Рекламный баннер 990x90px ban1
92.41
103.19
Рекламный баннер 728x90px main1

Это в сердце было моём…

В канун Нового года, 30 декабря, исполнилось 99 лет замечательной нашей современнице и землячке – ветерану войны и труда, заслуженному врачу Российской Федерации, почётному гражданину города Пикалёво Зое Ильиничне Штаповой, которую по праву считают основателем системы здравоохранения в молодом индустриальном центре.

 

Поздравить именинницу со столь знаменательной датой в этот день пришли руководители города, близкие люди, добрые друзья. Искренние слова признательности за тот огромный, неоценимый вклад, что внесла в становление и развитие пикалёвской медицины виновница торжества, адресовали Зое Ильиничне глава администрации муниципального образования «Город Пикалёво» Дмитрий Садовников, депутат городского совета народных депутатов Михаил Рыжий, другие участники встречи.

Давний знакомый Зои Ильиничны пикалёвец Владимир Загарских – ветеран газовой отрасли, почётный работник «Лентрансгаза», широкой публике известный прежде всего как признанный мастер художественной фотографии – преподнёс в дар имениннице сигнальный экземпляр книги воспоминаний «Зоя Штапова. ЖИЗНЬ ВРАЧА ДЛИНОЮ В ВЕК». Минувшим летом Владимир Евгеньевич познакомился с разрозненными рукописными воспоминаниями Зои Ильиничны, потом обратился к её семейным архивам. Тогда и родилась у него идея к предстоящему дню рождения автора воспоминаний издать хорошую книгу. Посоветовался со своими питерскими друзьями, членами правления Фонда исторической фотографии Карла Буллы, нашёл полное понимание и готовность сотрудничать.

За дело взялись профессионалы, и книга получилась достойная, информационно насыщенная, богато иллюстрированная, сделанная с огромным уважением к автору воспоминаний.

Здесь есть всё: хроника событий той буревой эпохи, редкие исторические фотографии, «говорящие» приметы времени – личные документы и семейные снимки, письма, газетные заголовки, киноафиши, обложки книг, продовольственные карточки жителей блокадного Ленинграда, послевоенные постановления Совмина СССР о снижении цен на товары…

Содержанию книги предпослан эпиграф – хрестоматийная строка из поэмы Владимира Маяковского «Хорошо»: «Это было с бойцами или страной, или в сердце было моём…» Всё, о чём повествует Зоя Ильинична, прошло, то раня, то врачуя, через её сердце и врезалось в память. Она из породы тех людей, которых принято называть подвижниками, которые тратят себя во благо других.

На свет Зоя Штапова появилась в тревожном 1919 году, когда в стране шла Гражданская война. Росла девочка в семье, где труд почитался как начало всех начал. Отец, Илья Ефимович, потомственный петербуржец с Васильевского острова, с семнадцати лет трудился на заводе «Красный гвоздильщик». Мать, Евдокия Матвеевна – крестьянского рода-племени, уроженка Тверской земли. В семье царили лад и согласие. Дочке родители с младых, что называется, ногтей ненавязчиво, исподволь прививали уважение к таким традиционным семейным ценностям, как доброе отношение к людям, милосердие и сострадание, готовность прийти на помощь. И хотя ни мать, ни отец к медицине отношения не имели, Зоя рано сама для себя твёрдо решила, что непременно будет доктором, врачевателем. И сразу по окончании десятилетки, в 1938 году, с первого захода поступила на лечебный факультет I Ленинградского медицинского института имени академика И.П. Павлова.

На ту пору по негласному правилу в мединститут принимали преимущественно юношей. В группе числом в 29 студентов, где училась Зоя, было всего 7 девушек. По натуре своей заводная и деятельная, Зоя с головой погрузилась в учёбу, находила время для комсомольских дел, занятий в студенческом научном обществе, участия в спортивных состязаниях, культпоходах в театр, на выставки и в музеи. Первокурсники без раздумий избрали энергичную девушку старостой.

В воскресный день 22 июня 1941 года третьекурсники мединститута готовились к последнему экзамену, штудировали конспекты и учебники по детским болезням. Впереди маячили беззаботные летние каникулы. Но известие о гитлеровском нашествии в одночасье порушило все планы. Предстояло жить по законам военного времени. 23 июня третьекурсников собрали и объявили, что о каникулах надо забыть, сразу после экзамена начнутся интенсивные занятия по учебной программе четвёртого курса. Пришлось уплотниться: в здании института разместили военный госпиталь. С началом блокады студенты и преподаватели на лекции и обратно домой добирались пешком. Зое ходу от дома до вуза было четырнадцать трамвайных остановок.

Кто-то заметил, что люди, фактом личной биографии которых стала беспримерная по тяготам и лишениям ленинградская блокада, знают о жизни что-то такое, чего не знают (да и не дай им бог знать) все другие. Наверное, так оно и есть. Зоя Ильинична Штапова и сегодня, в канун 75-й годовщины со дня полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады, тяготится этим горьким знанием. И хотела бы забыть, да не получается. Занятия в аудиториях, где окна и стены дышат арктической стужей, бомбёжки, непреходящее чувство голода. Практическая работа будущих врачей в клиниках и госпиталях, активное участие студентов-медиков в рейдах санитарных дружин по улицам блокадного города, дежурство на крышах и чердаках во время воздушных налётов. Но самое страшное – утрата близких людей. Ещё в августе 41-го погиб при бомбёжке отец Зои, боец 1-й ленинградской дивизии народного ополчения Илья Штапов. В марте 42-го скончалась от истощения Евдокия Матвеевна.

В 22 года Зоя осталась круглой сиротой. Надо было мобилизовать свою волю, постараться вопреки всему выжить самой и выполнять свой врачебный долг, спасая жизнь другим.

31 октября 1942 года выпускнице мединститута Зое Штаповой вручили диплом о высшем образовании с присуждением квалификации врача лечебного. Быстро набиралась опыта там, где того требовала обстановка – участковым врачом в поликлинике, в медсанчасти Пролетарского завода, в воинской части. Весной 44-го молодого, но уже опытного доктора, капитана медицинской службы Штапову З. И. пригласили куда надо и назначили начальником Центрального лазарета № 3 для военнопленных и интернированных лиц. Вот уж действительно ирония судьбы: перед тобой враг, который принёс на твою землю горе, страдания и поруху, ты его, супостата ненавидишь, а должен лечить, как того требует профессиональный долг.

Новый, судьбоносный этап в биографии героини этого газетного очерка начался летом далёкого 1948 года, когда лёгкого на подъём врача Зою Штапову по линии облздравотдела направили в служебную командировку на восток Ленинградской области, в рабочий посёлок Пикалёво. Судьбе было угодно, что командировка эта затянулась на всю оставшуюся жизнь. Шесть лет назад, пустив первые корни на новом месте, Зоя Ильинична как нельзя лучше пришлась ко двору, поняла, что она нужна людям именно здесь и сейчас. В самом деле, медицина в рабочем посёлке была практически на нуле. В амбулатории возрождаемого к жизни цементного завода на ту пору работали фельдшер да санитар, вот и весь штат. Время от времени наезжал сюда врач из соседнего Тихвина. Как только заводчане узнали, что появился собственный врач, народ повалил в амбулаторию косяком. В первый же день на приём записались без малого 60 человек. Поле для профессиональной деятельности квалифицированного врача открывалось широчайшее, только успевай поворачиваться. Поняв, что это и есть её судьба, доктор Штапова смело и без оглядки ступила на неизведанную, но потенциально перспективную стезю.

Уже скоро Зоя Ильинична обнаружила у себя дар организатора, способного работать на опережение и заводить деловые связи. Натура от природы волевая, решительная, она действовала тактически грамотно, без откровенного нажима на собеседника. О насущных проблемах медицины говорила не в кабинете директора завода или управляющего стройтрестом, а прилюдно, на рабочем собрании. В своих просьбах и доводах была убедительна, отказать доктору при всём честном народе руководитель просто не мог.

Проблемы решались пошагово, но с прицелом на перспективу. Поначалу больница размещалась в скромном финском домике на 13 коек. В 52-м в выделенном для нужд медицины новеньком двухэтажном здании по ул. Молодёжной разместился стационар на 50 коек – с операционным блоком и родильным отделением. Дальше – больше. В 1960 году в индустриальном Пикалёве действовало вполне солидное лечебное объединение в составе трёх поликлиник и лечебного корпуса на 375 коек. Грамотно поставленная, выверенная лечебно-профилактическая работа медицинского коллектива под руководством главврача З.И. Штаповой позволила в 50-60-е годы стабильно удерживать в городе металлургов самую низкую заболеваемость в системе медицинских учреждений Минцветмета. Перечень знаковых событий, свершений дружного коллектива пикалёвских медиков можно продолжать и продолжать, но формат газетной публикации не позволяет этого сделать. Можно только отметить, что выпестованная главврачом Штаповой система здравоохранения в городе Пикалёво развивалась не только вширь, но и вглубь. Так, стараниями Зои Ильиничны в больнице была создана стройная система постоянно действующих семинаров по повышению квалификации врачей, фельдшеров, медсестёр и младшего медицинского персонала. С 1963 года больница стала областной школой передового опыта и подготовки резерва руководящих медицинских кадров.

У «руля» главврач Штапова несла вахту более трёх десятилетий. В сентябре 1979 года Зоя Ильинична, подготовив достойного преемника, перешла на лечебную работу, стала врачом функциональной диагностики. Заслуги беззаветного подвижника здравоохранения трудно переоценить. Достойной оценкой деятельности заслуженного врача Российской Федерации Зои Ильиничны Штаповой на благородном медицинском поприще стало награждение её в 2014 году Знаком отличия ЛО «За заслуги перед Ленинградской областью».

Руслан МУСИНОВ.
Фото автора.

Оставить сообщение:

Рекламный баннер 728x90px main2
Рекламный баннер 240x200px right1
Рекламный баннер 240x200px right2
Рекламный баннер 240x200px right3
АнекдотВсе

В магазине бытовой техники блондинка:
— Не подскажете, что это у вас на витрине?
— Это телефонные удлинители, 5 метров и 10 метров.
— А чем они отличаются?
— Длиной.
— Сильно?

Из разговора двух блондинок.
–Ты чего это с Юлькой дружить перестала?
–Так она в брюнетку перекрасилась.
–Ну и чо?
–Вумная больно.

Регулировщик блондинке:
–Почему вы ездите без номера?
–Ну что вы, номер я помню наизусть!

Скучаю по тем денькам, когда можно было просто столкнуть кого–нибудь в воду, не беспокоясь за смартфон в его кармане.

–Доктор, я эксгибиционист!
–Вижу...

...программера спрашивают:
–Сколько детей?
–Два сына.
–По сколько лет?
После паузы:
–Один на компе играет, а второй нет.

Стоит наркоман, грызёт семечки. Вдруг у него падает семечка, он начинает на неё орать:
— Куда пошла?! Иди ко мне! К ноге я сказал!
Ноль имоций. Наркоман берёт оставшиеся семечки и бросает их на пол:
— Принесите её мне!..

Врач "скорой" осматривает больного:
–Я вижу, что вас мучает серьезный и давний недуг, сильно отравляющий вам жизнь.
Больной шепотом:
–Доктор, ради Бога, тише — она же сидит в соседней комнате!

Фея — Золушке:
–Спиртное на балу не пей! Это он должен позвать тебя замуж, а ты — убежать! А не наоборот, как было в прошлый раз!

— А зачем женщины с утра пшикают баллончиками на голову?
–Это они тараканов травят.

Главное в жизни — не терять людей, с которыми у вас в голове тараканы одного вида.

Сижу дома, читаю книгу. Дочь подходит, удивленно на меня посмотрела и спрашивает: — А что, интернет не работает?

–Алло! Это модельное агентство?
–Да.
–А сколько вы платите моделям?
–Платим мы хорошо, но принимаем только с параметрами 90–60–90.
–Ну, с этим проблем нет, у меня все совпадает — и рост, и возраст, и вес.

Как вы думаете — зачем при жарке шашлыка машут опахалом над углями? Думаете, угли раздувают? А вот и нет. Это чтобы соседи слюной давились!

— Кто таки поставил свой красный "ламборджини" на входе? Ни зайти, ни выйти! Я спрашиваю чей он?
— И шо ты орешь, Моня? Это же твой!
— Знаю, просто может, кто не в курсе!

Несчастный случай произошел на фестивале пива — в гараж наведалась жена.

–Что тебе надобно, старче?–спросила Золотая Рыбка.
–Хочу себе с пенсии купить «Мерседес» — сказал хитрый дед и обеспечил себе бессмертие.