Введенская церковь. Волокославский погост. 1766 г.
С начала царствования Петра Великого и в дальнейшем на протяжении всего XVIII столетия в нашем крае все приходские храмы по-прежнему были деревянными. Новые приходы не открывались, в погостах и выставках сооружались новые церкви лишь на смену обветшалых или утраченных при пожарах.
Шатровые храмы было запрещено строить в 1652 году. Ушёл в прошлое тип церкви «древяна на каменное дело». Сооружались, выдержавшие проверку столетиями, в основном, клетские храмы. Постепенно на территории края появляются также новые типы деревянных церквей: многоглавые и ярусного типа.
К числу многоглавых деревянных церквей, возведённых в нашем крае в данный период, относится уникальная церковь Воскресения Христова Воскресенского Лученского погоста (ныне г. Пикалёво). О ней в Тихвинском земском календаре на 1917 год известный тихвинский краевед И.П. Мордвинов писал: «Была здесь 20-главая дер. церковь, сгоревшая в 1893 г.». Известно также, что данная церковь, с пределом великомученика Георгия, была возведена в 1708 году. Других сведений об этой уникальной церкви пока обнаружить не удалось. В пару с ней в царствование Анны Иоановны была поставлена деревянная церковь Рождества Христова (1734 г.).
Всего на протяжении XVIII века на территории нынешнего Бокситогорского района было построено свыше двух десятков деревянных церквей. Об архитектурных достоинствах многих из них судить сложно, так как они не дошли до наших дней. Некоторые церкви к 70-м гг. XX века ещё сохранялись или не были полностью разрушены, что позволило провести их натурное обследование специалистами. К началу нынешнего века деревянных церквей XVIII столетия на территории района фактически не осталось.
Строительство в прошлом новых церквей для замены старых велось с разрешения епархиальных властей, о чём свидетельствует «доношение» Новгородской духовной консистории от 19 марта 1774 года о церковном строительстве в Михайловском Черенском погосте (Рудная Горка). От имени всех прихожан местный помещик лейб-гвардии капитан князь Иван Александрович Мышецкий просил разрешения на строительство вместо обветшалых церквей во имя Архангела Михаила и Рождества Иоанна Предтечи, простоявших соответственно 123 и 82 года, одной деревянной церкви с двумя приделами.
Руководителем епархии было разрешено построить церковь с одним приделом, но в 1788 году здесь была сооружена церковь во имя Покрова Богоматери с двумя приделами: Архангела Михаила и св. Николая. Позднее в данном погосте была построена ещё одна деревянная церковь Рождества Иоанна Предтечи.
Основными заказчиками строительства новых церквей были местные помещики. В Никольском Суглицком погосте (Журавлево) просьбу о замене старой обветшалой деревянной Успенской церкви в январе 1771 г. подали местные помещики Яков и Степан Колюбакины. Разрешение было дано спустя полтора года архиепископом Гавриилом (с 1783 года митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский).
Широкое распространение к концу XVIII века в крае получили ярусные церкви. Под типом ярусного храма понимается храм, составленный из последовательно уменьшающихся кверху кубических, восьмигранных или других в плане объёмов, создающих впечатление вертикального движения.
Наиболее простым в строительстве из ярусных церквей был тип храма, известный как восьмерик на четверике. Подобная церковь была возведена в Никольском Пелушском погосте в 1780 году. Строительство её велось тщанием прихожан, главным из которых был владелец соседнего имения, тихвинский предводитель дворянства Роман Яковлевич Качалов.
Церковь была срублена местными плотниками на высоком подклете и поставлена на месте прежней, обветшалой. Позднее, в XIX веке, Никольская церковь получила название «красной», в отличие от стоящей рядом каменной «белой» церкви.
В плане церковь представляла собой вытянутый двухчастный (трапезная, церковь) прямоугольник с пятигранником алтаря на восточной стороне и крыльцом с запада. Пятигранник алтаря рублен «в лапу», церковь и трапезная – «в обло». Объём собственно церкви возвышался над трапезной и алтарем. Четверик церкви рублен в 25 венцов (подклет 9 венцов), восьмерик светового барабана в 16 венцов. Высота всей церкви с главкой около 16 метров. Общие размеры плана постройки (без крыльца) – 8,3 х 20,5 м.
