18+
Архивные материалы помогают нам глубже понять, через какие испытания прошли люди в те тяжелые времена.
Найденные документы, фотографии, письма и другие сведения позволяют воссоздать картину событий и передать ее будущим поколениям.
Эта работа важна не только для историков и исследователей, но и для всех нас.
Благодаря усилиям специалистов, история ВАД-102 и всей Дороги жизни продолжает жить в сердцах людей, напоминая о том, что даже в самые трудные времена человек способен на великие свершения.
Спасибо нашим партнерам - руководителям и специалистам и учреждениям Музейного агентства Ленинградской области, кто помогает сохранять и передавать правдивую историю нашего Отечества.
Госпиталь в Шугозере и Тихвине
Этой осенью сотрудники Тихвинского музея работали в одном из интереснейших и закрытых архивов – Архиве Военно-медицинских документов. Мы попали туда в рамках проекта «ВАД-102. Начало Дороги жизни» фонда президентских грантов.
Этот филиал ЦАМО расположен в Петербурге. Как и в прочих военных архивах, здесь нет электронных описей, поэтому спасибо работникам, которые помогли нам отобрать документы!
Во время первой поездки мы были сосредоточены на работе с описями и выявлением необходимых нам документов. Часть документов этого архива перемещается в другое место хранения, поэтому не со всеми описями можно было ознакомиться.
Самым интересным делом по теме ВАД-102 оказалась история эвакуационного пункта № 90 (ЭП-90), который действовал в посёлке Шугозеро с 19 ноября 1941 года. Его начальником был назначен военврач 2-го ранга Семён Александрович Чернышев. За 11 дней ноября пункт принял 2881 человек, которые были ранены в боях, и ещё 268 больных.
В Шугозере ЭП-90 размещался в нескольких зданиях. В больницу помещали нетранспортабельных раненых. В клубе находился приёмник для легкораненых. А в школу поступали тяжелораненые.
Одновременно все здания вмещали до 500 раненых в условиях очень тесного размещения. Кровати имелись только в больнице, в других помещениях для пациентов устраивали нары. Хирурги работали в основном на сортировке больных и делали перевязки.
Из документов понятно, что эвакопункт испытывал большие трудности из-за прибытия одновременно большого количества раненых, отсутствия необходимых хирургических инструментов, а также подкладных суден, мочеприёмников, катеторов и т.п. Не хватало матрацев для раненых и халатов для медсостава.
Недостаток транспорта вынуждал задерживать раненых до 3 дней, которых нужно и можно было эвакуировать дальше.
В декабре госпиталь работал только до 22 числа. За этот период ЭП-90 принял 4713 поражённых в бою и 477 больных. За это же время было эвакуировано – 4584 раненых и 447 больных.
Из общего числа эвакуированных в батальоны направили всего 89 выздоравливающих. Сравнительно небольшая цифра объясняется тем, что до 15 декабря в ЭП-90 не было должной сортировки раненых.
Только после выделения функциональных подразделений – приёма сортировочного, эвако-госпитального, перевязочного отделения – сортировка стала производится в полном объёме.
Среди заболеваний значительное число приходилось на группу желудочно-кишечных заболеваний – энтроколитов. Большинство из поступивших имели разные степени истощения и алиментарные поносы.
Затем ЭП № 90 был перемещён в Тихвин – в полуразрушенный Тихвинский монастырь. Во всех помещениях были установлены нары. Причём поскольку матрацев не хватало, раненых клали прямо на нары. Исключением были госпитальное отделение на 50 коек и палаты начсостава на 20 коек, где раненые лежали на койках, снабжённых постельным бельём.
ЭП имел в своём составе:
1) приёмно-сортировочное отделение,
2) эвакоотделение,
3) госпитальное отделение,
4) перевязочное отделение.
Как показал опыт, такая организация функциональных подразделений оправдала себя. И несмотря на значительную перегрузку ЭП справился со своей задачей: улучшились и сортировка раненых, и лечебное дело.
В Тихвине личный состав эвакопункта был укомплектован по штату. Проблемы оставались по линии санитарного хозяйства и хозяйственного имущества. Особо острая нужда была в нательном белье, столовой и кухонной посуде.
ЭП был оснащён автодезкамерой и душевой установкой на конной тяге. Правда, системно наладить санобработку для каждого прибывающего больного не представлялось возможным. Во-первых, не было обменного фонда белья и обмундирования. А во-вторых, в душевой установке отсутствовал водяной термометр и манометр. Крайняя нужда была также в кипятильниках, чайниках, умывальниках и других предметах обслуживания.
Сотни раненых, подчас тяжёлых, задерживались в ЭП до двух и более недель. Сравнительно большая цифра смертности – 33 человека, объяснялась тем, что среди раненых, поступивших в январе (в том числе из Ленинграда), было много случаев с резким истощением.
В Тихвине ЭП № 90 проработал недолго и вскоре был передислоцирован на остров Октября на реке Волхов. И с 14 февраля 1942 года стал функционировать уже на острове.
ИСТОЧНИК: ЦАМО РФ ВМД. Ф. 378. Оп. 67508. Д. 1.
_______
Проект «Военно-автомобильная дорога (ВАД) 102. Начало Дороги Жизни» реализуется ЛОРОПО «Педагог ХХI века» совместно с Музейным агентством Ленинградской области с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.
В магазине бытовой техники блондинка:
— Не подскажете, что это у вас на витрине?
— Это телефонные удлинители, 5 метров и 10 метров.
— А чем они отличаются?
— Длиной.
— Сильно?
Из разговора двух блондинок.
–Ты чего это с Юлькой дружить перестала?
–Так она в брюнетку перекрасилась.
–Ну и чо?
–Вумная больно.
Регулировщик блондинке:
–Почему вы ездите без номера?
–Ну что вы, номер я помню наизусть!
Скучаю по тем денькам, когда можно было просто столкнуть кого–нибудь в воду, не беспокоясь за смартфон в его кармане.
–Доктор, я эксгибиционист!
–Вижу...
...программера спрашивают:
–Сколько детей?
–Два сына.
–По сколько лет?
После паузы:
–Один на компе играет, а второй нет.
Стоит наркоман, грызёт семечки. Вдруг у него падает семечка, он начинает на неё орать:
— Куда пошла?! Иди ко мне! К ноге я сказал!
Ноль имоций. Наркоман берёт оставшиеся семечки и бросает их на пол:
— Принесите её мне!..
Врач "скорой" осматривает больного:
–Я вижу, что вас мучает серьезный и давний недуг, сильно отравляющий вам жизнь.
Больной шепотом:
–Доктор, ради Бога, тише — она же сидит в соседней комнате!
Фея — Золушке:
–Спиртное на балу не пей! Это он должен позвать тебя замуж, а ты — убежать! А не наоборот, как было в прошлый раз!
— А зачем женщины с утра пшикают баллончиками на голову?
–Это они тараканов травят.
Главное в жизни — не терять людей, с которыми у вас в голове тараканы одного вида.
Сижу дома, читаю книгу. Дочь подходит, удивленно на меня посмотрела и спрашивает: — А что, интернет не работает?
–Алло! Это модельное агентство?
–Да.
–А сколько вы платите моделям?
–Платим мы хорошо, но принимаем только с параметрами 90–60–90.
–Ну, с этим проблем нет, у меня все совпадает — и рост, и возраст, и вес.
Как вы думаете — зачем при жарке шашлыка машут опахалом над углями? Думаете, угли раздувают? А вот и нет. Это чтобы соседи слюной давились!
— Кто таки поставил свой красный "ламборджини" на входе? Ни зайти, ни выйти! Я спрашиваю чей он?
— И шо ты орешь, Моня? Это же твой!
— Знаю, просто может, кто не в курсе!
Несчастный случай произошел на фестивале пива — в гараж наведалась жена.
–Что тебе надобно, старче?–спросила Золотая Рыбка.
–Хочу себе с пенсии купить «Мерседес» — сказал хитрый дед и обеспечил себе бессмертие.
Оставить сообщение: