Архив номеров
USD ЦБ РФ 19/07 62.9
EUR ЦБ РФ 19/07 73.13

  • КРАСНА ИЗБА НЕ УГЛАМИ, А ДЕТЬМИ С ПИРОГАМИ

    КРАСНА ИЗБА НЕ УГЛАМИ, А ДЕТЬМИ С ПИРОГАМИ2017-07-030471Что такое кубок конфедераций, наверное, знают все, а вот что такое Соминская школа народных искусств, вы, наверняка, ещё не знаете. Поэтому тороплюсь рассказать об этом событии, которое для Сомино очень значимо.

    Что такое кубок конфедераций, наверное, знают все, а вот что такое Соминская школа народных искусств, вы, наверняка, ещё не знаете. Поэтому тороплюсь рассказать об этом событии, которое для Сомино очень значимо.

     

    Летом жизнь в Сомино оживляется, село удваивается. Зимой здесь проживает около 200 человек, а летом будет с полтыщи. Уже в мае дачники распаковывают свои забитые на зиму дома. Не секрет, что многие приезжают на дачи ради детей и внуков. Поэтому летом село становится большой детской площадкой.

    Дети вместе с бабушками и дедушками ведут дачный образ жизни. Но дети при этом не проникаются сельской жизнью и не приникают к своим истокам. Им не хватает какого-то большого настоящего дела, которое бы наполнило их пребывание в селе смыслом. В храм в большинстве не заглядывают. Пребывание в селе превращается в купание в речке и возню в огороде.

    Вот и возникает вопрос, чем бы занять детей? Как бы вернуть их к народным корням?

    К счастью, в Сомино на лето приезжает из Питера педагог Наталья Ильина, увлечённый энтузиаст народной культуры. Она живёт в Красном Селе, преподаёт в школе. Летний отпуск проводит с детьми на родине супруга – в Сомино. Наталья посещает храм, и я её знаю уже несколько лет. В храме её можно сразу узнать по русскому наряду, в котором она приходит на службу.

    В начале этого лета мы с ней разговорились о нашем деревенском житье-бытье, в том числе и о детях. Она высказала желание позаниматься с ними народными ремёслами. Мне идея сразу понравилась, и я предложил для этого нашу гостевую избу, в которой я сейчас устраиваю Музей деревянной резьбы. Именно здесь я и предложил организовать летнюю детскую школу народных искусств.

    Мы об этом договорились полторы недели назад, а вчера у нас было открытие Школы народных искусств.

    Что нужно для открытия такой школы? Совершенно верно – учитель! Он у нас есть – Наталья Ильина. Помещение. Тоже есть – старинная изба. Дети. Часто на этой стадии многие проекты и заканчиваются. Мы дали рекламу в группе соминского храма «ВКонтакте», а также через сарафанное радио. Ну и конечно, благословение. Я могу сказать, что только мог мечтать о такой школе.

    Накануне мы несколько раз встречались с Натальей, продумали, с чего начать и что делать?

    До чего мы договорились? Во-первых, не называть Школу ни церковной, ни воскресной. К сожалению, в последнее время эти слова стали скорее отпугивать, чем привлекать народ. Во-вторых, занятие с детьми должно быть интересным, увлекательным и весёлым.
    Если этого не будет, всё остальное не будет иметь смысла. В-третьих, занятие должно быть результативным. Дети должны реально что-то научиться делать. Дети должны увидеть плоды своих трудов, принести их домой и показать мамам и бабушкам. В-четвёртых, занятия должны быть вкусными. Дети обязательно должны поесть и попить чаю. Другая наша помощница Наталья Федоровская взялась приготовить пирожки с яблоками. Её пирожки стали уже известными благодаря ярмарке. Их уважительно называют «федоровскими». В первый раз она сама напечёт пирогов, а вот дальше дети будут уже сами печь вместе с ней пирожки. За час до занятия будет проходить школа русской кухни. Девочки под руководством Натальи Федоровской будут готовить сдобу для занятий.

    А Татьяна Юрьевна из Подборовья приготовила для детей особый травяной чай – «юрьевский».

    Первое занятие очень ответственное. Наталья Ильина решила начать с беспроигрышной темы – курса детских игрушек – и изготовить собственными руками русскую семью, отца, мать и детей.

    В общем, всё было готово. И оставалось с волнением ждать 18 июня – открытия школы – и думать, сколько же детей захотят «возвращаться к корням» – заниматься в летней школе искусств.

    В этот день я служил в храме в посёлке Заборье. Приехал как раз к началу занятия.

    Каково же было моё удивление, когда я в нашей избе увидел толпу детворы – целых десять детей да ещё родителей и взрослых примерно столько же. Тут же родилась новая загадка: «Изба с окнами и дверьми, полна горница людьми». Это про нашу Школу...

    Для начала совсем неплохо. Причём некоторые девочки были в народных костюмах.

    Мы познакомились. Вот имена первых учащихся: Артем, Настя, Коля, Иван, Алена, Василиса, Ксения, Настя, Варвара, Настя.

    Без лишних предисловий я рассказал об идее нашей Школы, мы помолились, зажгли свечу с ангелом и началось занятие.

    Наталья Сергеевна оказалась опытным серьёзным педагогом. Она говорила просто и серьёзно, дети любят такой стиль, когда с ними как со взрослыми. Наталья заранее продумала структуру занятия, приготовила поделки, лоскутки, нитки, ножницы. Первая кукла, которую должны были сделать дети своими руками, была странница, которая пришла к нам в гости и которая в конце расскажет нам сказку. И в то же время это была мама будущей семьи. Дети должны были придумать ей имя. Кукла была задумана без иголок, чтобы дети не укололись.

    Началась напряжённая творческая работа. От неё не удержался даже отец Михаил с матушкой, которые приехали на занятие из соседнего посёлка Ефимовский.

    В избе воцарилась атмосфера общего труда. На глазах из нарезанных тряпочек и лоскутков рождалась русская кукла – в сарафане, с широкими рукавами, с повойником и платком на голове. 

    В этой настоящей русской избе, где я собираю предметы крестьянского быта, образцы деревянной резьбы, казалось воскресла старинная жизнь. У меня сразу возникло чувство, что я попал в какую-то большую крестьянскую семью. Я смотрел и глазам не верил, мне казалось, что попал в какой-то фильм или как будто на моих глазах ожили старые снимки Прокудина-Горского.

    Я понял, что это нужно запечатлеть на фото, иначе сам не поверю, что это было.

    Занятие продлилось целых три часа. Для детей это очень много. Но Наталья удачно чередовала занятие со старинными играми. А в конце, когда у всех детей в руках были сделанные в первый раз в жизни куклы, Наталья рассказала от имени новой куклы, получившей имя Меланья, трогательную сказку о слепой лошади, о том, как она спасла в лесу от разбойников своего хозяина купца, а когда ослепла, тот её прогнал. Но люди, узнав об этом, потребовали, чтобы он попросил на площади прощения у лошади.

    А в заключение был иван-чай с пирогами и блинами.

    И у нас первый блин не оказался комом.

    Из нашей избы в этот день вышло пятнадцать кукол (взрослые не сидели сложа руки!). Надо было видеть лица детей, которые сделали куклу своими руками. У меня не было сомнений, что эта кукла станет их любимой. И хорошо, что это русская кукла.

    В заключение я провёл небольшую экскурсию по будущему музею, вернее, показал несколько интересных экспонатов.

    Протоиерей
    Геннадий БЕЛОВОЛОВ.

  • распечатать
  • отправить другу

Ещё по теме:

  • Комментарии

    Имя
    E-mail
    Текст
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Отправить
    Сбросить