Архив номеров
USD ЦБ РФ 22/01 0
EUR ЦБ РФ 22/01 0

  • Из истории ШКОЛЫ РАБОЧЕЙ МОЛОДЁЖИ

    Из истории ШКОЛЫ РАБОЧЕЙ МОЛОДЁЖИ2017-08-010267Школа рабочей молодёжи была открыта в 1950 году по требованию молодёжи города Пикалёво, так как велика была её тяга к учёбе. Многим в получении образования помешали различные обстоятельства; но … особенно – Великая Отечественная война.

    Школа рабочей молодёжи была открыта в 1950 году по требованию молодёжи города Пикалёво, так как велика была её тяга к учёбе. Многим в получении образования помешали различные обстоятельства; но … особенно – Великая Отечественная война. Сформировался коллектив учителей во главе с администрацией. Большие трудности приходилось преодолевать «первопроходцам»: не было здания для организации учебного процесса, не хватало учебников, наглядных пособий, школьного инвентаря, технических средств обучения и многого другого.

     

    Но постепенно, благодаря исключительной работоспособности и неравнодушному отношению к делу коллектива учителей, трудности потихоньку преодолевались. Школе после хлопот того же педколлектива было выделено помещение в старом парке, а затем было получено разрешение заниматься в здании средней школы (ныне это здание педагогического училища на улице Школьной). Классы были переполнены, но активность учащихся была исключительно высокой. А затем школе было выделено здание около шиферного завода, где задержались лишь на три года, и в одну ночь педагоги с помощью самих учащихся переехали на улицу Вокзальную (ныне это здание, в котором располагается стоматологическая клиника).

    И только в 1974 году вечерняя школа, после многих и долгих скитаний, обрела собственное здание в центре города, где и занимаются учащиеся по настоящее время.

    Это текст выступления директора школы Галины Васильевны Веселовой перед гостями в 2001 юбилейном для школы году. В визитной карточке, которую раздавали присутствующим на праздновании 50-летнего юбилея школы, было сказано так: менялись названия, но школа оставалась школой!

    1951 – начало истории вечерней школы;

    1957 – первый выпуск 10 класса;

    1975 – началось сотрудничество с профессиональным училищем №12;

    1977 – школа рабочей молодёжи стала называться «Вечерняя сменная школа»;

    1993 – при школе открылось дневное отделение с классами педагогической поддержки;

    2000 – название школы «Открытая сменная общеобразовательная школа №5».

    На базе школы проводится отработка технологии, направленной на совершенствование и ускорение социально-психологического развития и адаптации личности подростка.

    2001 – в школе обучается 339 учащихся, из них:

    129 человек на дневном отделении;

    210 человек на вечернем отделении.

    Концепция школы: «Построение личностно-ориентированного и индивидуально значимого образовательного процесса».

    Организация учебно-воспитательного процесса содержала в себе совершенствование учебного плана и учебных программ; оптимальное сочетание базового и дополнительного образования и развитие взаимодействия учебных дисциплин на основе межпредметных связей.

    На мой взгляд, одной из самых основных задач школы была социально-психологическая реабилитация и адаптация подростков.

    Да, тогда в далёкие 50-е, действительно, у многих Великая Отечественная война отняла возможность учиться, страна пробуждалась и вставала из руин, нужны были не только рабочие руки, а грамотные специалисты во всех областях, многие тогда пошли в вечернюю школу. В последние годы не секрет, что специфика «вечерки» (а именно так в обиходе называют школу №5) состояла в том, что набор производился из числа трудных и проблемных подростков, которые по разным причинам не смогли продолжить обучение в прежних школах. Более 40% учащихся имели неполную или неблагополучную семью. Родители проблемных подростков, как правило, не могли оказать своевременную помощь своим детям. Эти учащиеся имели низкую мотивацию к обучению в школе, поскольку несли в себе отрицательный опыт предыдущих взаимоотношений со школой как с образовательной системой. Многие подростки личностно дезориентированы, социально обескуражены, тревожны и недоверчивы к окружающему миру. Какими же должны быть результаты работы? В первую очередь, это сохранность контингента, устойчивое снижение правонарушений среди учащихся, снижать тревожность и агрессивность у учащихся, создать условия для комфортного обучения. А в ответ на упорный труд педагогов, вне сомнения, возрастает познавательная активность учащихся. Они с удовольствием участвуют в олимпиадах (и не только городских), конкурсах. Выпускники продолжают своё образование (данные 1999-2000 гг.) – в вузы поступают 14 человек, техникумы – 24 человека. За многие годы работы школа имела своих медалистов: Б. Котылев – золотая медаль, В. Косарев – серебряная медаль, В. Андреев – серебряная медаль. На тот юбилейный вечер собралось много выпускников разных лет. Но ведь невозможно, как говорят, объять необъятное за те несколько часов, и это верно. Именно поэтому сейчас появилась возможность рассказать на страницах любимой городской газеты историю жизни школы №5.

