Архив номеров
USD ЦБ РФ 22/09 66.25
EUR ЦБ РФ 22/09 78.08

  • ВСЕСОЮЗНАЯ УДАРНАЯ КОМСОМОЛЬСКАЯ

    ВСЕСОЮЗНАЯ УДАРНАЯ КОМСОМОЛЬСКАЯ2018-07-090115«Дадим больше цемента новостройкам страны!» – в духоподъёмной статье под таким заголовком, размещённой в номере районной газеты «Знамя коммунизма» от 8 марта 1959 года, автор публикации Н. Крицкий, начальник планового отдела Пикалёвского цементного завода, сообщил читателям, что к концу 1965 года выпуск валовой продукции на предприятии вырастет в четыре с половиной раза.

    «Дадим больше цемента новостройкам страны!» – в духоподъёмной статье под таким заголовком, размещённой в номере районной газеты «Знамя коммунизма» от 8 марта 1959 года, автор публикации Н. Крицкий, начальник планового отдела Пикалёвского цементного завода, сообщил читателям, что к концу 1965 года выпуск валовой продукции на предприятии вырастет в четыре с половиной раза.

     

    Заявление смелое, пафос понятен, посыл похвален. Многочисленные стройки страны и предприятия стройиндустрии задыхались от нехватки вяжущих материалов, а потому модернизация действующих цемзаводов и создание новых мощностей по выпуску «хлеба строительства» стало делом первостепенной важности.

    Намечаемый рост производства цемента, пояснял далее автор статьи, будет обеспечен главным образом за счёт кардинальной реконструкции технологического оборудования, повышения его производительности. Здесь надо разобраться в терминах. Реконструкция действующего предприятия в классическом её варианте – это полное или частичное переустройство производства без строительства новых и расширения существующих цехов основного назначения. В описываемую пору в цехе обжига выдавали клинкер три вращающиеся печи длиной 60 м и диаметром 4 м каждая. Даже кардинальная модернизация печных агрегатов не обеспечивала скачкообразный, в разы, рост их производительности.

    Надо заметить, что в иных случаях реконструкция действующего производства всё же предполагает строительство новых цехов и объектов взамен ликвидируемых мощностей, дальнейшая эксплуатация которых нецелесообразна по соображениям технического и экономического порядка. Насколько известно, действовавший цех обжига работал исправно и в свою силу, ликвидировать его никто не собирался. Автор статьи пролил свет на проблему, сообщив, что назрела необходимость в ближайшей перспективе построить на территории завода две мощных вращающихся печи и сопутствующие объекты, не объяснив, правда, насколько эти амбициозные заявления согласуются с намерениями Ленсовнархоза и всемогущего Госплана.

    По всей видимости, взаимопонимание было достигнуто на самом высоком уровне, поскольку уже в сентябре 59-го бригады второго стройуправления треста-30, входившего в систему Главзапстроя, приступили к строительству объектов второй очереди Пикалёвского цементного завода

    А дальше события развивались следующим образом. В мае 60-го, выступая на очередной сессии Верховного Совета СССР, тогдашний премьер Н.С. Хрущёв сделал громкое заявление: уже в текущем году страна должна получить 45 млн тонн цемента – больше, чем его было получено в течение первой и второй пятилеток вместе взятых.

    В этой связи докладчик обратился к партийным, советским, профсоюзным и комсомольским органам с призывом максимально усилить внимание к возводимым и реконструируемым предприятиям строительной индустрии, цементным заводам в первую голову. Рассматривая это обращение как боевое поручение комсомолу, ЦК ВЛКСМ постановил строящиеся мощности по производству цемента, поэтапный ввод которых начнётся в 1960-1961 годах, объявить всесоюзными ударными комсомольскими стройками. Согласно утверждённому перечню всесоюзных ударных комсомольских строек 1961 года (автор располагает архивной копией этого документа), в означенном перечне значатся два родственных предприятия Ленинградской области – цементные заводы в Пикалёве и Сланцах.

    В начале июня в адрес треста-30 поступила телефонограмма из управления строительства Ленсовнархоза, ставившая руководство в известность, что трест определён в качестве генподрядчика на строительстве объектов второй очереди Пикалёвского цемзавода, получившего статус Всесоюзной ударной комсомольской стройки. Узнав эту новость, комсомольский вожак треста-30 П. Тимошнин в экстренном порядке собрал членов комитета. Без долгих раздумий актив решил утвердить комсомольский штаб содействия ударной стройке, немедленно взять под контроль положение дел на ключевых объектах, снабжение стройки материалами, оборудованием, технической документацией, строительными механизмами и транспортными средствами.

    На ту пору трест-30, располагавший вроде бы неплохой производственной базой и квалифицированными кадрами, являлся генеральным застройщиком молодого города Пикалёво, достойно зарекомендовал себя на возведении корпусов глинозёмного завода, активно вёл строительство скотных дворов, жилья и объектов соцкультбыта в колхозах района. Кому как не этому коллективу, рассуждало, видимо, высокое начальство, доверить ударную стройку.

    Однако уже скоро выяснилось, что применительно к качественно иной, по сути дела нештатной ситуации, умозрительный подход не срабатывает. Ударная стройка предполагала высокие темпы работ, согласованность действий всех звеньев, смелость и оперативность организаторских решений, умение командиров производства в нужное время сосредоточить силы на самых важных направлениях, а также чётко налаженное снабжение и ещё много чего другого. Своего рода тестом на умение трестовских управленцев разного уровня грамотно и в нужном ритме вести дела на ударной стройке стал совместный рейд, организованный редакциями районки и «Ленинградской правды». В состав рейдовой бригады вошли авторитетные люди: прорабы, мастера, бригадиры, плотники-бетонщики, арматурщики, монтажники, механизаторы, комсомольские активисты, рабочие корреспонденты, литсотрудники районной газеты Ю. Зырянов и А. Петрова, собкор «Ленинградской правды» Н. Елисеев.

    Острокритические материалы рейда, объединённые газетной шапкой «Тишина и застой», появились в очередном выпуске районки. Открывала тематическую страницу корреспонденция под заголовком «С хвоста». Стройплощадка под новые корпуса и другие объекты второй очереди цемзавода, сообщала газета, – это десятки гектаров. Повсюду следы начатых работ. Вырыты глубокие котлованы, рядом горы грунта. В разной степени готовности – фундаменты под будущие заводские корпуса и крупногабаритное технологическое оборудование, высятся пока ещё редкие бетонные опоры под первую гигантскую печь обжига. Цеха и отделения первой очереди ударной стройки должны выдать продукцию уже в четвёртом квартале текущего года. Чтобы обеспечить в полном объёме готовность первой технологической нитки, нужно успеть проложить все инженерные коммуникации, смонтировать одну из вращающихся печей, установить по месту цементные мельницы, соорудить шламовые бассейны, а уж потом возводить ёмкости под топливо. Однако работа ведётся с хвоста. На объекте, который может подождать, одновременно работают три бригады, сооружая сразу четыре резервуара, – а за глаза хватило бы и одного.

    Иная картина на печном отделении. Горы взметённого грунта говорят о том, что когда-то здесь кипела работа. Но два месяца назад отсюда ушли строители, остались незавершённые фундаменты, их которых торчат прутья арматуры. Полностью приостановлено и возведение цементных силосов – бетонных башен под готовую продукцию. Высота будущей башни – 43 метра, но пока она поднялась чуть выше нулевой отметки. Третий день на объекте царствуют тишина и безмолвие. Людей нет, лишь два маломощных крана «Пионер» сиротливо высятся меж опор. Они своё отслужили. Теперь требуются башенные краны, а их в тресте нет, как нет и домкратов для подъёма скользящей опалубки, необходимой при бетонировании высотной части силосов. Нет и самой опалубки, не говоря уже о хронической нехватке арматуры и бетона.

    Нужды пикалёвцев, констатируют авторы корреспонденции, известны управлению строительства Ленсовнархоза, но реакции пока никакой. Хроническая нехватка автосамосвалов усугубляется крайней разбитостью как подъездных дорог, так и дорожной сети на самой стройплощадке. Позарез нужны бетонные дорожные плиты, но профильное управление Ленсовнархоза всё не удосужится обеспечить промплощадку ударной стройки комплектом переносных плит, хотя их в избытке изготовляет Мгинский завод ЖБИ, подчинённый управлению.

    Тресту №30 вкупе с субподрядными организациями на 1960 год определена программа по расширению и реконструкции Пикалёвского цемзавода в объёме 36 млн рублей, в первом квартале освоено лишь 3 млн капвложений. Получается, делают вывод участники рейда, в оставшееся время надо выполнить львиную долю запланированных работ. Какими силами? На всех объектах в лучшие дни заняты не более 150 человек, а должно быть в разы больше. Но даже те, что есть в наличии, вынуждены то и дело шабашить – арматуру и бетон снабженцы подают на объекты неритмично, что называется, в час по чайной ложке. Плотники, что ладят опалубку, вынуждены работать впрок, создавая задел и намного опережая бетонщиков.

    Темпы работ сдерживает хроническая нехватка арматуры нужного сечения. На голодном пайке и бетонный завод – структурное подразделение трестовского комбината производственных предприятий. В день со склада отпускается на всё про всё не более 100 тонн цемента. К тому же завод испытывает острую нехватку инертных материалов. Песок и щебень трест-30 получает из карьера Важино, что в окрестностях ж/д станции Свирь. В поставляемой песчано-гравийной смеси песок преобладает над гравием, а для нормальной дозировки должно быть обратное соотношение заполнителей.

    Невостребованного, по сути бесхозного камня, великое множество на обочинах мелиорированных угодий в соседних колхозах и совхозе «Подборовский». Будь в распоряжении треста камнедробилка, производство щебня нужных кондиций можно было бы наладить на месте. Но руководство треста пошло другим путём. Не стало бить тревогу, а ради обеспечения должного качества бетона дало команду увеличить на 15-20 процентов долю цемента в приготовляемой бетонной смеси. Отсюда перерасход строго фондируемого вяжущего материала. Управление строительства Ленсовнархоз, констатирует рейдовая бригада, не приняло оперативных мер, чтобы организовать щебёночный карьер для важнейшей стройки. Неразворотливость констатируют и проектировщики. Составление проектно-сметной документации поручено «Гипропроекту». Пакет документов требовалось выдать к октябрю 1959 года. Институт с заданием не справился и подвёл строителей, которые не смогли своевременно оформить и подать заявки на материалы и оборудование. В итоге тресту с большим трудом и в мизерном количестве пришлось добывать арматурную сталь соответствующей номенклатуры.

    Рабочие чертежи поступают на ударную стройку не только с опозданием, но и с нарушением всякой очерёдности.

    В объёмной, острокритической и нелицеприятной газетной публикации, подготовленной по материалам рабкоровского рейда, досталось на орехи всем, кто того заслуживал. И тем, кто сидел в высоких кабинетах, и тем, кто непосредственно руководил ударной стройкой пятилетки. Дотошные и отважные участники рейдовой бригады не просто квалифицированно вскрыли вопиющие недостатки, обозначили узкие места, ключевые проблемы и их подоплёку, но и верно расставили акценты.

    Неразворотливость проектировщиков из «Гипроцемента», безусловно, сказывается на ходе и темпах строительства, но не в той мере, как это хотят представить руководители треста и его подразделений. Задержкой документации они пытаются прикрыть собственную неорганизованность. К такому выводу пришли участники совместного заседания комитета ВЛКСМ треста-30 и комсомольского штаба содействия ударной стройке, экстренно созванного сразу после рейда.

    Разговор получился конструктивный. «Комса» постановила, что повседневная деятельность штаба должна быть направлена как вовне, так и с прицелом на внутренние проблемы. Контроль должен быть не эпизодическим, а постоянно действующим, адресным, даже точечным. Поэтому было принято решение на всех важных участках строительства создать комсомольские посты, тут же был определён их персональный состав. Подумали и о том, как грамотно обеспечить информационное сопровождение работы штаба и постоянно действующих комсомольских постов. Посчитали правильным, чтобы активные, владеющие пером рабочие-корреспонденты работали в тесной связке с профессиональными газетчиками.

    И дело пошло. Для начала опубликованные в районке материалы рейда разместили на видных местах в конторе треста, комбинате производственных предприятий, на бетонном заводе и прорабских участках, письмами направили в обком комсомола и управление строительства Ленсовнархоза. Как только заявили о себе комсомольские посты, по сигналам с мест наладили оперативный выпуск «Молний» и боевых листков.

    В районной газете появилась постоянная рубрика «На стройплощадке Пикалёвского цементного завода». Одной из первых публикаций стала статья «Механизмам – полную загрузку». Предваряла её редакционная сводка, где сообщалось, что участники состоявшегося незадолго перед этим областного слёта рабочих и сельских корреспондентов решили провести рабкоровский рейд по выявлению узких мест и невостребованных резервов на ударной комсомольской стройке в городе Пикалёво.

    В ходе рейда рабкоры побывали на машинопрокатной базе комбината производственных предприятий треста-30. В частности, они установили, что в песчаном карьере экскаватор простаивает по полсмены, а то и больше. Ежедневно отсюда вывозят на бетонный завод не более ста кубов песка, а графиком предусмотрено отгружать до шестисот кубометров инертных. Транспортный конвейер не налажен. Водитель делает в смену 8-10 рейсов – в два с половиной раза меньше положенного.

    Обнародовав эти и другие факты неорганизованности, участники рейда обратили внимание на то, что на стройплощадке цемзавода задействованы машины и механизмы нескольких организаций, но элементарной согласованности в их работе не наблюдается. В оперативных материалах, публикуемых в упомянутой рубрике, с завидным постоянством стали появляться сообщения под заголовком «Газета помогла». Вскоре по получении материалов совместного рейда районки и «Ленинградской правды» главный инженер управления строительства Ленсовнархоза Курочкин сообщил редакции, что вскрытые факты в основном соответствуют действительности. Для расследования сложившейся на ударной стройке ситуации в Пикалёво выезжали зампред Ленсовнархоза Левинский, начальник управления строительства Беляков и начальник транспортного управления Лебут. Намечены меры по улучшению материального снабжения, оперативному решению вопросов обеспечения стройки транспортом, механизмами, рабочей силой. Число рабочих на стройплощадке доведено до 300 человек. Институт «Гипроцемент» пересмотрел график очерёдности и сроков выдачи строителям проектной документации.

    Лёд тронулся.

    Руслан Мусинов.
    Продолжение следует.

  • распечатать
  • отправить другу

Ещё по теме:

  • Комментарии

    Имя
    E-mail
    Текст
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Отправить
    Сбросить