Рекламный баннер 990x90px ban1
92.41
103.19
Рекламный баннер 728x90px main1

Духовные пастыри

Одним из первых наших земляков в XX веке, достигших высокого епископского звания среди служителей православной церкви, был схиепископ Макарий (Кузьма Васильевич Васильев). Он родился в крестьянской семье в далёком от нас 1871 году в деревне Губа Большегорской волости Тихвинского уезда (ныне город Бокситогорск).

 

Дата рождения будущего епископа (1 сентября 1871 года) обозначена на могильной плите, по другим данным он родился 5 сентября (17 сентября по новому стилю) в том же году. Окончил земскую школу, расположенную в усадьбе Почаево, вблизи его родной деревни Губа.

Несколько лет подросток, а затем юноша Кузьма крестьянствовал, одновременно помогая Пярдомльскому церковному причту в богослужениях. Его стремление стать послушником соседних монастырей не могло быть исполнено, так как штаты всех ближайших монастырей (Тихвинского Большого, Николо-Беседного, Антониево-Дымского и Троицкого Реконского) были заполнены. В 1894 году ему наконец удаётся стать послушником возрождённой Макарьевской пустыни, расположенной в 110 верстах в лесах к северу от Новгорода, ныне в Тосненском районе Ленинградской области.

В 1900 году Кузьма Васильев принял монашеский постриг и получил имя Кирилл. В 1906 году братия монастыря единодушно избрала его своим настоятелем, что было утверждено Святейшим Синодом. В 1910 году он был возведён в сан игумена.

После революционных событий 1917 года в Макарьевской пустыни произошли существенные изменения. Большевики добились в 1919-1920 гг. преобразования монастыря в трудовую сельскохозяйственную артель «Земля и труд». Игумен Кирилл в данных условиях сумел сплотить новых насельников в основном из бывшей братии и продолжить богослужения в храмах монастыря, а также скрыть от изъятия часть драгоценной церковной утвари и священных предметов. Резко выступил игумен Кирилл и против обновленческого движения в церкви, насаждаемого большевиками.

В 1923 году он был тайно хиротонисан в епископа Любанского, викария Новгородской епархии. Через некоторое время он принял в Александро-Невской лавре схиму с именем Макарий.

Аресты, суды, тюрьма и ссылки схиепископа Макария следовали одна за другой. После возвращения из ссылки в Казахстан перед Великой Отечественной войной тайный епископ ушёл в народ. С большими предосторожностями он скитался из селения в селение, иногда работал в качестве наёмного деревенского пастуха. Имел многочисленных сподвижников, для которых совершал богослужения и требы, постригал в тайное монашество и рукополагал в священники.

Приход немецких войск в годы Великой Отечественной войны застал схиепископа Макария в Чудове. Его планы возродить Макарьевскую пустынь рухнули, нацисты не желали и слышать ни о каком возрождении монастыря.

Когда Макарий сам прибыл в Макарьевский монастырь, то здесь он узнал о страшных злодеяниях фашистов. Перед войной в монастыре располагался инвалидный дом. Пришедшие немецкие оккупанты выгнали в поле около 300 больных женщин и слаборазвитых детей и расстреляли. Это окончательно отвратило его от сотрудничества с немецко-фашистскими оккупантами.

В начале 1942 года схиепископ Макарий был перевезён немцами в Псков, откуда он перебрался в Псково-Печерский монастырь. Здесь он вёл строго молитвенную жизнь. В ночь на 1 апреля 1944 года он отказался спускаться в бомбоубежище во время налёта советских бомбардировщиков и был убит осколком бомбы. Похоронили схиепископа Макария в печерских монастырских пещерах неподалёку от креста, где обычно служатся панихиды.

Другим епископом, родившимся на территории нашего края, был священномученик Иона, епископ Велижский. Он родился в 1869 году в семье священника Ивана Лазарева, служившего в Воскресенском Лученском приходе (ныне город Пикалёво). В это время в приходе стояли две старые деревянные церкви. Возраст их был почтенным, одна из них – во имя Воскресения Христова – простояла 161 год, другая – во имя Рождества Христова – также имела солидный возраст, ибо была освящена в 1734 году.

К 1869 году на погосте в дополнение к двум старым деревянным церквям была построена новая деревянная церковь на средства местного помещика Федора Карловича Мальша. Одну из старых церквей новгородская консистория разрешила в 1883 году разобрать, а пригодные материалы использовать на поправку ограды вокруг кладбища. Другую церковь консистория постановила в 1889 году перестроить на приходские средства с сохранением её прежнего плана и фасада. Проведение всех данных работ в Лученском приходе контролировалось новым священником Александром Веригиным.

Старый священник Иван Степанович Лазарев некоторое время служил при Пярдомльской церкви Большегорской волости (ныне город Бокситогорск). Своего сына Ивана он устроил на учёбу в Новгородскую духовную семинарию, которую тот окончил в 1892 году.

В том же году его определили на работу в Звенигородское духовное училище Московской губернии, а вскоре он был пострижен в монахи и зачислен в штат Савино-Сторожевского монастыря. Скромный, благочестивый и рассудительный иеромонах Иона по ходатайству полоцкого епископа в 1899 году был зачислен в число братии Полоцкого архирейского дома, где через несколько месяцев был назначен казначеем и ризничим.

В конце 1902 года иеромонах Иона (Иван Лазарев) был определён настоятелем Невельского Спасо-Преображенского заштатного монастыря и через год возведён в сан архимандрита. До революционных событий 1917 года архимандрит Иона (Лазарев) находился во главе сначала Новгородского Сковородского, а затем подмосковного Новоиерусалимского монастыря.

В январе 1918 года архимандрит Иона был отправлен в распоряжение архиепископа Воронежского и Задонского Тихона. В 1926 году он был рукоположен в епископа Невельского, викария Витебской епархии, но приступить к своим обязанностям по независимым от него обстоятельствам не смог. Четырнадцатого мая 1926 года епископ Иона (Лазарев) был уволен на покой с назначением проживать в селе Батюшково Дмитровского района Московской области.

Проживая в данном селе, он служил в местном Никольском храме. Многие почитали епископа Иону за дар рассуждения и приезжали, чтобы получить от него духовные наставления.

В тридцатых годах на территории Дмитровского района была создана система исправительно-трудовых лагерей. Заключённые в них занимались строительством сооружений и шлюзов канала Москва-Волга. Среди узников этих лагерей было много духовенства, и епископ через заключённых, имевших свободный выход из лагеря, помогал находящимся в неволе священникам.

Во время гонений 1937 года епископ Иона был арестован по обвинению в том, что он под видом церковных проповедей вёл контрреволюционную агитацию. На допросах он виновным себя не признал. Семнадцатого октября тройка НКВД приговорила владыку к расстрелу. Епископ Иона (Лазарев) был расстрелян 21 октября 1937 года и погребён в безвестной̆ могиле Бутовского полигона Московской области.

Епископ Иона (Лазарев) причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском соборе Русской православной церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

В то время когда наши земляки епископского звания испытывали гонения со стороны властей, на их малой родине унижению и репрессиям было подвергнуты большинство местных священников и священников, уроженцев нашего края.

Родившийся в селе Сенно Обринской волости Тихвинского уезда в семье священника в 1873 году Алексей Павлович Стефановский служил священником в д. Заречье Капшинского района Ленинградской области. Арестован он был 7 августа 1937 года. Следствие велось недолго, священник был осуждён особой тройкой УНКВД Ленинградской области 10 сентября 1937 года за контрреволюционную пропаганду и приговорён к высшей мере наказания, на следующий день он был расстрелян в Левашовской пустоши под Ленинградом.

Сын дьячка Черенской церкви, стоявшей на погосте близ деревни Половное Анисимовской волости Тихвинского уезда, Леонид Иванович Мытенский служил священником далеко от места своего детства, в церкви Преображения Господня д. Репушино Поддорского района (ныне Новгородская область). В страшном 1937 году (24 сентября) его расстреляли в Левашовской пустоши также за проведение контрреволюционной пропаганды.

В разгар репрессий в Пикалёве была «вскрыта и обезврежена» целая контрреволюционная группа во главе с местным священником. В её состав входили жители, проживающие в деревнях, примыкающих к посёлку строящегося Пикалёвского цементного завода. До этого энкавэдэшники обходились арестом одного-трёх человек из местных жителей, а 2 сентября 1937 года они «круто» поработали, арестовав сразу 7 человек.

Во главе группы, по их мнению, стоял местный священник Николай Иванович Безсонов. Он происходил из семьи потомственных церковнослужителей Дымского погоста. В возрасте 15 лет поступил в Антониево-Дымский монастырь, а затем определился в 1912 году на место своего отца псаломщиком в Дымский приход. Специального образования не имел, но в конце 1920-х гг. был рукоположен в священники ввиду их явного недостатка в местных приходах.

Служил священником в Михайловской Званской церкви (Великий Двор) на реке Тихвинке с перерывом с 1931 до конца 1936 года. В 1932 году был осуждён на два года за неуплату налогов, но был досрочно освобождён. Во время его отсутствия священническую службу исполнял Емилиан Иванович Панасевич, позднее репрессированный по делу группы тихвинских священников. После закрытия Званской церкви священник Николай Безсонов был переведён в январе 1937 года в приход Воскресенской Лученской церкви, впритык к которой уже строился цементный завод.

Деятельность нового священника страшно не понравилась местным руководителям. Через восемь месяцев был найден компромат на священника и произведён его арест. Вместе с ним были арестованы дьякон приходской церкви Николай Васильевич Яковлев, по свидетельству местных жителей, склонный прикладываться к рюмочке, и одна из руководительниц местной церковной общины, проживающая в деревне Ивановской, Ирина Гавриловна Яковлева.

