книги, поступившие из церквей Климентского Колбекского и Георгиевского Озеревского погостов.
Леонид Старовойтов,
краевед.
В магазине бытовой техники блондинка:
— Не подскажете, что это у вас на витрине?
— Это телефонные удлинители, 5 метров и 10 метров.
— А чем они отличаются?
— Длиной.
— Сильно?
Из разговора двух блондинок.
–Ты чего это с Юлькой дружить перестала?
–Так она в брюнетку перекрасилась.
–Ну и чо?
–Вумная больно.
Регулировщик блондинке:
–Почему вы ездите без номера?
–Ну что вы, номер я помню наизусть!
Скучаю по тем денькам, когда можно было просто столкнуть кого–нибудь в воду, не беспокоясь за смартфон в его кармане.
–Доктор, я эксгибиционист!
–Вижу...
...программера спрашивают:
–Сколько детей?
–Два сына.
–По сколько лет?
После паузы:
–Один на компе играет, а второй нет.
Стоит наркоман, грызёт семечки. Вдруг у него падает семечка, он начинает на неё орать:
— Куда пошла?! Иди ко мне! К ноге я сказал!
Ноль имоций. Наркоман берёт оставшиеся семечки и бросает их на пол:
— Принесите её мне!..
Врач "скорой" осматривает больного:
–Я вижу, что вас мучает серьезный и давний недуг, сильно отравляющий вам жизнь.
Больной шепотом:
–Доктор, ради Бога, тише — она же сидит в соседней комнате!
Фея — Золушке:
–Спиртное на балу не пей! Это он должен позвать тебя замуж, а ты — убежать! А не наоборот, как было в прошлый раз!
— А зачем женщины с утра пшикают баллончиками на голову?
–Это они тараканов травят.
Главное в жизни — не терять людей, с которыми у вас в голове тараканы одного вида.
Сижу дома, читаю книгу. Дочь подходит, удивленно на меня посмотрела и спрашивает: — А что, интернет не работает?
–Алло! Это модельное агентство?
–Да.
–А сколько вы платите моделям?
–Платим мы хорошо, но принимаем только с параметрами 90–60–90.
–Ну, с этим проблем нет, у меня все совпадает — и рост, и возраст, и вес.
Как вы думаете — зачем при жарке шашлыка машут опахалом над углями? Думаете, угли раздувают? А вот и нет. Это чтобы соседи слюной давились!
— Кто таки поставил свой красный "ламборджини" на входе? Ни зайти, ни выйти! Я спрашиваю чей он?
— И шо ты орешь, Моня? Это же твой!
— Знаю, просто может, кто не в курсе!
Несчастный случай произошел на фестивале пива — в гараж наведалась жена.
–Что тебе надобно, старче?–спросила Золотая Рыбка.
–Хочу себе с пенсии купить «Мерседес» — сказал хитрый дед и обеспечил себе бессмертие.
Оставить сообщение: