Архив номеров
USD ЦБ РФ 17/07 0
EUR ЦБ РФ 17/07 0

  • О времени и о данных обещаниях

    О времени и о данных обещаниях2018-01-230264«Время летит очень быстро, но оно не отменяет обещаний, данных кому-либо», – это мои же слова из той самой первой статьи о школе рабочей молодёжи, в газете «Рабочее слово» №29 от 26 июля 2017 года. Той статьи, которая положила начало целому циклу.

    «Время летит очень быстро, но оно не отменяет обещаний, данных кому-либо», – это мои же слова из той самой первой статьи о школе рабочей молодёжи, в газете «Рабочее слово» №29 от 26 июля 2017 года. Той статьи, которая положила начало целому циклу.

     

    Разве думала я, давая Галине Васильевне Веселовой (директору ШРМ) обещание написать о школе, во что это выльется?! Конечно, нет, даже и не предполагала. Была поражена архивом, состоящим из рассказов педагогов-ветеранов (многих из которых уже не в живых), а также замечательным фотоархивом (да я уже писала об этом). Но ведь за этим всем стоит жизнь целого трудового и творческого педагогического коллектива. Возможно, кто-то из вас скажет, что всё это присутствует в каждой школе. Соглашусь, что это так, но речь сегодня о необычной школе. Эта школа образовывала рабочие кадры, строителей города, а молодой тогда ещё город так нуждался в них, образованных кадрах. Время летит и вот уже на дворе 2001 год, и школа рабочей молодёжи становится лауреатом Ленинградского областного конкурса «Школа года – 2001», награждена дипломом комитета общего и профессионального образования Ленинградской области. Основной идеей конкурса «Школа года – 2001» было выявление и распространение педагогического опыта, накопленного коллективами лучших образовательных учреждений Ленинградской области. Этой школе за 50 лет упорного труда и творчества было чем поделиться. И звание заслуженное. А время летит, его не остановишь, а тем девочкам, выпускницам педагогических вузов, сегодня уже по 70, 80 лет. Они выпустили в жизнь не одно поколение учеников, за это им низкий поклон. И потому пишу, и благодарна судьбе за встречи с этими педагогами, благодарна им за их воспоминания об их юности, о тех ошибках, которые они допускали, о радостных и одновременно горьких минутах расставаний со своими «детьми», с последним отзвеневшим звонком и верой в то, что данный багаж знаний им точно пригодится и поможет в жизни. Всем этим они со мной делились и ещё поделятся не раз (надеюсь!) вновь своими воспоминаниями о юности, о годах приезда в город судьбы. Ведь тогда и город наш был такой же юный, как и они.

    После встреч с Альбиной Алексеевной Морозовой, Нэлли Алексеевной Вальковой, Светланой Александровной Дранкиной я осознала, что натворила. Да, да – именно, натворила, конечно же, в хорошем смысле этого слова. Меня благодарили, звонили и высказывали свои замечания, давали советы. И после очередной встречи со своими собеседницами, будущими героинями статей о школе рабочей молодёжи, получала один и тот же вопрос и пожелание: «А про кого вы потом напишете?» Это вопрос. А пожелание: «Ой, вы, Любовь Андреевна, вот про этого педагога напишите обязательно, не забудьте», – и называли фамилию. Их доброжелательность и беспокойство о ближнем, о тех, с кем они проработали рука об руку почти полвека, не покидая стен родной школы (ну разве что домой сходить, с родными повидаться, своих детей приласкать, скорее всего, наспех), меня подкупало. Хотите, воспринимайте это как шутку, но так было. А я, слушая их, уважаемых людей, педагогов с полувековым педагогическим стажем, и отказать уже не могла. А потому вновь пишу.

    Сегодня вашему вниманию, дорогие мои читатели, будут представлены воспоминания Нины Васильевны Цветковой, учителя физики.

    «Моя педагогическая деятельность началась в 1946 году в Новодеревенской школе, в которую меня направило Ленинградское облоно (областной отдел народного образования). В 1951 году вместе со своим классом я пришла в школу города Пикалёво (дневное отделение) и в здание педучилища. В вечерней школе работала с момента её образования, с 1951 года, правда, собственного коллектива школа тогда ещё не имела, работали там все совместители.

