Рекламный баннер 990x90px ban1
92.41
103.19
Рекламный баннер 728x90px main1

Древние погосты края

Продолжение, начало статьи в №14 от 11.04.2018 г., №18 от 9.05.2018 г., №23 от 13.06.2018 г., №29 от 25.07.2018 г., №42 от 24.10.2018 г., №43 от 31.10.2018 г.  №50 от 19.12.2018 г.)

 

Егорьевский Озеревский погост Белозерской половины Бежецкой пятины находился на протяжении нескольких веков в районе среднего течения реки Чагоды. Верхняя временная граница его существования приходится на 1861 год, когда после отмены крепостного права для самоуправления крестьянского населения была создана Тарантаевская волость. Помещики ещё несколько лет числились в документах по погосту, но затем также вошли в состав населения волости. Слово погост после данных преобразований всё больше стало обозначать просто кладбище. Центр данной округи в советское время переместился в село Климово.

Появление населения в долине реки Чагоды уходит вглубь тысячелетий. Археологическое исследование данной местности проведено лучше соседних территорий. Интересным археологическим памятником в Озеревской округе является городище у деревни Городок. Его исследование было проведено нашим земляком учёным-археологом А.Н. Башенькиным. Материалы раскопок находятся в Пикалевском краеведческом музее.

Данное укрепленное поселение (городище) было создано представителями племён дьяковской культуры, предками финно-угорских племен веси, мери и муромы. Существовало оно в первых веках нашей эры.

В VI-VII вв. на территорию края пришли первые славянские переселенцы из племени кривичей. Они оставили после себя длинные курганы, сохранившиеся в сосновых борах на территориях к востоку и югу от Озеревской округи (Варшавский шлюз, Заозерье).

В VIII-IX вв. долина реки Чагоды становится транзитным путем для варягов, колбягов и руси, проложивших здесь свои пути с Ладоги через Волок Готславль на Верхнюю Волгу. Местные поселения финно-угров и кривичей исчезли, так как новые пришельцы занимались работорговлей. Но уже в IX веке славяне установили свой контроль в данном крае и основали поселения. Они оставили в крае могилы предков в виде сопок.

Одна из групп сопок находится в ста метрах от левого берега реки Чагоды к западу от Озерева. Ранее в ней было восемь насыпей высотою 2-6 метров и диаметром 14-27 метров. В XX веке пять насыпей были разрушены полностью или частично. Ближайшие сопки, большей частью разрушенные, находились близ дер. Городок и в Усадище (Озерево), а также в верховьях реки Чагоды на берегу озера Боровое (Фомкинское).

Сопки использовались для захоронений по обряду трупосожжения, внутри них ничего нет кроме камней, углей и зольных прослоек. Принадлежность сопок соотносится с пришедшим на берега Чагоды населением одного из славянских племен – словен ильменских или новгородских.

Первая волна славянских переселенцев данного племени в наш край пришла в IX – X веках с бассейна реки Мсты, где найдено множество сопок, принадлежащих языческому славянскому населению.

 Время возникновения Егорьевского Озеревского погоста неизвестно. Разные исследователи называют различные даты. При этом опираются на летописные сведения об установлении погостов по реке Мсте княгиней Ольгой в 945 году. Хотя от реки Мсты до реки Чагоды кратчайшее расстояние составляет всего 80 километров, погосты на реке Чагоде и её притоках Волок Готславль, Черенский, в Березуе и Радуницах, в Озереве, в Суглицах появились спустя двести-триста лет после обустройства погостов по реке Мсте.

Возникновение погостов произошло после переселения второй волны славянских родов племен словен ильменских или новгородских на территорию края в XI – XII веках. Славянские семьи, ранее жившие в бассейне реки Мсты и её притоках, постепенно после освоения долин рек Песь, Ратца, Смердомка пришли в долины рек Воложбы и Чагоды. К числу первых славянских поселений в нашем крае археологи относят Мозолево и Озерево, из-за обилия в этих поселениях остатков средневековой керамики.

Массовое переселение славян в бассейн реки Чагоды подтверждается наличием многочисленных жальников, относящихся к XII – первой половине XIV века. Один из первых исследователей новгородских археологических памятников И. Романцев, зафиксировал наличие жальников близ деревень Белый Бор, Турандино, Усадище, Шульгино.

В наше время археологом В.А. Лапшиным отмечены дополнительно жальники у деревень Моклаково, Селише (в урочище Опоки), Чисть, Логиново, Труфаново, Коргорка и вблизи неё в урочище Волокова Роща, Новиково, а также жальник в урочище Соломово близ деревни Белый Бор.

В XIV – начале XV века новгородские архиепископы приложили немало сил для того, что бы во всей новгородской земле были прекращены захоронения в других местах кроме церковных погостов. С этого времени существование Егорьевского Озеревского погоста не подвергается сомнению.

Отрывочные сведения об Озеревском погосте можно найти в писцовых книгах, составленных после присоединения новгородских земель к Московскому государству. Перепись земель потребовалась для упорядочения массового заселения великими князьями Иваном III и Василием III своих служилых людей – помещиков в новые поместья. Политику деда и отца продолжил царь Иван Грозный.

Земельными угодьями в Егорьевском Озеревском погосте в XV веке владели новгородские бояре Иван Лукин, Иван Бахранов, Василий Кириллов и среди них Кузьма Фефилатов, один из богатейших новгородских землевладельцев. В нашем крае он владел также землями в Пелушском погосте.

В конце XV века, конфискованные боярские земли, были розданы в поместья служилым людям – помещикам за несение ими воинской службы. В Земляном списке 1498 года составленном на основе первых писцовых книг края и опубликованном историком А. Юшковым, указаны одни из первых помещиков Озеревского погоста.

Лукьян, Борис, Наум, Кондратий, Фома и Зиновий Дмитровы, выходцы из владимирских земель (луховичи), получили бывшие земли новгородского боярина Ивана Лукина. Рядом с ними обосновались в новых поместьях помещики Мордвиновы, Болтины и Ефимьевы. Из них дворянский род Ефимьевых прожил в Озеревской округе свыше 350 лет и отмечен в многих исторических документах.

В писцовой книге поместных земель Бежецкой пятины за 1538/39 г. можно узнать, что Темка Иванов Большого сын Ефимьев и Ширяй Алексеев сын Ефимьев, владели деревнями Егорьевском погосте в Озереве. В Новгородских кабальных книгах 1593 года упоминается Яков Ильич Ефимьев, а в документах 1601/1602 гг. приведены имена Третьяка и Исайи Ефимьевых, а также Богдана Александровича Ефимьева.

В писцовых и переписных книгах XV-XVI вв. даны названия озеревских деревень, существовавших до заселения данного края карелами в XVII веке. Среди них деревни Онисимово, Липин Дор, Липовец, Горка, Корзово, Городец, Мельница Еванцево, Велга, Тиманово, Поречье, Рыково, Василево, Давыдково и Рофино. Упомянутая вместе с ними Потереба, свидетельствует об участке местности, обработанной в результате занятий подсечным земледелием. Указан также ряд пустошей и урочищ – Скупыня, Пнево, Бораново, Клохуха, Шоломово, Обросово и Обтока.

В опубликованной К.А. Неволиным части писцовой книги 1581-1583 гг. князя В.А. Звенигородского Озеревскому погосту отведено несколько строк. В опубликованной части книги отсутствуют сведения о помещиках и населенных пунктах. Указано, что всего в погосте насчитывалось 10 селений живущих и 126 пустошей. Всё это свидетельствует о том, что хозяйственный кризис конца царствования Ивана Грозного не обошел и озеревские земли.

Позднее архивист Д.Я. Самоквасов в своих работах дополнил публикацию данной писцовой книги. Из дополненных материалов можно узнать имена новых помещиков получивших поместья в Озеревском погосте. Это были Маврины, потеснившие на земельных угодьях Мордвиновых, и Забелины, получившие здесь земли в дополнение к имеющимся в Минецком погосте.

В описании озеревских земель князем В.А. Звенигородским сказано, что на погосте стоит «…церковь Егорей Святой древяна на каменное дело», в которой служат поп Леонтей и дьячек Филка. Церковь была обеспечена образами (иконами), свечами, книгами, ризами. Вместо колокола использовалось клепало. На погосте также имелись два места келейные – пономарево и проскурницыно.

Согласно писцовой книге в Егорьевском Озеревском погосте имелась одна деревянная церковь, внешне похожая на новгородскую городскую каменную церковь и имеющая восемь скатов крыши от центральной главы, возвышающейся над зданием церкви. Такое толкование термину «древяна на каменное дело» дал академик И. Грабарь в IV томе Истории русского искусства. Но часть современных краеведов труды советского ученого не читали и продолжают представлять данную церковь двухэтажной – первый этаж каменный, а второй – деревянный, что в корне неверно.

Местные жители срубили данную церковь из дерева в подражание городским каменным церквям. Озеревский погост был тесно связан с Новгородом. На его территории была, как отмечена в Земляном списке 1498 года, волостка Линенская, принадлежащая новгородскому Никольскому монастырю, находящемуся в конце Легощи улицы с 1398 года. Данные монастырские земли описаны также в Писцовой книге 1581-1583 гг. князя В.А. Звенигородского.

Несомненно, богатый новгородский монастырь посылал в дальнюю сельскую церковь, где была его волость, иконы и устаревшую церковную утварь. Находка в 1966 году в Озереве иконы Никола вжитииновгородской школы иконописи, датированной XIII-XIV веком, есть свидетельство этому. Сама отреставрированная икона находится ныне в экспозиции Русского музея в Санкт-Петербурге.

В начале XVII века в период Смутного времени, междуцарствия, польской и шведской интервенции, а также последовавшей вслед за ними эпидемии оспы, территория Егорьевского Озеревского погоста была полностью разорена и опустошена.

(продолжение следует)

Леонид СТАРОВОЙТОВ.
Фото: Центр Егорьевского Озеревского погоста. Современное фото.

Оставить сообщение:

Рекламный баннер 728x90px main2
Рекламный баннер 240x200px right1
Рекламный баннер 240x200px right2
Рекламный баннер 240x200px right3
АнекдотВсе

В магазине бытовой техники блондинка:
— Не подскажете, что это у вас на витрине?
— Это телефонные удлинители, 5 метров и 10 метров.
— А чем они отличаются?
— Длиной.
— Сильно?

Из разговора двух блондинок.
–Ты чего это с Юлькой дружить перестала?
–Так она в брюнетку перекрасилась.
–Ну и чо?
–Вумная больно.

Регулировщик блондинке:
–Почему вы ездите без номера?
–Ну что вы, номер я помню наизусть!

Скучаю по тем денькам, когда можно было просто столкнуть кого–нибудь в воду, не беспокоясь за смартфон в его кармане.

–Доктор, я эксгибиционист!
–Вижу...

...программера спрашивают:
–Сколько детей?
–Два сына.
–По сколько лет?
После паузы:
–Один на компе играет, а второй нет.

Стоит наркоман, грызёт семечки. Вдруг у него падает семечка, он начинает на неё орать:
— Куда пошла?! Иди ко мне! К ноге я сказал!
Ноль имоций. Наркоман берёт оставшиеся семечки и бросает их на пол:
— Принесите её мне!..

Врач "скорой" осматривает больного:
–Я вижу, что вас мучает серьезный и давний недуг, сильно отравляющий вам жизнь.
Больной шепотом:
–Доктор, ради Бога, тише — она же сидит в соседней комнате!

Фея — Золушке:
–Спиртное на балу не пей! Это он должен позвать тебя замуж, а ты — убежать! А не наоборот, как было в прошлый раз!

— А зачем женщины с утра пшикают баллончиками на голову?
–Это они тараканов травят.

Главное в жизни — не терять людей, с которыми у вас в голове тараканы одного вида.

Сижу дома, читаю книгу. Дочь подходит, удивленно на меня посмотрела и спрашивает: — А что, интернет не работает?

–Алло! Это модельное агентство?
–Да.
–А сколько вы платите моделям?
–Платим мы хорошо, но принимаем только с параметрами 90–60–90.
–Ну, с этим проблем нет, у меня все совпадает — и рост, и возраст, и вес.

Как вы думаете — зачем при жарке шашлыка машут опахалом над углями? Думаете, угли раздувают? А вот и нет. Это чтобы соседи слюной давились!

— Кто таки поставил свой красный "ламборджини" на входе? Ни зайти, ни выйти! Я спрашиваю чей он?
— И шо ты орешь, Моня? Это же твой!
— Знаю, просто может, кто не в курсе!

Несчастный случай произошел на фестивале пива — в гараж наведалась жена.

–Что тебе надобно, старче?–спросила Золотая Рыбка.
–Хочу себе с пенсии купить «Мерседес» — сказал хитрый дед и обеспечил себе бессмертие.