    Небольшая предыстория.

    И мне в своё время довелось работать в «вечерке», вечерней сменной общеобразовательной школе №5. Давно сложившийся педагогический коллектив, долгие годы возглавляемый Галиной Васильевной Веселовой, принял меня дружелюбно. И как часто случается в коллективе единомышленников, часто на переменках, после совещаний, педагоги-ветераны вспоминали «ту» школу, когда они, молодые девчушки, сразу после института приехали в Пикалёво и всю свою жизнь проработали в ней – «вечерке». Это Светлана Александровна Дранкина и Валентина Филипповна Пронина, но о них лично расскажем позже. А сейчас о том, что слушать их было безумно интересно, поверьте. И уже тогда мне стало понятно – это же история, история жизни людей, школы, города, здесь переплелись судьбы многих людей. Всех тех, кто строил наш город, жил в нём и, безусловно, посвятил ему свою жизнь. Об этом нужно помнить, рассказывать следующим поколениям. И в одной из таких вот бесед Галина Васильевна, директор, обратилась ко мне с просьбой написать о школе. Эта беседа состоялась в тот год, когда школа закрылась и на базе школы №1 было открыто лишь вечернее отделение. Хуже это или лучше – не мне судить, это требования сегодняшнего времени. Но за всеми этими сухими фразами и словами стоят люди. Время летит очень быстро, но оно не отменяет обещаний, данных кому-либо.

    И я держу слово, и став обладателем чудных архивных записей, фото, документов, пишу. Здесь стоит сразу сказать, что при переезде они могли потеряться, их сохранили и Галина Васильевна Веселова (неоднократно), и в этом нашем конкретном случае Юлия Николаевна Карганова – директор школы №1. Это она позвонила мне и передала весь архив «вечерки». Нести было тяжело, а чтобы бросить и мысли не возникло. Лишь позднее меня охватил ужас, это когда я полночи перебирала архив. В голове куча мыслей, страх, что не смогу, а с чего начать? И ещё масса другого. Поразмыслив, приняла решение сохранить хронологическую последовательность архивных документов. Я не историк и не краевед, возможно, при прочтении вами будут замечены неточности, но такую задачу я перед собой не смогла поставить (извините, за неимением времени), а при написании сохраняла данные автора рассказа. И первым рассказчиком, вернее, рассказчицей будет Нина Сергеевна Прокофьева, работавшая в школе учителем математики с 1953 по 1975 год. И её воспоминания, записанные ею собственноручно, она обозначила так «От 50-х до 70-х годов».

    «В 1953 году, когда я начала работать в школе рабочей молодёжи (здание школы было здесь же – Советская, 19), в Пикалёве стояло несколько домов (двухэтажных) на ул. Советской. Для больших домов, 3-этажных и 4-этажных, закладывались только фундаменты. Во время дождей вся Советская ул. превращалась в сплошную глиняную реку. Пройти можно было только в сапогах.

    Директором школы в то время работал Николай Петрович Колокольцев, а завучем Григорий Михайлович Лебедев (вот здесь и стоит вспомнить о том, что времени по уточнению фактов, например, кто же был первым директором, у меня не было, одни утверждали, что Г.М. Лебедев, но в данном случае следует поверить словам Нины Сергеевны Прокофьевой, непосредственно работавшей под началом директора в лице Николая Петровича Колокольцева). Почти все учителя в школе были совместителями, в основном из школы №1 (других школ в то время не было). Учителя в основном жили на территории парка, в строениях бывших барских подсобных помещений. (Для справки: начальные классы школы №1 размещались в здании парка,
    в бывшем барском доме, принадлежавшем помещику Мальшу (сейчас на этом месте дорожное управление). А где стоит сейчас обелиск, стоял 2-этажный флигель, где зимой жил помещик. Впоследствии, в 50-е годы, здесь жили Александр Павлович Зиновьев, Григорий Михайлович Лебедев, а позднее А.И. Зиновьев поделился своей жилплощадью с четой Прокофьевых».

    Здесь стоит ненадолго прервать рассказ Нины Сергеевны и сказать честно: вот оно – то поколение, они знали, они учили, они оставляли после себя воспоминания, и мы сегодня ими можем гордиться и всегда должны помнить, что мы «не Иваны, не помнящие родства».

    Но продолжим читать записи Нины Сергеевны.

    «Уроки в школе заканчивались в 11.30 вечера, т.к. тогда занимались только в вечернюю смену. Нужно было идти от здания школы после окончания уроков по месту проживания, т.е до парка. Было темно, грязно (улицы освещались плохо, асфальта не было). Впереди обычно шёл наш завуч Григорий Михайлович Лебедев, он вооружался обыкновенно дубиной, а за ним все мы, учителя, шли гуськом в резиновых сапогах.

    Это было очень трудное, послевоенное время. Именно поэтому многие не имели возможности получить образование. В школу шли с охотой, учились, преодолевая все трудности. Некоторые рабочие, которые в то же время учились в школе, жили в деревнях, но школу не пропускали.

    Да и сама я некоторое время жила в Самойлово на частной квартире. Домой приходилось идти ночью. Иногда были «провожатые» в лице мужа или рабочих с шиферного завода, а иногда, если посчастливится, подвозил и директор Н.П. Колокольцев (у него в то время был свой мотоцикл – по тем временам «богатство»).

    Но не только были трудности. Были и радости, было счастье, потому что видели, как ученики наши, получив аттестат, выходили в большую жизнь, создавали семьи, воспитывали детей, получали высшее образование.

    Вспоминаются вечера, которые мы проводили в школе. Готовили их сами учащиеся. Женя Сироткин вместе с Василием Петровичем Цветковым проводили репетиции после уроков (после 11.30). А потом – праздник! Быстро разносилась весть о том, что в школе проводятся вечера и на «огонёк» стали захаживать горожане. Очень нравилось! Школа постепенно превращалась в очаг культуры. В то время, т.е в начале 50-х, ещё не было клубов, кинотеатров. Саша Сироткин, учащийся 10 класса, впоследствии строитель, стал руководителем музыкальной группы.

    Одними из первых выпускников были рабочие, приехавшие из Белоруссии. Там после войны было особенно трудно. И в поисках работы (через Л.А. – авт.), родственников оказывались в разных концах Советского Союза. Старшим инженером строительного треста был Луговцев (иниц. отсутств. – Л.А. – авт), именно по его «протекции» многие его родные и знакомые оказывались в Пикалёве. Они устраивались на работу (шиферный завод, «Глинозём», строительные тресты и др.) и одновременно решали получить образование.

    Назову некоторых учащихся, которые окончили школу в 50-60-е годы.

    Это Виктор Здиновский, окончил институт, живёт в Белоруссии.

    Евгений Смалко стал инженером.

    Владимир Фёдоров (после окончания вуза) в настоящее время занимается бизнесом.

    Евгений Богайцев работает начальником порта, его брат военный. Их мама, Полина Михайловна Богайцева, дав сыновьям образование, сама пришла в школу и окончила её. Образование получали иногда всей семьёй. Учились Карпухины: Сергей, Алексей, Наталья. Разве можно всех назвать?

    В 60-70-е годы были открыты классы-семестры. В них учились рабочие, которые хотели пройти курс по ускоренной программе. Нужно было обладать огромной силой воли, чтобы сочетать работу с учёбой в школе.

    Главная задача, которая стояла перед учителями, – привить интерес учащихся к самообразованию. Основой самообразования для учащихся стала самостоятельная работа.

    Домашние задания выполнялись обязательно, причём задания, которые требовали самостоятельной активной мыслительной деятельности, анализа фактов, с целью закрепления материала, изучаемого в классе.

    Учащиеся охотно выполняли творческие задания, которые предшествовали изучению нового материала. Они приветствовали введение в школе зачётной системы проверки знаний. Особый интерес вызывали у учащихся вечера, которые ежемесячно проводились в школе по всем предметам: не только литературные вечера, но и вечера по математике, физике, химии, географии, истории… Учащиеся не только углубляли свои знания по предметам, но нередко это способствовало выбору учащимися профессии.

    Счастлив учитель, сумевший привить интерес учащихся к своему предмету. Я это испытала. Я счастлива».

    (Справка: Нина Сергеевна Прокофьева в ШРМ работала с 1953-1975 год до выхода на пенсию. Блокадница. Ветеран труда. Награждена медалями за доблестный труд в период 1941-1945 г. Имеет грамоты, благодарности).

    Эти скупые справочные данные, написанные самой о себе, – впечатляют и побуждают меня к дальнейшему написанию «Из жизни школы рабочей молодёжи».

    Возможно, я надеюсь на это, что после публикации в газете этой статьи откликнутся бывшие ученики. Понимаем, что это уже тоже очень и очень взрослые ученики. Но возможно, есть какие-то совместные фото, звоните, приходите в редакцию. Позже архив школы я передам в городской краеведческий музей.

    Любовь АМЕЛИНА.

  • распечатать
  • отправить другу

Ещё по теме:

  • Комментарии

    Имя
    E-mail
    Текст
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Отправить
    Сбросить