    Первым директором был Г.М. Лебедев – это он организовал классы, официально же назначен был А.И. Зиновьев, а затем Н.П. Колокольцев, Н.Н. Коробков, В.К. Гордеев, В.И. Славушкин. В те далёкие времена (после окончания Великой Отечественной вой-ны), в восстановительный период, многие рабочие и служащие хотели учиться, и именно по их требованию были организованы классы вечернего отделения, причём учащиеся занимались с огромным желанием, находили время на дополнительные занятия и добросовестно выполняли домашнее задание.

    В то время не было телевидения, был небольшой кинотеатр, в который попасть было очень трудно. Поэтому основным культурным центром была школа рабочей молодёжи. Первый выпуск был сделан уже в 1953 году, а в выпускном классе было всего 7 человек. А затем ежегодно были выпуски, причём число выпускников возрастало. Особенно расцвела наша школа в 1965-1978-е года. Число выпускников достигало более ста человек. В 1966 году три ученика нашей школы Б. Котылев, В. Андреев, В. Косарев окончили 10 классов с медалями. Учащиеся часто и с благодарностью вспоминают школу, учителей.

    Между вечерними школами городов Бокситогорска, Тихвина была тесная связь: устраивались семинары, мероприятия для обмена опытом, были открытые уроки, что приносило огромную пользу в деле воспитания и образования молодёжи. Не забывал про нас и Ленинград (ЛОИУУ), где проводились конференции, на которых мы выступали с докладами. При институте усовершенствования была лаборатория, занимавшаяся нравственным воспитанием молодёжи (ею руководили из НИИ). Мы – это Н.В. Цветкова и В.А. Евсюкова – в этой лаборатории занимались 5 лет, много интересного было предложено учителям. На всесоюзном съезде учителей в Ленинграде мы на секциях выступали с докладами по вопросам нравственного воспитания. Мы с Валентиной Алексеевной Евсюковой были отмечены и награждены почётными грамотами.

    Из наших стен вышли замечательные люди, руководители предприятий. С благодарностью вспоминаю всех директоров нашей школы, учителей. И с радостью встречаюсь с учителями, которые продолжают работать в школе. Конечно, основная роль (в настоящий момент) лежит на плечах директора школы Галины Васильевны Веселовой, которая отдаёт все свои силы и здоровье на воспитание нового поколения, поколения неспокойного, поколения бурного, требовательного не к себе, а к другим».

    Подпись: 1951-2000, Пикалёво, Н.В. Цветкова.

    На этом воспоминания Нины Васильевны Цветковой заканчиваются. От себя лишь добавлю вам для размышления небольшой кусочек текста из вновь перечитываемой мною книги Ш.А. Амонашвили «Здравствуйте, дети!». Вот выдержка из главы «Бухгалтерия педагогического времени». «У меня давно появилась привычка: в канун сентября подсчитывать количество будущих школьных дней и уроков на весь учебный год, на все четыре года начального обучения, высчитывать даже минуты моего непосредственного общения с детьми. В результате меня всегда охватывала тревога из-за нехватки времени, ответственность за то, чтобы не потерять по дороге ни одну секундочку, не посеяв её на хорошо вспаханном и облагороженном педагогическом поле.

    В детстве вместе с сельскими ребятами я собирал на убранном поле оставшиеся колоски. Мы собирали по одному колоску, но когда складывали их вместе, взрослые удивлялись: сколько же могло быть потеряно зерна!

    Но как собрать секунды и минуты, которые исчезают сразу, как только их разбросаешь? Иногда мне представляется, что классные комнаты, школьные коридоры, заполненные детьми, – это то же самое поле, воспитательное, обучающее, по которому непрерывно проходит «педагогический комбайн» – сея и убирая урожай… Я встревожен. Чувствую, что нахожусь в педагогическом цейтноте. Ну что же… Человек, любящий жизнь и увлечённый делом, всегда находится в цейтноте. И я записываю заповедь, которой буду следовать с завтрашнего дня: находясь в педагогическом цейтноте, часто буду вынужден за считанные секунды решать сложнейшие задачи воспитания, способные менять всю последующую жизнь ребёнка. Я должен делать это без спешки и помнить, что я ответственен за его судьбу».

    Эта книга – пособие для учителей, вышла в свет в 1988 году, на дворе уже век компьютеров, сотовых телефонов, гаджетов. Время летит, его не остановишь. Однако ни в какое время нельзя отменить уважения к личности. И воспитательный процесс должен быть им (уважением) пронизан.

    Любовь АМЕЛИНА.

  • распечатать
  • отправить другу

Ещё по теме:

  • Комментарии

    Имя
    E-mail
    Текст
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Отправить
    Сбросить