Зачем служителям охранки понадобилось увеличивать данный список арестованных – непонятно. По-видимому, здесь сыграло роль – простое, но важное в донесениях – большее количество контрреволюционеров. В их ряды зачислили проживающую в деревне Высокуше бывшую местную помещицу Каролину Егоровну Мальш в возрасте 68 лет и проживающего там же человека «без определённых занятий», а по сути нищего, пришедшего из новгородских пределов, Ефима Прокофьевича Бочарова в возрасте 79 лет. Вместе с ними под арест пошла жительница деревни Высокуша Марфа Семеновна Кузнецова, сердобольная женщина, приютившая у себя в доме арестованных.

В этот же день (2 сентября 1937 года) был арестован крепкий рачительный хозяин-единоличник из деревни Гузеево Иван Дмитриевич Крылов (59 лет), по-видимому, с его арестом задержались, когда брали под арест раскулаченных мужиков. С ним обошлись по-быстрому, осудили и расстреляли 21 сентября 1937 года. Члены группы Н. Безсонова были расстреляны через неделю, 28 сентября 1937 года в Левашовской пустоши.

На этом гонения на местных священников в 1937 году не закончились. В конце года на конвейере смерти в Левашовской пустоши под Ленинградом были расстреляны священники нашего края, соизволившие продолжить свою службу в приходах и не понимавшие, что, по учению теоретиков марксизма, религия – это «опиум для народа» и, по существу, является контрреволюционной пропагандой.

В числе расстрелянных 3 декабря 1917 года были священник Троицкой Сенновской церкви Василий Васильевич Канделябров, ранее, в 1917-1919 годах служивший псаломщиком в Воскресенской Лученской церкви (Пикалёво), и священник Пярдомльской церкви (Бокситогорск) Михаил Алексеевич Ивановский, сын псаломщика Никольской Озерской церкви Деревской волости Тихвинского уезда. Вечная им память: как тем, кто уже причислен к лику святых новомучеников Российских, так и тем, кто по какой-то причине пока ещё не прославлен.

Леонид СТАРОВОЙТОВ.

Оставить сообщение:

Рекламный баннер 728x90px main2
Рекламный баннер 240x200px right1
Рекламный баннер 240x200px right2
Рекламный баннер 240x200px right3
АнекдотВсе

В магазине бытовой техники блондинка:
— Не подскажете, что это у вас на витрине?
— Это телефонные удлинители, 5 метров и 10 метров.
— А чем они отличаются?
— Длиной.
— Сильно?

Из разговора двух блондинок.
–Ты чего это с Юлькой дружить перестала?
–Так она в брюнетку перекрасилась.
–Ну и чо?
–Вумная больно.

Регулировщик блондинке:
–Почему вы ездите без номера?
–Ну что вы, номер я помню наизусть!

Скучаю по тем денькам, когда можно было просто столкнуть кого–нибудь в воду, не беспокоясь за смартфон в его кармане.

–Доктор, я эксгибиционист!
–Вижу...

...программера спрашивают:
–Сколько детей?
–Два сына.
–По сколько лет?
После паузы:
–Один на компе играет, а второй нет.

Стоит наркоман, грызёт семечки. Вдруг у него падает семечка, он начинает на неё орать:
— Куда пошла?! Иди ко мне! К ноге я сказал!
Ноль имоций. Наркоман берёт оставшиеся семечки и бросает их на пол:
— Принесите её мне!..

Врач "скорой" осматривает больного:
–Я вижу, что вас мучает серьезный и давний недуг, сильно отравляющий вам жизнь.
Больной шепотом:
–Доктор, ради Бога, тише — она же сидит в соседней комнате!

Фея — Золушке:
–Спиртное на балу не пей! Это он должен позвать тебя замуж, а ты — убежать! А не наоборот, как было в прошлый раз!

— А зачем женщины с утра пшикают баллончиками на голову?
–Это они тараканов травят.

Главное в жизни — не терять людей, с которыми у вас в голове тараканы одного вида.

Сижу дома, читаю книгу. Дочь подходит, удивленно на меня посмотрела и спрашивает: — А что, интернет не работает?

–Алло! Это модельное агентство?
–Да.
–А сколько вы платите моделям?
–Платим мы хорошо, но принимаем только с параметрами 90–60–90.
–Ну, с этим проблем нет, у меня все совпадает — и рост, и возраст, и вес.

Как вы думаете — зачем при жарке шашлыка машут опахалом над углями? Думаете, угли раздувают? А вот и нет. Это чтобы соседи слюной давились!

— Кто таки поставил свой красный "ламборджини" на входе? Ни зайти, ни выйти! Я спрашиваю чей он?
— И шо ты орешь, Моня? Это же твой!
— Знаю, просто может, кто не в курсе!

Несчастный случай произошел на фестивале пива — в гараж наведалась жена.

–Что тебе надобно, старче?–спросила Золотая Рыбка.
–Хочу себе с пенсии купить «Мерседес» — сказал хитрый дед и обеспечил себе бессмертие.