Архив номеров
USD ЦБ РФ 19/01 61.53
EUR ЦБ РФ 19/01 68.54

  • Золотом вписаны в историю Родины

    Золотом вписаны в историю Родины2019-12-18029421 декабря 1949 года на цементном заводе г.Пикалево получен первый цемент!!! Первым директором завода был Станислав Герасимович Созанский. В этом блистательном, неувядаемом созвездии имён и фамилий значится фамилия начальника сырьевого цеха Петра Дмитриевича Самунина. Кто же он, этот человек?

    21 декабря 1949 года на цементном заводе г.Пикалево получен первый цемент!!! Первым директором завода был Станислав Герасимович Созанский. В этом блистательном, неувядаемом созвездии имён и фамилий значится фамилия начальника сырьевого цеха Петра Дмитриевича Самунина. Кто же он, этот человек?

     

    Самунин Пётр Дмитриевич родился в 1904 году в соседней, Вологодской области, где позже появится Рыбинское водохранилище. В 1925 году женился, через два года родился сын Володя. Пётр мечтал учиться и поступил в Ленинграде в большой дом на Литейном, Технологический институт им.Ленсовета. во время учёбы семья жила в Ленинграде, жена-Александра Васильевна мечтала быть педагогом. В 1937 году муж закончил техноложку (выпуск из 9 человек – начались репрессии), а жена педагогический институт имени М.Н. Покровского. Пётр Самунин по распределению направлен на восток страны на строящийся цементный завод, (исключен из партии) в город Спасск-Дальний. Вскоре у Самуниных родилась дочь Тамара.

    В 1940 году семья вернулась в европейскую часть СССР – в г.Светогорск бывший Энсо на границе с Финляндией, где молодой специалист Самунин работал на целлюлозно-бумажном комбинате технологом.

    В мае 1941 года вернулись на старое место жительства в г.Спасск, где в июле родился третий ребёнок – сын Валерий. 10 июля Петра призвали на фронт в инженерные войска.

    Каждая страна в своей армии имеет такого рода войска. Это очень важно – для действующей Армии нужны хорошие дороги, мосты через реки, деревянные и понтонные переправы. Войска должны не задерживаясь двигаться в заданном направлении. Враги минировали мосты – их необходимо было обезвредить. В задачу инженерных войск входила взрывная работа на пути немецко-фашистских захватчиков, дабы остановить их продвижение на нашу территорию, а также минирование дорог, мостов, чтобы остановить врага на заданной местности. Работа важная, бесценная и опасная!

    Жена Александра осталась в Спасске с грудным ребёнком, дочерью и 14-летним Владимиром, который должен был, как старший мужчина в семье, поддерживать маму. Он устроился в 1944 году кочегаром на теплоход «Белоруссия» (капитан Кондратьев Кирилл Гаврилович) Дальневосточного пароходства, обеспечивавшего перевозку необходимых фронту грузов. Это Чёрная страница в жизни Самунина – старшего! Возвращаясь из США во Владивосток 3 марта в 7 часов 48 минут теплоход двумя торпедами потопили японцы. Японцы были союзниками Гитлера, планомерно расстреливали суда с Государственным флагом СССР и советскими опознавательными знаками. Торпедированное судно дало большой крен, начало быстро тонуть и в течение 4 минут скрылось под водой…

    После многодневного ледового плена и дрейфа в уцелевшей шлюпке моряки выбрались на лёд. Среди них был Владимир Самунин. Решили идти до острова Итуруп. В документе судовая роль парохода «Белоруссия» записано: «Владимир Петрович Самунин умер на льду» дойти до берега, выжить (из 51 человека) удалось только двоим кочегарам (капитан умер на льду). Выжили, чтобы рассказать командованию, историю о трагическом рейсе своего парохода, о гибели своих дорогих товарищей!!

    Как пережил эту страшную убийственную новость, что сынок из рейса не вернулся, отец Пётр Дмитриевич Самунин? Потерять первенца, сына и нет могилы, куда бы можно склониться – морская пучина, воды Охотского моря. И с этой мыслью жить до конца своей жизни…Кровоточащая рана на сердце…

    Давно это было, более полувека, как дорогую вещь семья Валерия Петровича Самунина хранит для потомков книгу Г.Руднева «Огненные рейсы», год издания 1975, подаренную в память о сыне Александре Васильевне в феврале 1985 года в г.Владивостоке библиотекой Дальневосточного морского пароходства. Прочтите этот сборник – не оторваться!!! Образец истинного служения Родине.

    Пётр Дмитриевич в составе инженерных войск принимал участие в боях около Тихвина, Волхова. Внучке жаловался, что во время войны даже плакал под Тихвином – одолели вши, принимал участие в бою на Курской дуге. С армией под руководством маршала Конева дошёл до Берлина, был контужен – в результате плохо слышал.

    Перед нами выписка из наградного листа от 19.05.1945 на Самунина Петра Дмитриевича, инженера-капитана, кандидата в члены ВКП(б), начальника артехснабжения 15 отдельного мостостроительного батальона, состоящего в КА с 10.07.1941г., в Действующей Армии с 5.09.1941г., призванного Спасско-Дальним РВК, Приморского края: «Инженер-капитан Самунин во время наступательных операций войск нашего фронта и строительства высоководных мостов батальоном через реки Одер, Шпрее и Эльба бесперебойно снабжал горючим и паковкой, чем способствовал досрочному выполнению задания командования. Дисциплинированный, исполнительный, требовательный к себе и своим подчинённым. Достоин награждения орденом Красная Звезда. Командир 15 о.м.с.б. инженер-майор Старостин».

    После окончания войны, весь 1946 год Пётр Дмитриевич оставался на Западе: Берлин, Дрезден, Вена, Прага и др. места, где они занимались репарацией: конфисковали имущество заводов, фабрик и отправляли составы в СССР на место сожжённых, разрушенных наших предприятий. Из Австрии капитан Самунин сопровождал состав с оборудованием в незнакомое для него место – Пикалёво Ленинградской области для цемзавода.

    В конце 1946 приехал в Спасск к семье и вскоре всей семьей по направлению отправились в Узбекистан в Ферганскую долину: там надо было пустить цементный завод.

    В 1948 году приехал в Пикалёво на восстановленный после эвакуации оборудования, в связи близости фронта, цементный завод, поближе к своей исторической родине. В 50-е годы в наш город из Вологодской области приехали и родные племянники Петра Дмитриевича: участник ВОВ младший сержант Спирин Михаил Иванович с семьей, имеющий такие военные награды - орден «Красной Звезды», орден «За отвагу», медали «За боевые заслуги», «За взятие Берлина», а также братья Вячеслав и Игорь Ентяковы, все они работали на заводе.

    Со слов сына, в 1948 году было запланировано на бумаге, к 70-летию Иосифа Виссарионовича Сталина, в день его рождения, дать первый цемент. Несмотря на множество трудностей, которые испытывал коллектив, неполадки, к этой юбилейной дате все же успели. Новое всегда даётся с трудом!!!

    21 декабря 1949 года цемент пошел – двери для цементной промышленности были распахнуты! Одна тонна в месяц!

    В 1950 году вступила в эксплуатацию вторая, а в 1951 – третья технологическая линия производства цемента. Продукция важная и нужная стране – надо было восстанавливать разрушенные войной города, фабрики, заводы и др. предприятия.

    Уже 30 июля 1950 года получена первая продукция – волнистый шифер марки «ВО», где основная составляющая – свой, родной цемент! В 1958-1959 гг. Пётр Дмитриевич занимался реконструкцией печей обжига цемзавода с увеличением диаметра печей.

    Пётр Дмитриевич орденоносец, зрелый специалист, с опытом работы на родственных предприятиях, был начальником не только сырьевого цеха, но и обжига, помола. 19 декабря 1961 года при участии П.Д.Самунина на цемзаводе введена в эксплуатацию новая технологическая линия с печью обжига клинкера 4,5 х 170 м, что увеличило мощность завода по выходу цемента.

    Жена, А.В. Самунина, работала на заводе лаборантом. Петр Дмитриевич вышел на пенсию в 1962 году, построил дом на ул.Подлипская, развёл кроликов, посадил 20 яблонь, благоустроил сад, завёл пчёл. Клетки для кроликов и домики для пчёл (ульи) – всё делал своими руками, много работал на земле, супруга Сашенька высаживала цветы. Прекрасная старость, опаленнная войной! На пенсии перестал платить партийные взносы (разочаровался в партии) и снова был исключен из её рядов.

    Дедушка Петя очень любил своих внуков. Володя, сын Валерия, пропадал у дедушки с бабушкой на усадьбе и многому научился у деда. Впоследствии (в память о легендарном дяде, погибшем от торпедирования японцами 3 марта 1944 года) закончил высшее мореходное училище имени Макарова и в настоящее время плавает в океанах в роли механика на больших судах. Очень благодарен своему необыкновенному дедушке, любимому и единственному в своей нелёгкой судьбе.

    Пётр Дмитриевич покинул мир в 1991 году в возрасте 87 лет, успев многое…Честь и память участникам ВОВ!

    Сын, Валерий Петрович, отказался писать про отца, после долгих хождений надо мной сжалилась Ольга Андреевна Самунина и помогла с материалом о своём свёкре. Спасибо Вам, уважаемая Ольга Андреевна!!! Обязана поблагодарить Ларису Владимировну Самунину за подборку фото к статье.

    Очевидцы событий выпуска первого цемента порадуются, что такая важная дата не забыта!

    Нина Бейшер,
    лучший краевед района, победитель районного конкурса, призер и медалист Всероссийского
    литературного конкурса (г. Москва), лауреат Всероссийского конкурса краеведов (г. Москва).

  • распечатать
  • отправить другу

Ещё по теме:

  • Комментарии

    Имя
    E-mail
    Текст
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Отправить
    Сбросить