Рекламный баннер 990x90px ban1
92.41
103.19
Рекламный баннер 728x90px main1

Обустройство водной системы


Город Тихвин . Вид с моста на пристань. 1865.

Тихвинская водная система была одной из трёх водных систем, связывающих Верхнюю Волгу со столицей Российской империи. Все три системы начинались в городе Рыбинске и заканчивались в Санкт-Петербурге. Тихвинская система была самой короткой, её общая протяжённость составляла, по правительственным данным 1831 года, 847 вёрст 457 саженей, Мариинской системы – 1088 вёрст 210 Ѕ сажени, Вышневолоцкой системы – 1309 вёрст 323 сажени. Тихвинская система отличалась мелководностью, размеры шлюзов на ней были меньше вышневолоцких и мариинских. Однако Тихвинская система пропускала суда в обоих направлениях, в отличие от Вышневолоцкой системы, где судоходство шло в одном лишь направлении, к Санкт-Петербургу.

 

Новых дополнительных шлюзов, несмотря на необходимость их сооружения в мелководных местах Тихвинской водной системы, начиная с 1851 года, больше не строили. Существующие шлюзы, на протяжении времени своего функционирования, неоднократно перестраивались с увеличением размеров шлюзовой камеры. Так один из самых первых возведённых на водном пути Рязанский шлюз подвергался полной перестройке или капитальному ремонту только на протяжении XIX века в 1816, 1835, 1852, 1872 и 1886 годах. К началу XX века данный шлюз представлял собой целый комплекс гидротехнических сооружений. В этот комплекс входили: шлюзовая камера, каменный водослив, подъёмный мост, постоянный мост через Тихвинку над плотиной, губа в находящемся рядом озере Озерском (поперечная течению преграда, для защиты берега от подмыва), палы на озере и сваи для крепления судов на отстое, дома-казармы для обслуживающего персонала.

 Одновременно, с окончанием шлюзования системы, привели в порядок бичевники, устроенные по берегам рек в низких и вязких местах для следования лошадей и погонщиков. Крутые косогоры на пути были срезаны и для стока воды прорыты канавки. Через ручьи и речки построены мосты, а через овраги – мосты и трубы. На крутых извилистых поворотах для удобства бичевой тяги были поставлены поворотные столбы с катками, помогающие поворачивать суда и не давать им возможности прибиваться к берегу. На особо извилистых участках реки Тихвинки между Иркутским и Тобольским, а также Смоленским и Полтавским шлюзами были сделаны прокопы, сократившие судоходный путь на 2 версты 452 сажени.

На озёрных участках системы были забиты сваи для крепления судов во время отстоя. На озёрах Озерском, Еглино, Лебедино и Вожанском были установлены палы, состоящие из свай, вбитых в дно озера по направлению судоходной линии и соединённых канатами между собою. Благодаря ним суда тянулись по канату, как при переправе на паромах. Для безопасной проводки судов в шлюзованной части системы в ночное время при шлюзах были установлены фонари.

 На опасных участках водной системы построили караульные дома. В 1820 году караульные дома находились при Вальских и Кулейских порогах, в 1846 году были возведены дополнительно караульный дом в 1,5 верстах выше Кулейских порогов и рядом с усадьбой Путятина на правом берегу реки Сяси в 2-х верстах от деревни Устье. С целью содержания Тихвинской водной системы в образцовом состоянии на ней расположилась отдельная 1-ая военно-рабочая команда, находящаяся в ведении Инженерного корпуса Путей Сообщения.

 Шлюзованная часть системы (от Херсонского до Варшавского шлюза) протянулась на 192 версты. В пределах Тихвинского уезда шлюзованная часть системы протянулась на 135 вёрст. Шлюзов на Ладожской (Невской) ветви системы возведено – 48, на Волжской ветви – 14. Для питания раздельного бьефа (водораздела) использовались Пятинский и Долгомощенский резервуары.


Берег оз. Крупино. Крест в память посещения Петром I Тихвинской системы.

 Несмотря на проведение значительных работ по обеспечению Тихвинской системы водой, она так и осталась мелководной. В межень шлюзованная часть реки Тихвинки могла пропускать суда лишь с небольшой осадкой. Поэтому на Соминской пристани суда при следовании по шлюзам к Тихвину разгружались до осадки 9-12 вершков (40,5-54 см), а суда, прибывшие из Тихвина для следования по Чагодоще и Мологе, догружались до осадки 14 вершков (63 см).

 Основная часть Тихвинской водной системы, расположенной в Тихвинском и частично в Устюженском уездах, относилась ко II отделению II округа Путей Сообщения. В начале 40-х годах XIX века II отделение водного пути делилось на 6 дистанций, позднее количество дистанций увеличилось до 10. В середине XIX века управление II отделения находилось на Рязанском шлюзе, начальником отделения в это время являлся подполковник И.А. Каллисский, автор подробного Судоходного дорожника по Тихвинской водной системе.

 Во главе дистанций стояли офицеры. В 1844 году начальником 1-ой дистанции был подпоручик Ф.Г. Бялоцкий, 2-й дистанции – прапорщик Н.П. Троицкий, 3-й дистанции – инженер-капитан С.Ф. Лазарев, 4-й дистанции – прапорщик А.Г. Воробьев, 5-й дистанции – прапорщик А.В. Любарский, 6-й дистанции – капитан Э.Я. Поппен, 7-й дистанции – капитан Б.Б. Засс, 8-й дистанции – подпоручик Н.А. Дитлов, 9-й дистанции – поручик А.К. Лелонг и 10-й дистанции – подпоручик А.Е. Зубчанинов. Заведующим казённою кузницею военно-рабочей роты был прапорщик В.М. Фролов. В больницах II отделения, Тихвинской и Соминской, работали врачи Д.Г. Карпинский и Г.Ф. Гензельман.

 С 1869 года начальниками дистанций стали назначать гражданских чиновников и инженеров. Начальником Тихвинской водной системы до 1871 года оставался И.А. Калисский. Его заместителем был начальник 1-й дистанции инженер, коллежский советник Н.А. Лутохин. В 1872 году И.А. Калисского на посту начальника Тихвинского водного пути сменил инженер, коллежский советник А.Б. Адамс.

 В дальнейшем управление II отделением II округа Путей сообщения было переведено в Тихвин, а шлюзованная часть Тихвинской водной системы была разделена на участки. Местами жительства начальников I, II и III участков были соответственно: Санкт-Петербургский нижний (ныне – Великое Село) и Рязанский шлюзы, а также Соминская пристань. На Витебском шлюзе находились кузница и слесарная мастерская. Начальниками участков были гражданские чиновники и инженеры. 1-й участок в 1881 году возглавил инженер, коллежский асессор Р.Ф. Маевский; 2-й участок – инженер, коллежский секретарь А.А. Марский; 3-й участок – инженер, титулярный советник В.А. Адо.

 Количество дистанций на Тихвинском водном пути в 1881 году было сокращено до четырёх. Их возглавляли штатские чиновники Н.А. Васильев, Д.И. Масленников, А.Ф. Черняк и В.А. Колиевский. В это же время начальником II отделения (Тихвинской водной системы) был назначен Л.Х. Бучацкий, сохранивший свой пост до начала XX века.

 Начальники дистанций, а позднее участков, заботились о поддержании гидротехнических сооружений и бичевника в порядке, организовывали прохождение судов, контролировали их осадку в гружёном виде и состав команды, обслуживающей судно. За нарушение правил судоходства судовладельцы подвергались значительным штрафам.

 Налоговая политика государства в отношении судоходства неоднократно менялась. В 1818 году был принят царский указ «Об учреждении новых для водяной коммуникации сборов», согласно которому суда, проходившие по Тихвинской водной системе, независимо от рода перевозимого груза должны были платить по 7 руб. с каждой сажени своей длины. Это были высокие сборы, которые сдерживали судоходство. В 1824 году они были отменены. В 40-х гг. XIX века государственные сборы с судохозяев и грузохозяев на улучшение водных путей составляли ј копейки с каждого рубля стоимости груза.

 Император Александр II в память первооткрывателя водной системы императора Петра Великого повелел специальным указом от 16 июня 1855 года построить часовню у озера Крупино на месте, где стоял царский «дворец». Часовню предполагалось освятить в честь святых апостолов Петра и Павла, небесных покровителей российского реформатора. Строительству часовни помешала Крымская война (1853-1856 гг.), во время которой России с большим напряжением сил пришлось вести борьбу с армиями и флотом Англии, Франции, Турции и Сардинского королевства (Италии).

 После окончания Крымской войны местное дворянство и купечество решило возвести на месте предполагаемой часовни монумент Петру I. Памятник соорудили из камней, сложенных в виде быка (опоры) с вертикальной лицевой стеной. Высота его до верхней площадки составила 4 м. Вершина памятника послужила основанием для креста, высота которого – 2,85 м. В восточной стене вмонтировали вензель Петра I. Ниже расположили чугунную плиту с текстом «В память посещений императора Петра Великого между 1712 и 1716 годами. Сооружен в 1862 году». Строительство памятника затянулось от предполагаемого срока завершения на два года. В 1864 году, при большом стечении народа на берегу Тихвинского канала на входе его в озеро Крупино, генерал-майор Виктор Данилович Кренке открыл памятник Петру Великому.

Леонид Старовойтов,
краевед.

Оставить сообщение:

Рекламный баннер 728x90px main2
Рекламный баннер 240x200px right1
Рекламный баннер 240x200px right2
Рекламный баннер 240x200px right3
АнекдотВсе

В магазине бытовой техники блондинка:
— Не подскажете, что это у вас на витрине?
— Это телефонные удлинители, 5 метров и 10 метров.
— А чем они отличаются?
— Длиной.
— Сильно?

Из разговора двух блондинок.
–Ты чего это с Юлькой дружить перестала?
–Так она в брюнетку перекрасилась.
–Ну и чо?
–Вумная больно.

Регулировщик блондинке:
–Почему вы ездите без номера?
–Ну что вы, номер я помню наизусть!

Скучаю по тем денькам, когда можно было просто столкнуть кого–нибудь в воду, не беспокоясь за смартфон в его кармане.

–Доктор, я эксгибиционист!
–Вижу...

...программера спрашивают:
–Сколько детей?
–Два сына.
–По сколько лет?
После паузы:
–Один на компе играет, а второй нет.

Стоит наркоман, грызёт семечки. Вдруг у него падает семечка, он начинает на неё орать:
— Куда пошла?! Иди ко мне! К ноге я сказал!
Ноль имоций. Наркоман берёт оставшиеся семечки и бросает их на пол:
— Принесите её мне!..

Врач "скорой" осматривает больного:
–Я вижу, что вас мучает серьезный и давний недуг, сильно отравляющий вам жизнь.
Больной шепотом:
–Доктор, ради Бога, тише — она же сидит в соседней комнате!

Фея — Золушке:
–Спиртное на балу не пей! Это он должен позвать тебя замуж, а ты — убежать! А не наоборот, как было в прошлый раз!

— А зачем женщины с утра пшикают баллончиками на голову?
–Это они тараканов травят.

Главное в жизни — не терять людей, с которыми у вас в голове тараканы одного вида.

Сижу дома, читаю книгу. Дочь подходит, удивленно на меня посмотрела и спрашивает: — А что, интернет не работает?

–Алло! Это модельное агентство?
–Да.
–А сколько вы платите моделям?
–Платим мы хорошо, но принимаем только с параметрами 90–60–90.
–Ну, с этим проблем нет, у меня все совпадает — и рост, и возраст, и вес.

Как вы думаете — зачем при жарке шашлыка машут опахалом над углями? Думаете, угли раздувают? А вот и нет. Это чтобы соседи слюной давились!

— Кто таки поставил свой красный "ламборджини" на входе? Ни зайти, ни выйти! Я спрашиваю чей он?
— И шо ты орешь, Моня? Это же твой!
— Знаю, просто может, кто не в курсе!

Несчастный случай произошел на фестивале пива — в гараж наведалась жена.

–Что тебе надобно, старче?–спросила Золотая Рыбка.
–Хочу себе с пенсии купить «Мерседес» — сказал хитрый дед и обеспечил себе бессмертие.