История некогда крупного населённого пункта Сомино, расположенного на востоке Бокситогорского района, уходит в глубь веков. Освещено историческое прошлое села Сомино намного лучше, чем любого другого населённого пункта в крае, что произошло вследствие путешествия по Тихвинской водной системе нескольких путешественников и любознательных краеведов в прошлом.
Средневековое прошлое Сомино связано с историей Никольского Суглицкого погоста, административно- территориальной единицы, на территории которой оно располагалось. В работах некоторых современных краеведов есть ссылки на Засоминский погост, якобы описанный в писцовой книге 1583 года. Но это утверждение не имеет должного обоснования. Упоминания Засоминского погоста в писцовых книгах нет. Церковь в Сомино открыта в 1841 году в деревне Засоминье, которая ещё называлась Тюменской, и располагалась она рядом с Соминской пристанью. Засоминским погостом позднее могло называться лишь только местное кладбище.
Первое упоминание перевалочного пункта с водного пути на сухопутный, расположенного на реке Соминке, приходится на 1765 год. Об этом свидетельствует опубликованный журнал капитана Бориса Пайкуля. В нём описано прибытие группы немецких колонистов 16 июля 1765 года на Соминскую пристань из Санкт-Петербурга. Далее через два дня немцы двинулись на лодках на Волгу в район города Саратова, на место, выделенное императрицей Екатериной II для их переселения.
Особых происшествий с немецкими колонистами в Сомино не произошло, за исключением разве того, что «…иностранца Трея жена за излишнее ослушание к отъезду по приговору их алтерманов наказана палкою». Капитан Борис Пайкуль рапорт о прибытии колонистов в Сомино отправил своему начальству с корнетом Иваном Ивановым. Возможно, последний и был главным должностным лицом на Соминской пристани в то время.
Достоверно известно, что смотрителем Соминской пристани в 1780-1781 гг. был инженер-капитан Андрей Болкошин. Об этом за соответствующие годы свидетельствует Общий штат Российской империи, на который мы в дальнейшем будем ссылаться.
Секунд-майор Антон Антонович Ганзер числится смотрителем Соминской пристани в 1785 году. На данном посту его сменил титулярный советник Яков Есипов. В 1791-1796 гг. смотрителем пристани являлся обер-провиантмейстер Иван Ильич Фурсов.
В 1802 году смотрителем Соминской пристани служит премьер-майор Христиан Иванович Нолкен, награждённый ранее орденом Георгия 4-й степени за выслугу лет. Немец, с целью поставки на свой стол растительных, молочных и мясных продуктов, покупает у местных помещиков крепостных крестьян с землёю и ставит их на оброк.
Смотрителем пристани Х.И. Нолкен, получивший гражданский чин надворного советника, остаётся недолго. Его наследникам крепостные крестьяне не нужны. Сын бывшего смотрителя майор Александр Христианович Нолкен продаёт последнюю крепостную семью Григория Лукьянова из деревни Тюменской (Засоминье) местному помещику графу В.А. Мусину-Пушкину, обладателю имения в составе деревень Сомино и Тюменской.
Назначение на Соминскую пристань должностных лиц из военного и гражданских ведомств свидетельствует о повышении роли пристани на транспортном пути с Волги в Санкт-Петербург и обратно. Государство осуществляло контроль над важным пунктом скопления людей и товаров.
В 1791 году Соминскую пристань посетил П.И. Челищев, который дал прекрасное её описание в книге «Путешествие по Северу России». Соминская пристань в данное время была важным перевалочным пунктом для российских и иных товаров на Большой Переволоке, как называли сухопутный перешеек в 90 вёрст между Соминской пристанью и Тихвином.
Автор отметил, что «…городов Устюжны и Тихвина купцы от оной деревни по реке Сомины с тамошним железом, сталью, нужными для крестьянства железными и стальными вещьми, дегтем, с смолою, с звериными кожами, поташем, белозерскою и прочею ручною и озерною рыбою и белозерскими белыми снетками отправляют барки и другие речные большие и малые суда в Санкт-Петербург, Москву, Рыбинск, Вытегру, Петрозаводск, Тверь и в прочие низовые города; оттоль же привозят всякие немецкие и московские товары, перловые, просяные и другие хорошие крупы и съестные припасы, виноградные вина, всякие ягоды и орехи, соленую и свежую осетрину, белугу, семгу, сазанину, севрюгу, хлеб рожь, овес, пшеницу, и горох мукою и зернами, гречишные и ячные крупы, деревянное, льняное, конопляное и коровье масло.»
Великая Переволока потеряла своё значение и само название с вводом в действие Тихвинской водной системы. Соминская пристань стала важным пунктом на шлюзованной части водного пути. В период строительства системы и позднее в Соминскую пристань по-прежнему назначались смотрители. В 1809 году смотрителем пристани числился титулярный советник Алексей Иванович Тютрюмов.
В 1810 году его сменил коллежский асессор, выслужившийся до надворного советника, Степан Семенович Екимов (Якимов), который до назначения смотрителем пристани был с 1806 года смотрителем производимых работ по Тихвинскому каналу, шлюзам, полушлюзам и гидротехническим сооружениям на реке Соминке.
В течение многих лет (1813-1831) выполнял работу смотрителя Михаил Абрамович Щеткин. Начинал он свою службу губернским секретарём, а закончил в чине титулярного советника. На посту смотрителя Соминской пристани его сменил Егор Петрович Ишотин, также титулярный советник. Повышение смотрителей в чинах было вызвано тем, что на Соминской пристани эту должность должны были занимать смотрители 1-го класса.
В дальнейшем Тихвинская водная система была разделена на дистанции, а затем на участки. Обязанности смотрителей Соминской пристани стали возлагаться на начальников дистанций и участков.
В 1867 году следовавший с казённым грузом по Тихвинской водной системе Фон дер-Ховен дал следующую характеристику села Сомино, чьим именем всё чаще стали называть Соминскую пристань. Он писал, что в ней «…дома небольшие, деревянные, двухэтажные, плотно прислоненные друг к другу и большею частию деревенской архитектуры; в нижних этажах помещаются трактиры, лавки и продажа съестных припасов. Улицы оживлены, по ночам шум, песни и драки пьяного народа. На краю села большая каменная церковь, не далеко от которой, в деревянном доме, помещается больница на 35 кроватей; на берегу склады и амбары хлеба. Все почти население нанимается в судорабочие. Постоянных жителей Сомина очень немного, на лето же собираются из окрестностей до нескольких тысяч народу …».
Ко времени нахождения Фон дер-Ховена в Сомино количество должностных лиц в нём увеличилось. За продажей вина, с целью соблюдения интересов казны, наблюдал винный пристав. С 1862 года им был титулярный советник Михаил Иванович Лебедев, и квартировал он в селении Сомино.
Руководителем Соминской ведомственной больницы II отделения II округа путей сообщения в 1867 году был лекарь (врач) титулярный советник Михаил Александрович Шлегель. Позднее больница была передана земству Устюженского уезда, и в ней в конце XIX – начале XX века работали земские врачи Г.А. Якобсон, М.Г. Ячмонин и другие.
Начальники 3-го участка Тихвинской водной системы (центр село Сомино) надворный советник Василий Андреевич Адо (1888 – 1894 гг.), Петр Александрович Козловский (1901 г.) были свидетелями угасания водного пути по мере развития сети железных дорог. Соминская пристань в начале XX века постепенно начала приходить в упадок и превращаться в обычный погрузочный пункт для транспортировки брёвен и дров.
Несколько ранее ввода в действие Тихвинской водной системы был создан Ярославский тракт и в Сомино учреждена почтовая станция для перевозки почты и пассажиров. Собственно ямская станция, оказывающая услуги проезжающим, в Сомино существовала и до 1791 года. П.И. Челищев во время своего путешествия останавливался в Сомино «…в деревне и яму господина Александра Яковлевича Сукина».
Соминский краевед, учитель П.Н. Покровский на страницах своего пособия для учащихся привёл следующие важные сведения по истории родного края. В 1798 году по указу Павла I учреждается тракт Санкт-Петербург – Ярославль (Ярославский). В октябре 26 дня 1798 года открыта ямская гоньба. Директору почт и канцлеру князю А.А. Безбородко указано учредить станции, в том числе «6-ю в Соминской пристани». Также приказом князя А.А. Безбородко открыта Соминская почтовая экспедиция, в которую назначены «I экспедитор с жалованием 150 рублей в год, включая канцелярские расходы и 2 почтальона с окладом 50 рублей».
Из начальников почтовой экспедиции известны экспедитор Егор Кузьмич Складнев – коллежский регистратор, заведовавший почтой Соминской пристани в 1809-1812 гг. Его сменил коллежский секретарь Александр Иванович Великосельцев. В 1816 году на данной должности находился коллежский регистратор Александр Турчанинов. Длительное время (1823-1834) почтовым экспедитором Соминской пристани был титулярный советник Алексей Антонович Бегетев, награждённый орденом св. Анны 3-й степени и знаком отличия за XV лет беспорочной службы.
Во второй половине XIX века Соминская почтовая экспедиция была реформирована в Соминское почтово-телеграфное отделение Устюженского уезда. Её начальником в 1901 году был коллежский секретарь Михаил Николаевич Покровский.
Сведения о Соминской почтовой станции можно найти в старинных почтовых дорожниках. В Почтовом дорожнике Российской империи 1829 года по дороге в Вологду указаны следующие станции после Тихвина с указанием перегона в вёрстах: до Большого Двора – 20 вёрст, Горки Лученской – 19 вёрст, Сомины – 29 вёрст, Оксюковой (ныне Чагодощенский район) – 26 вёрст. В Указателе почтовых дорог Российской империи издания 1836 года Сомино находится на Ярославском тракте, в нём также указана дополнительно почтовая станция Чудцы, пропущенная, судя по протяжённости дороги, в издании 1829 года.
Почтовый дорожник Российской империи 1875 года даёт уточнённые цифры расстояний и места нахождения почтовых станций на Ярославском тракте. От Тихвина до Большого Двора в нём указана 21 Ѕ версты, от Большого Двора до Обрина – 21 верста, от Обрина до Никольской (ныне Косые Харчевни) – 20 ј версты, от Никольской до Соминской пристани – 21 ѕ версты. На каждой почтовой станции выставлялось 6 лошадей, на Соминской пристани – 9 лошадей. Ранее, согласно Почтовому дорожнику 1829 года, на данных станциях выставлялось по 14 лошадей.
Путешествующий вдоль Тихвинской водной системы от Тихвина до Весьегонска в конце XIX века И.Ф. Тюменев в своих путевых записках жаловался, что в Сомино, как всегда, лошадей на станции нет, и ему пришлось нанимать частных лошадей, чтобы проследовать дальше.
Соминская пристань была важным транспортным пунктом на Ярославском шоссе, Белозерской и Боровицкой дорогах. За состоянием дорог следили дорожные смотрители различных рангов, многие из которых квартировали в Сомино. Их соседями по месту жительства были полицейские приставы 3-го (Соминского) участка Устюженского уезда. Разговор об этих и других должностных лицах села Сомино пока откладывается на будущее.
Леонид СТАРОВОЙТОВ,
краевед.
В магазине бытовой техники блондинка:
— Не подскажете, что это у вас на витрине?
— Это телефонные удлинители, 5 метров и 10 метров.
— А чем они отличаются?
— Длиной.
— Сильно?
Из разговора двух блондинок.
–Ты чего это с Юлькой дружить перестала?
–Так она в брюнетку перекрасилась.
–Ну и чо?
–Вумная больно.
Регулировщик блондинке:
–Почему вы ездите без номера?
–Ну что вы, номер я помню наизусть!
Скучаю по тем денькам, когда можно было просто столкнуть кого–нибудь в воду, не беспокоясь за смартфон в его кармане.
–Доктор, я эксгибиционист!
–Вижу...
...программера спрашивают:
–Сколько детей?
–Два сына.
–По сколько лет?
После паузы:
–Один на компе играет, а второй нет.
Стоит наркоман, грызёт семечки. Вдруг у него падает семечка, он начинает на неё орать:
— Куда пошла?! Иди ко мне! К ноге я сказал!
Ноль имоций. Наркоман берёт оставшиеся семечки и бросает их на пол:
— Принесите её мне!..
Врач "скорой" осматривает больного:
–Я вижу, что вас мучает серьезный и давний недуг, сильно отравляющий вам жизнь.
Больной шепотом:
–Доктор, ради Бога, тише — она же сидит в соседней комнате!
Фея — Золушке:
–Спиртное на балу не пей! Это он должен позвать тебя замуж, а ты — убежать! А не наоборот, как было в прошлый раз!
— А зачем женщины с утра пшикают баллончиками на голову?
–Это они тараканов травят.
Главное в жизни — не терять людей, с которыми у вас в голове тараканы одного вида.
Сижу дома, читаю книгу. Дочь подходит, удивленно на меня посмотрела и спрашивает: — А что, интернет не работает?
–Алло! Это модельное агентство?
–Да.
–А сколько вы платите моделям?
–Платим мы хорошо, но принимаем только с параметрами 90–60–90.
–Ну, с этим проблем нет, у меня все совпадает — и рост, и возраст, и вес.
Как вы думаете — зачем при жарке шашлыка машут опахалом над углями? Думаете, угли раздувают? А вот и нет. Это чтобы соседи слюной давились!
— Кто таки поставил свой красный "ламборджини" на входе? Ни зайти, ни выйти! Я спрашиваю чей он?
— И шо ты орешь, Моня? Это же твой!
— Знаю, просто может, кто не в курсе!
Несчастный случай произошел на фестивале пива — в гараж наведалась жена.
–Что тебе надобно, старче?–спросила Золотая Рыбка.
–Хочу себе с пенсии купить «Мерседес» — сказал хитрый дед и обеспечил себе бессмертие.
Оставить сообщение: