Расположенные на территории Бокситогорского района археологические памятники в виде длинных курганов и сопок являются свидетелями заселения нашего края славянскими племенами. Длинные курганы соотносятся с племенами кривичей, а сопки, появившиеся несколько позднее, оставлены племенами ильменских или новгородских словен. Часть населения нашего края, несмотря на многочисленные переселения и миграции, является потомками данных славянских племён.
Славянские племена кривичей оставили после себя археологическую культуру длинных курганов (КДК). Длинные курганы представляют собой невысокие валообразные земляные насыпи. Среди них преобладают курганы прямоугольной формы длиной от 12-15 до 40 метров при ширине 5-10 метров и высоте 1-2 метра. Изредка встречаются насыпи длиной до 50-100 метров и более. В большинстве случаев длинные курганы находятся в общих могильниках с круглыми (полусферическими) курганами IX – XIII вв. и располагаются на песчаных возвышенностях в сосновых борах вдоль рек или дорог и на приозёрных песчаных равнинах.
На территории Бокситогорского района памятники культуры длинных курганов находятся сравнительно на небольшой площади вдоль современных юго-восточных границ Ленинградской области на боровых лесных участках.
В урочище Варшавский шлюз, при впадении р. Горюн в р. Чагоду на границе с Вологодской областью, находится курганная группа, давно известная археологам. В 1929 году здесь работал археолог Г.П. Гроздилов, в 1974 году археолог Н.В. Тухтина. Здесь были зафиксированы три сопки и три длинных кургана. Два из них представляли удлинённые прямоугольные насыпи, одна из которых имела размеры сторон 16,5 – 6,9 м и высоту 0,65 метра, а другая соответственно 15 – 8,6 – 0,7 метра. Ещё одна насыпь была квадратная (8 – 8 – 0,6 метра).
Один из данных длинных курганов был вскрыт и раскопан под руководством Е.Ю. Расторгуевой в 1979 году. Позднее в 1984 и 1990 гг. оставшиеся длинные курганы исследовал археолог А.Н. Башенькин. Несколько длинных курганов, располагавшихся по соседству на территории Чагодощенского района, были исследованы им несколько позднее.
К числу длинных курганов нашего края предположительно можно отнести удлинённую насыпь размерами 15 – 8 и высотой 0,6 метра в курганной группе Заборье-2 на реке Лиди. Одиночная удлинённая насыпь расположена в долине реки Воложбы у д. Славково. Её размеры 19 – 9 метров, лежит она на наклонном краю верхней береговой террасы и имеет высоту со стороны поля до 1 метра, а со стороны склона – 1,6 метра.
Исследователями установлено, что сами длинные курганы сооружались как в один, так и в два-четыре приёма. У населения, оставившего длинные курганы, господствовал обряд сожжения умерших. Кремация совершалась на стороне, а остатки трупосожжений помещались в насыпь либо в специальной урне, либо складывались в небольшую кучку, помещались в ямку или рассыпались по площадке.
Вещевой инвентарь из длинных курганов невелик. Наиболее часто встречаются разнообразные бусы из синего, зелёного, голубого и жёлтого стекла, разнотипные бляшки, немногочисленные браслеты и перстни, проволочные височные кольца и крайне редко – фибулы (застёжки для одежды). Из бытовых вещей широко встречаются железные ножи, реже – железные шилья и глиняные пряслица; отдельными находками представлены железные: серп, наконечник копья, долото, рыболовные крючки, удила, шпоры, а также литейные формочки. Иногда встречаются обломки костяных предметов, особенно рукоятки, покрытые орнаментом.
Типы жилищ культуры длинных курганов различны: встречены большие дома с очагом в центре и маленькие, квадратной постройки, с печью-каменкой или очагом в углу.
Основным занятием населения культуры длинных курганов была кратковременная подсека в сосновых борах. С одной стороны, песчаные и супесчаные почвы, на которых растут сосняки, легки в обработке их бороной-суковаткой; с другой стороны, они были малоплодородными, более подверженными засухе, к тому же сосна давала мало золы для удобрения.
Особый характер подсечного земледелия населения культуры длинных курганов привязывал их к определённому типу ландшафтов, поэтому их поселения встречаются на обширной территории, но в отдельных местах её они редки или отсутствуют. В целом хозяйство культуры длинных курганов оценивается рядом учёных как имеющее специфический и застойный характер.
Второй, более мощный поток переселенцев славян осел на землях нашего края, начиная с VIII века, и оставил после себя культуру сопок, увязанную с пашенным земледелием. Местные кривичи восприняли культуру новых переселенцев и постепенно растворились среди них. Вследствие этого часто длинные курганы и сопки располагаются рядом в общих могильниках.
Сопками называются крупные курганные насыпи, составляющие особенность древней Новгородской земли и, следовательно, нашего края, к которому относится территория Бокситогорского района. Курганы больших размеров встречаются повсеместно на территории, занимаемой в прошлом восточнославянскими племенами, но новгородские сопки заметно отличаются по форме и строению от других курганных насыпей. Форма сопок своеобразна, она – усечённо-коническая. Наверху сопки имеют определённо выраженную горизонтальную площадку и крутые бока. Есть сопки, которые расплылись, осели за тысячу лет, но первоначальная их форма – подчёркнутая крутобокость.
Размеры сопок весьма разнообразны – от небольших, высотой 2-2,5 метра и диаметром 12-14 метров, до грандиозных насыпей, достигающих 10 и более метров в высоту и диаметром около 40 метров. Чаще всего сопки расположены в одиночку или группируются в небольшие могильники из двух-трёх насыпей. Более крупные могильники, насчитывающие 4-12 сопок, встречаются сравнительно редко. Четверть могильников, состоящих из сопок, включают в себя курганы или жальничные погребения. Располагаются сопки обычно по берегам рек или озёр в местах, наиболее пригодных для сельского хозяйства.
Сопки использовались для захоронения исключительно по обряду трупосожжения. Иногда в них находят скелетные захоронения по христианскому обряду, однако эти захоронения являются относительно поздними, впускными, т.е. совершены тогда, когда сопки перестали сооружаться. Захоронения в сопках располагаются ярусами, в центре и по краям размещались каменные кладки из крупных валунов. Остатки кремации помещались или в глиняном горшке, или в специальной зольно-угольной прослойке, или заключались в неглубокую ямку, вырытую для данного захоронения.
После каждого захоронения производилась подсыпка сопки. Более поздние сопки сооружались в один приём. Как правило, сопки небогаты инвентарём, в изобилии встречаются разбитые глиняные сосуды, железные ножи в мужских захоронениях, бусы – в женских захоронениях. Находки в раскопанных археологами сопках дают возможность датировать их сооружение VII – X веками.
На территории Бокситогорского района одна из сопок была раскопана археологом А.Н. Башенькиным в 1993 году. Это была сопка №4 из ареала озерёвских сопок, расположенных в Климовском сельском поселении. Находилась она на левом берегу в излучине реки Чагоды, в ста метрах от неё в поле, на подпойменной террасе на высоте 6-7 метров от уреза воды. Высоту сопка имела 6,4 метра при диаметре 26 м. Археологический памятник был испорчен несколькими ямами, в одной из которых на высоте 4,4 м археологи обнаружили колесо от автомашины.
Сопка была раскопана полностью. В центре сопки ближе к поверхности находилось погребение с несколькими кальцинированными косточками, оставшимися от обряда трупосожжения. Второе погребение находилось несколько ниже и также состояло из нескольких мелких кальцинированных костей, среди которых был обнаружен медный брусок весом 91,2 грамма. Других погребений не было обнаружено.
Сопка была многослойной и сооружалась в несколько приёмов. Слой жёлто-серого песка чередовался со слоем коричневого песка. В центре сопки находилась каменная кладка из пяти валунов размерами сторон до 40 см. Из вещей в сопке были найдены обломки сосудов лепной керамики и повреждённая бронзовая подвеска. По устройству и вещам археолог А.Н. Башенькин датировал сооружение сопки концом I тысячелетия н.э. (970 – 1000 гг.).
Археологи рассматривают сопки как памятники древности одного из восточнославянских племён – словен ильменских или новгородских. Распространены сопки там, где расселились словене – бассейн Ильменя с Ловатью, Шелонью, Мстой, Волховом, верхнее течение Луги и Мологи с её многочисленными притоками.
В Бокситогорском районе группа сопок расположена около д. Озерёво на реке Чагоде. Кроме раскопанной археологом А.Н. Башенькиным в хорошем состоянии остались две сопки из бывших семи. К одиночным сопкам относится насыпь в д. Усадище (Озерёво) на правом берегу реки Чагоды, расположенная сравнительно недалеко от первой группы сопок.
В верховьях р. Чагоды, на берегу оз. Боровое (Фомкинское) находится одиночная сопка высотой 6 метров и диаметром около 20 метров. Кладоискатели оставили на её поверхности несколько ям, при зачистке которых выявлены многочисленные угольные и зольные прослойки выше подошвы. Разведку сопки производил археолог В.И. Равдоникас в 1919 году, проведя вертикальный шурф от вершины сопки до её основания.
В археологических сводах данная сопка неоднократно отмечена и кратко описана несколько раз учёными: И.С. Романцевым в 1911 году как сопка у Волокославского погоста, Н.Н. Чернягиным в 1941 году под №495 у села Анисимово близ погоста Волокославского, В.В. Седовым в 1970 году под №459 у деревни Анисимово и В.А. Лапшиным в 1995 году под №918 у деревни Фомкино.
К сопкам, по мнению ряда учёных, относилась расположенная недалеко от последней насыпь в д. Некрасово (Струги), сильно повреждённая ямами и использованная так же как жальничный могильник.
Всего в нашем крае насчитывается 6 мест, учтённых археологами, с нахождением в них групп или одиночных сопок. Кроме указанных выше, к ним относятся группа из трёх сопок, расположенных в 2,5 км к северу от старой деревни Тургоши на берегу реки Лиди, и одиночная расплывшаяся сопка у деревни Максимово в Лидском сельском поселении.
Расположение сопок на юге и востоке Бокситогорского района подтверждает предположение о первоначальном появлении словен ильменских или новгородских в нашем крае с территории бассейнов рек Мсты и Мологи, являющимися основным местом расселения ильменских славян в VII-IX веках. В последующие века переселение славян в наш край продолжилось, что зафиксировано такими археологическими памятниками, как курганы и жальники.
Леонид СТАРОВОЙТОВ.
В магазине бытовой техники блондинка:
— Не подскажете, что это у вас на витрине?
— Это телефонные удлинители, 5 метров и 10 метров.
— А чем они отличаются?
— Длиной.
— Сильно?
Из разговора двух блондинок.
–Ты чего это с Юлькой дружить перестала?
–Так она в брюнетку перекрасилась.
–Ну и чо?
–Вумная больно.
Регулировщик блондинке:
–Почему вы ездите без номера?
–Ну что вы, номер я помню наизусть!
Скучаю по тем денькам, когда можно было просто столкнуть кого–нибудь в воду, не беспокоясь за смартфон в его кармане.
–Доктор, я эксгибиционист!
–Вижу...
...программера спрашивают:
–Сколько детей?
–Два сына.
–По сколько лет?
После паузы:
–Один на компе играет, а второй нет.
Стоит наркоман, грызёт семечки. Вдруг у него падает семечка, он начинает на неё орать:
— Куда пошла?! Иди ко мне! К ноге я сказал!
Ноль имоций. Наркоман берёт оставшиеся семечки и бросает их на пол:
— Принесите её мне!..
Врач "скорой" осматривает больного:
–Я вижу, что вас мучает серьезный и давний недуг, сильно отравляющий вам жизнь.
Больной шепотом:
–Доктор, ради Бога, тише — она же сидит в соседней комнате!
Фея — Золушке:
–Спиртное на балу не пей! Это он должен позвать тебя замуж, а ты — убежать! А не наоборот, как было в прошлый раз!
— А зачем женщины с утра пшикают баллончиками на голову?
–Это они тараканов травят.
Главное в жизни — не терять людей, с которыми у вас в голове тараканы одного вида.
Сижу дома, читаю книгу. Дочь подходит, удивленно на меня посмотрела и спрашивает: — А что, интернет не работает?
–Алло! Это модельное агентство?
–Да.
–А сколько вы платите моделям?
–Платим мы хорошо, но принимаем только с параметрами 90–60–90.
–Ну, с этим проблем нет, у меня все совпадает — и рост, и возраст, и вес.
Как вы думаете — зачем при жарке шашлыка машут опахалом над углями? Думаете, угли раздувают? А вот и нет. Это чтобы соседи слюной давились!
— Кто таки поставил свой красный "ламборджини" на входе? Ни зайти, ни выйти! Я спрашиваю чей он?
— И шо ты орешь, Моня? Это же твой!
— Знаю, просто может, кто не в курсе!
Несчастный случай произошел на фестивале пива — в гараж наведалась жена.
–Что тебе надобно, старче?–спросила Золотая Рыбка.
–Хочу себе с пенсии купить «Мерседес» — сказал хитрый дед и обеспечил себе бессмертие.
Оставить сообщение: