Рекламный баннер 990x90px ban1
92.41
103.19
Рекламный баннер 728x90px main1

Промышленность края в начале XX века


Иван Иванович Пирозерский с супругой Агриппиной Ефимовной.
Фото из альбома vk.com «Окулово – наша малая родина»

На протяжении XX века в нашем крае произошли коренные изменения в занятиях местного населения производительным трудом. Если в 1901 году всё работающее население, за небольшим исключением, занималось сельскохозяйственным производством, то к 2001 году таких людей не осталось, за исключением нескольких десятков человек и не поддающихся учёту дачников.

 

Наша деревенская цивилизация, основанная на пашенном земледелии и просуществовавшая в крае почти тысячу лет, исчезла. С исторической точки зрения крах её был почти молниеносным. Ещё полсотни лет назад производство продовольствия в крае находилось на высоком уровне, а ныне оно фактически исчезло за небольшим исключением.

Эти исключения дают надежду на будущее. Индустриальное производство продуктов питания в крае заменит прошлое крестьянское и колхозное производство сельскохозяйственных продуктов. Вместе со своим развитием новое производство принесёт существенные изменения в жизни и в статусе людей нашего края.

В начале XX века численность рабочих в крае была ничтожно малой, а спустя сто лет рабочие составляли подавляющее количество среди всего населения. А начиналось наше индустриальное развитие с 6 фабрик и заводов, существующих в 1902 году в нашем крае. Их оценка деятельности дана в материалах земской статистики Тихвинского и Устюженского уездов.

Бокситогорский район ныне занимает земли данных уездов. В большей его нынешней западной части имелось всего два предприятия, а на востоке района в бывших двух волостях Устюженского уезда – четыре предприятия, то есть концентрация промышленных предприятий в пространстве района была прямо противоположной. Самое крупное предприятие края находилось на территории поселения Ефимовское.

Ближайшее к Пикалёву предприятие находилось к югу от города на дороге в Анисимово. По земским данным, лесопильный завод Дмитрия Максимовича Собакина располагался в Тихвинском уезде Анисимовской волости при усадьбе Дмитровка. Ныне трудно найти следы существования усадьбы и завода, располагавшегося в 200 метрах от автобусной остановки 11-й км на маршруте автобуса №106. Полсотни лет назад эти следы были ещё видны, и данное место называлось «Собакинской усадьбой».

Здание лесопильного завода было деревянным (18Ч8 м), с одной стороны к нему примыкало строение для локомобиля, а с другой стороны размещалась мастерская для производства катушек. В оборудование завода входили одноцилиндровый локомобиль, одна лесопильная рама и два станка. Один предназначался для выточки деревянных катушек, а другой для заточки инструмента.

Данное предприятие возникло в начале XX века, в 1904 году на нём работало 6 человек. Лес поступал с ближайших лесных дач. По состоянию на 1902 год Д.М. Собакин владел 2 386 десятинами земельных угодий. Начиная с 1906 года данное предприятие исчезает из земской статистики и дальнейшая его судьба неизвестна. По спискам населённых мест Тихвинского уезда 1910 года, владельцем усадьбы Дмитровка являлся некто Лукандер, а основным занятием жителей усадьбы было земледелие.

Старейшим в районе предприятием было лесопильное и гончарное производство Ивана Ивановича Пирозерского, расположенное на реке Тихвинке в Деревской волости при усадьбе Веретье недалеко от Окулова. Завод был основан местными дворянами Киовыми в 1810 году. В 1892 году владельцем лесопильного завода при усадьбе Веретье, по данным Памятной книжки Новгородской губернии на 1894 год, являлась Мария Андреевна Киова, на которую работали 5 рабочих, производя продукцию в виде «досок разных» на сумму 2 000 рублей.

В 1898 году владельцем предприятия был Иван Иванович Пирозерский, купец 2-й гильдии, и у него трудилось 30 человек наёмных рабочих. Сохранилось подробное описание завода. Деревянное здание лесопильного завода (24Ч16 м) находилось рядом с водонапорной плотиной. Через водоспуски вода подавалась в водяную турбину, которая приводила в движение две лесопильные рамы и круглую пилу. Рядом находились два мельничных постава для размола зерна. Для подъёма бревён, направляющихся на распиловку на доски, имелся специальный подъёмный ворот.

Гончарное производство керамических изразцов размещалось в отдельном деревянном здании (28Ч12 м). Крыша поддерживалась кирпичными столбами. Главное оборудование завода заключалось в наличии двух обжигательных горнов объёмом более 14,5 куб. метров каждый. Основными видами выпускаемой продукции были керамические изразцы, гончарные трубы и кирпич высокого качества.

Первоначальная реорганизация производства и расширяющийся спрос на продукцию позволили И.И. Пирозерскому нанимать на работу большее количество рабочих, чем старому владельцу. В 1904 году на заводах работали 25 рабочих, затем начался спад производства. В 1905 году на заводах И.И. Пирозерского оставалось 8 рабочих, столько же имелось в 1907 году. Новый подъём производства начался в 1910 году, численность рабочих возросла до 16 человек и сохранялась на данном уровне до 1915 года.

Заводчику И.И. Пирозерскому была присуща благотворительная деятельность. При строительстве церкви Донской иконы Божией Матери в д. Селище Тарантаевской волости на реке Чагоде он пожертвовал в церковь белое железо для покрытия глав церкви и колокольни, а также изразцы своего производства для облицовки трёх печей, сложенных в помещениях церкви, и два зеркальных креста, установленные на главках церкви.

На востоке Обринской волости, близ озера Велье в усадьбе Ивановской, в 1871 году купцом Иваном Ивановичем Рейтером был основан стекольный завод. В лучшие годы его деятельности на нём работали до 20 человек рабочих, производящих в год до 7 000 ящиков листового стекла общей стоимостью в 10 500 рублей.

При сыне предпринимателя, купце Валентине Ивановиче Рейтере, в 1892 году производство несколько расширилось. В данном году 25 рабочих изготовили стекла на 15 000 рублей. Песок для производства стекла был привозным, на топливо шёл лес из хозяйских земельных угодий, площадь которых составляла 1 369 десятин. В конце XIX века завод был закрыт.


Остатки водяного колеса с зубчатым приводом

Крупнейшим предприятием края в начале XX века был Быстрорецкий стекольный завод К.Х. Гельцер, расположенный на берегу реки Валченки, близ впадения в неё речки Быстрой, на территории нынешнего Ефимовского поселения. Завод был основан в 1862 году купцом Христианом Франциевичем Ланко. Он скончался 20 сентября 1877 года и был похоронен на кладбище Суглицого погоста. Спустя шесть лет рядом с ним, к востоку от Воскресенской Суглицкой церкви, была похоронена его жена Юлия (урожд. Лазарева).

В результате семейных разделов завод перешёл в собственность дочери Каролины Христиановны, которая была замужем за Александром Васильевичем Гельцером. Последний фактически руководил заводом до его полной остановки в 1915 году. Юридическим владельцем завода на последнем этапе его существования были братья Гельцер (после смерти Каролины Христиановны).

Завод специализировался на производстве стеклянных бутылок. В 1885 году их было произведено 1 292 000 штук на общую сумму 41 600 рублей. Кроме местных рабочих на производство были приглашены иностранные мастера. Широко использовался детский труд. Тридцать два подростка моложе 15 лет трудились вместе с остальными 48 работниками.

В 1892 году завод произвёл продукции на 36 000 рублей, численность рабочих составила 74 человека. В последующие годы происходил рост выпуска продукции и численности работающего персонала, достигнув в 1907 году 157 человек. К моменту закрытия завода на нём трудилось 106 человек.

В начале XX века Быстрорецкий стекольный завод располагался в двух идентичных одноэтажных корпусах, размером 54 Ч 23 м каждый. Внутри каждого корпуса располагались две большие стекловарные печи, 16 закальных печей и две печи для обжига горшков. Рядом находились печь для сушки дров и печь для обжига стеклянного лома.

В состав завода входили также гончарная мастерская, помещения для подготовки сырья, слесарная мастерская, сарай для извести и склады для посуды. Топливо для печей заготавливалось в лесных дачах. В 1897 году К.Х. Гельцер имела в собственности 7 709 десятин земельных угодий, большая часть которых была занята дровяным и строевым лесом. Выпускаемая продукция транспортировалась по Тихвинской водной системе, а затем по железной дороге со станции Ефимовская после введения её в строй в 1906 году.

В Соминской волости Устюженского уезда в начале XX века в усадьбе Чурилово, расположенной на реке Соминке, вблизи деревни Лопастино, находился Изразцовый завод А.Ф. Гаген. В 1902 году он был разделён на две части и принадлежал Августу Федоровичу Гагену и Екатерине Дионисьевне Гаген. Заводы были застрахованы в Новгородском Губернском Земстве и оценены соответственно в 4 550 и 3 241 рублей.

Оба завода были деревянными одноэтажными. В каждом из них находилась глиномялка с конным приводом, печь для варки глины и печь для обжига изразцов в 2 горна общим объёмом в 15,6 куб. сажен.

Кроме того на заводе А.Ф. Гагена имелась глазурная печь и водяная мельница в один постав, приводимая в движение наливным водяным колесом диаметром 3,5 метра.

Также в Соминской волости в деревне Забелье в начале XX века работал лесопильный завод и мельница, принадлежащие Михаилу Прохоровичу Забельскому, числящемуся устюженским мещанином. Общая сумма оценки предприятия составляла 8 738 рублей. М.П. Забельский принадлежал к местной крестьянской семье Забельских, впоследствии выбившейся в купцы, и имеющей родовую усыпальницу около Петропавловской церкви села Сомино. Памятники на их могилах до сих пор находятся за оградой церкви.

Лесопильная рама, круглая пила и три мукомольных жерновых постава заведения М.П. Забельского приводились в движение с помощью нижнебойного водяного колеса, зубчатой и деревянной цевочной передач. Само заведение находилось на берегу протоки, соединяющей оз. Забельское с оз. Вожанским. Лес поступал с собственных лесных дач. В 1897 году за М.П. Забельским числилось 1 293 десятины земельных угодий. Первоначально на заводе Михаила Прохоровича работало 4 человека, его сын Иван Михайлович расширил дело. В 1914 году на предприятии работало 10 человек, а в 1915 году – 15 человек.


Пилорама начала XX века

В конце XIX – начале XX века в местечке Кожаково на реке Соминке успешно работал лесопильный завод дворян Мамаевых. Он был основан подполковником А.П. Мамаевым в 1860 году. В 1885 году в нём трудились 6 рабочих, производящих продукцию на 2 500 рублей. В последующие годы завод набирал обороты, и в 1910 году численность его рабочих составляла 26 человек.

После завершения строительства железной дороги Санкт-Петербург – Вологда – Вятка, которая пересекла наш край, вблизи станций Заборье, Подборовье, Ефимовская, Коли возникли новые лесопильные заводы. Большинство из них с началом Первой мировой войны прекратило свою деятельность. Вновь они заработали уже в советское время.

Всего на предприятиях Тихвинского и Устюженского уездов, расположенных на территории, соответствующей современному Бокситогорскому району, в 1910 году работало 188 рабочих. Население 9 волостей Тихвинского и Устюженского уездов, чья территория ныне составляет Бокситогорский район, по данным 1910 года насчитывало 48 349 человек, и подавляющее большинство из них занималось аграрным трудом.

В течение последующих 90 лет с нарастающей быстротой аграрии нашего края забросили плуг и косу и превратились в индустриалов, весьма несовершенных в профессиональном и бытовом отношениях. Их маргинальность не исчезла до сих пор. Исторически прошло ещё мало времени для завершения данного перехода от одного состояния в другое. Деревня ещё многих тянет к себе и своим разрушением вызывает у нас ностальгию по прошлым временам и родным местам.

Л.А. СТАРОВОЙТОВ,
краевед.

Оставить сообщение:

Рекламный баннер 728x90px main2
Рекламный баннер 240x200px right1
Рекламный баннер 240x200px right2
Рекламный баннер 240x200px right3
АнекдотВсе

В магазине бытовой техники блондинка:
— Не подскажете, что это у вас на витрине?
— Это телефонные удлинители, 5 метров и 10 метров.
— А чем они отличаются?
— Длиной.
— Сильно?

Из разговора двух блондинок.
–Ты чего это с Юлькой дружить перестала?
–Так она в брюнетку перекрасилась.
–Ну и чо?
–Вумная больно.

Регулировщик блондинке:
–Почему вы ездите без номера?
–Ну что вы, номер я помню наизусть!

Скучаю по тем денькам, когда можно было просто столкнуть кого–нибудь в воду, не беспокоясь за смартфон в его кармане.

–Доктор, я эксгибиционист!
–Вижу...

...программера спрашивают:
–Сколько детей?
–Два сына.
–По сколько лет?
После паузы:
–Один на компе играет, а второй нет.

Стоит наркоман, грызёт семечки. Вдруг у него падает семечка, он начинает на неё орать:
— Куда пошла?! Иди ко мне! К ноге я сказал!
Ноль имоций. Наркоман берёт оставшиеся семечки и бросает их на пол:
— Принесите её мне!..

Врач "скорой" осматривает больного:
–Я вижу, что вас мучает серьезный и давний недуг, сильно отравляющий вам жизнь.
Больной шепотом:
–Доктор, ради Бога, тише — она же сидит в соседней комнате!

Фея — Золушке:
–Спиртное на балу не пей! Это он должен позвать тебя замуж, а ты — убежать! А не наоборот, как было в прошлый раз!

— А зачем женщины с утра пшикают баллончиками на голову?
–Это они тараканов травят.

Главное в жизни — не терять людей, с которыми у вас в голове тараканы одного вида.

Сижу дома, читаю книгу. Дочь подходит, удивленно на меня посмотрела и спрашивает: — А что, интернет не работает?

–Алло! Это модельное агентство?
–Да.
–А сколько вы платите моделям?
–Платим мы хорошо, но принимаем только с параметрами 90–60–90.
–Ну, с этим проблем нет, у меня все совпадает — и рост, и возраст, и вес.

Как вы думаете — зачем при жарке шашлыка машут опахалом над углями? Думаете, угли раздувают? А вот и нет. Это чтобы соседи слюной давились!

— Кто таки поставил свой красный "ламборджини" на входе? Ни зайти, ни выйти! Я спрашиваю чей он?
— И шо ты орешь, Моня? Это же твой!
— Знаю, просто может, кто не в курсе!

Несчастный случай произошел на фестивале пива — в гараж наведалась жена.

–Что тебе надобно, старче?–спросила Золотая Рыбка.
–Хочу себе с пенсии купить «Мерседес» — сказал хитрый дед и обеспечил себе бессмертие.