Церкви были присущи планировочные и конструктивные приёмы, характерные XVIII веку; работа была выполнена народными мастерами на высоком уровне. Церковь имела интересный, выразительный архитектурно-художественный облик и долгое время играла роль градостроительной доминанты для большой округи, усиленной расположением здания на высоком месте между двух озёр. К 70-м гг. XX века церковь пришла в аварийное состояние и была утрачена.
Более сложный тип ярусного храма четверик-восьмерик-восьмерик находился в Никольском Волокославинском погосте. Это была Введенская церковь, построенная в 1766 году с приделами во имя мученика Мины и преподобного Александра Свирского. Композиционное решение церкви развивалось по двум осям: горизонтальной – апсида-молельня-трапезная-крыльцо; и вертикальной – четверик-восьмерик-восьмерик-купол с главкой на маленьком барабане-шейке. Завершение верхнего восьмерика церкви, как отмечают исследователи, было изменено в XIX веке.
В конце XVIII века в центре Антоньевского Дымского погоста были возведены две деревянные церкви взамен утраченных. В 1792 году была сооружена клетская Никольская церковь, а в 1796 году в центре деревни Усадище Дыми на самой высокой точке холма построили церковь Ильи Пророка.
Ильинская церковь. Усадище - Дыми. 1796 г.
Данная церковь необычного ромбовидного плана, длиною – 16,3 м и наибольшей шириной – 8,05 м. Характер врубки при соединении венцов в углах – без остатка. Здание поставлено на каменном фундаменте. Основное здание церкви в плане – ромб с усечёнными вершинами, с запада к церкви прирублены сени прямоугольного плана. Стены всех фасадов основного сруба сложены из 15 венцов, стены притвора имеют 17 венцов. К южному фасаду прируба ведёт невысокое распашное крыльцо, в основной объём церкви можно попасть только из прируба. Всё здание церкви покрыто одной крышей стропильной конструкции на восемь скатов, с железным покрытием. Над средокрестием четырёх скатов основного сруба установлен шестигранный глухой барабан, полый внутри, завершающийся небольшой главкой на длинной шейке.
Дымская церковь Ильи Пророка была построена в конце XVIII века, времени определённого «корабельного» типа сооружений культового назначения, по объёмно-планировочному решению не имела в крае себе аналогов, и поэтому являлась уникальной.
Весьма многочисленными памятниками народного деревянного зодчества были часовни, но лишь единицы из них сохранились до наших дней.
Типичной часовней XVIII века являлась Успенская часовня в деревне Спирово Никольского Суглицкого погоста. Она находилась в центре деревни, расположенной на большой дороге Тихвин – Устюжна, и была ориентирована главным фасадом на запад – юго-запад.
Планировочная композиция и конструктивные детали часовни – косяки проёмов, консольный вынос кровли и устройство галереи – характерны для построек второй половины XVIII века.
К редкому типу деревенских часовен в Тихвинском крае относилась Ильинская часовня конца XVIII века, которая была расположена у перекрёстка дорог в центре деревни Григоркино Михайловского Озерского погоста. Собственно часовня представляла собою клеть, рубленую в обло и квадратную в плане (3,6х3,6 м). Дверной проём ограничен с боков и сверху колодами, порогом служил венец сруба. Освещалась часовня двумя окнами: волоковым на северной стороне и косящатым на южном фасаде.
Особенностью часовни был трёхстенный сруб галереи, охватывающий основную клеть с запада и юга в полную высоту постройки. На западной стене галереи-пристройки было прорублено небольшое косящатое окно. В южной стороне была устроена на всю длину сруба щель для освещения высотой в аршин (71 см), перекрываемая поднимающейся створкой. Данная щель позволяла также слушать службу всем невместившимся в постройке. Часовню с галереей накрывала двухскатная самцовая (в 11 самцов) крыша. Утрачена данная часовня в 80-х гг. XX века.
Невдалеке от данной часовни, на другом северном берегу Озерского (Окуловского) озера, находящегося в русле р. Тихвинки, в д. Косково располагалась ещё более древняя Петропавловская часовня. Она была срублена «в лапу», имела одностороннюю галерею и накрыта самцовой крышей. Потолок – двухслойный. Оконный и дверной проёмы были косящатыми, характерными для построек XVII-XVIII вв.
В восточной части района на окраине бывшего Никольского Пелушского погоста в конце XVIII века в деревнях Бор (ныне Красный Бор) и Саньков Бор были построены почти в одно время две небольшие часовни. В 1968 г. их обследовал архитектор М.И. Коляда. Успенская часовня д. Бор (Красный Бор) – клетского типа, она мала (2,5 х 2,5 м), скромна и малоприметна, и тем не менее представляет собой интересный памятник народного деревянного зодчества
Другая, близкая к Успенской часовни, Георгиевская часовня располагалась в центре соседней деревни Саньков Бор на специально устроенной площадке. Это клетская постройка, квадратная в плане (квадрат 2,5 х 2,5 метра), рублена в обло. Кровля часовни двускатная, тесовая: короткий тёс уложен в два ряда. Вход в часовню закрывает дверь из двух широких тесин.
На территории района некоторые часовни были поставлены на археологических памятниках XII-XV вв. – жальниках. В жальничных погребениях повсеместно встречаются каменные кресты. Над тремя древними каменными крестами, расположенными на восточной окраине жальника у д. Черкасова Гора Никольского Волокославинского погоста, была сооружена миниатюрная часовня-голбец, датируемая XVIII веком. Данная постройка размером 2,5 х 2,5 м возведена из еловых брёвен, возможно, из срубленных на жальнике елей. Голбец сложен всего в 4 венца, с самцовыми фронтонами и поставлен нижним венцом на почву. В князевую слегу был врублен деревянный крест. К концу XX века данный архитектурный памятник сгнил и исчез. Подобная часовня-голбец находилась на жальнике у д. Лопастино Никольского Суглицкого погоста. Нередкими были памятные и поклонные кресты, расположенные в различных уголках края.
Леонид Старовойтов,
краевед.
В магазине бытовой техники блондинка:
— Не подскажете, что это у вас на витрине?
— Это телефонные удлинители, 5 метров и 10 метров.
— А чем они отличаются?
— Длиной.
— Сильно?
Из разговора двух блондинок.
–Ты чего это с Юлькой дружить перестала?
–Так она в брюнетку перекрасилась.
–Ну и чо?
–Вумная больно.
Регулировщик блондинке:
–Почему вы ездите без номера?
–Ну что вы, номер я помню наизусть!
Скучаю по тем денькам, когда можно было просто столкнуть кого–нибудь в воду, не беспокоясь за смартфон в его кармане.
–Доктор, я эксгибиционист!
–Вижу...
...программера спрашивают:
–Сколько детей?
–Два сына.
–По сколько лет?
После паузы:
–Один на компе играет, а второй нет.
Стоит наркоман, грызёт семечки. Вдруг у него падает семечка, он начинает на неё орать:
— Куда пошла?! Иди ко мне! К ноге я сказал!
Ноль имоций. Наркоман берёт оставшиеся семечки и бросает их на пол:
— Принесите её мне!..
Врач "скорой" осматривает больного:
–Я вижу, что вас мучает серьезный и давний недуг, сильно отравляющий вам жизнь.
Больной шепотом:
–Доктор, ради Бога, тише — она же сидит в соседней комнате!
Фея — Золушке:
–Спиртное на балу не пей! Это он должен позвать тебя замуж, а ты — убежать! А не наоборот, как было в прошлый раз!
— А зачем женщины с утра пшикают баллончиками на голову?
–Это они тараканов травят.
Главное в жизни — не терять людей, с которыми у вас в голове тараканы одного вида.
Сижу дома, читаю книгу. Дочь подходит, удивленно на меня посмотрела и спрашивает: — А что, интернет не работает?
–Алло! Это модельное агентство?
–Да.
–А сколько вы платите моделям?
–Платим мы хорошо, но принимаем только с параметрами 90–60–90.
–Ну, с этим проблем нет, у меня все совпадает — и рост, и возраст, и вес.
Как вы думаете — зачем при жарке шашлыка машут опахалом над углями? Думаете, угли раздувают? А вот и нет. Это чтобы соседи слюной давились!
— Кто таки поставил свой красный "ламборджини" на входе? Ни зайти, ни выйти! Я спрашиваю чей он?
— И шо ты орешь, Моня? Это же твой!
— Знаю, просто может, кто не в курсе!
Несчастный случай произошел на фестивале пива — в гараж наведалась жена.
–Что тебе надобно, старче?–спросила Золотая Рыбка.
–Хочу себе с пенсии купить «Мерседес» — сказал хитрый дед и обеспечил себе бессмертие.
Оставить сообщение: