Архив номеров
USD ЦБ РФ 23/10 0
EUR ЦБ РФ 23/10 0

  • НАВЕЧНО В ПАМЯТИ НАРОДНОЙ

    НАВЕЧНО В ПАМЯТИ НАРОДНОЙ2017-02-080311Седьмого февраля 2017 года исполняется 75 лет подвигу в небе над Заборьем. В этот день к памятнику лётчику Алексею Николаевичу Годовикову в п. Заборье и к его могиле на площади Революции в Череповце придут представители власти, общественность, ученики школ, курсанты Череповецкой автомобильной школы РОСТО.

    Седьмого февраля 2017 года исполняется 75 лет подвигу в небе над Заборьем. В этот день к памятнику лётчику, политруку 740 истребительного авиационного полка, комиссару авиаэскадрильи Череповецко-Вологодского дивизионного района ПВО, трижды орденоносцу Алексею Николаевичу Годовикову в п. Заборье и к его могиле на площади Революции в Череповце, где захоронено его тело, придут представители власти, общественность, ученики школ, курсанты Череповецкой автомобильной школы РОСТО (Российской оборонной спортивно-технической организации) имени Героя Советского Союза Алексея Николаевича Годовикова.

     

    Кто он, совершивший героизм на легендарной ленинградской земле? Что совершил, если спустя столько лет о нём говорят с волнением, уважением, гордостью?

    Герой Советского Союза политрук Алексей Николаевич Годовиков родился 19 января 1914 года в г. Москве. Русский. После окончания 7 класса учился в школе ФЗУ авиазавода №1 имени «АВИАХИМа» и одновременно в планерной школе завода, которую окончил в 1932 г. В 1931 г. вступил в ВЛКСМ.

    В 1933-1936 гг. работал слесарем на авиазаводе №22. С января по ноябрь 1936 г. был инструктором-планеристом аэроклуба при заводе №22.

    Двадцать пятого ноября 1936 г. призван в Красную Армию. Служил в 1-й отдельной мотострелковой дивизии особого назначения НКВД. Старшина. Командир танка.

    После гибели своего отца Николая Николаевича Годовикова, бортмеханика самолёта Н-209, совершавшего под командованием Героя Советского Союза С.А. Леваневского перелёт из Москвы через Северный полюс в США, подал рапорт и в ноябре 1937 г. был зачислен в Качинскую Краснознамённую авиационную школу пилотов. В сентябре 1938 г. принят кандидатом в члены ВКП(б).

    В 1939 г. окончил Качинскую авиашколу с присвоением звания лейтенанта (Приказ НКО №0940 от 22.02.1939 г.). Получив назначение в Московский военный округ, служил в 16 истребительном авиационном полку (иап) мл. лётчиком, затем помощником комиссара эскадрильи пo комсомольской работе. Приказом НКО №03911/п/1 от 04.11.39 г. присвоено звание политрука.

    Принимал участие в войне с белофиннами в составе 148 иап с 27.02 по 13.03.1940 г. С апреля 1940 г. – в Прибалтийском особом военном округе, 148 иап: помощник комиссара эскадрильи по комсомольской работе, командир звена, штурман эскадрильи.

    В Великой Отечественной войне в боях с 22.06.41 г. (г. Лиепая, Северо-Западный фронт). Член ВКП(б) с июля 1941 г. С августа 1941 г. военный комиссар 1-й эскадрильи 283 иап.

    С 03.09 по 13.11.1941 г. полк входил в состав 3 резервной авиагруппы 13 Воздушной армии Ленинградского фронта.

    Третьего октября 1941 г. политрук Годовиков сбил лично немецкий истребитель «Мессершмитт-109». Двенадцатого октября 1941 г. представлен к награждению орденом Красной Звезды.

    Двадцать девятого декабря 1941 г. политрук Годовиков сбил первый немецкий самолёт «Юнкерс-88» в пределах ЧВДР ПВО. Шестнадцатого января 1942 г. представлен к награждению орденом «Красное Знамя».

    Седьмого февраля 1942 г. в воздушном бою в районе ст. Заборье Бокситогорского района Ленинградской области таранил на высоте свыше 7000 метров немецкий самолёт-разведчик «Юнкерс-88». Самолёт противника был сбит, политрук Годовиков погиб. Похоронен в г. Череповце.

    Всего Годовиков лично сбил 3 вражеских самолёта и 2 – в группе.

    Указом Президиума Верховного Совета СССР от 04.03.42 г. присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).

    Приказом Военного Совета Ленинградского фронта от 1 апреля 1942 года №0732/н награждён орденом «Красная Звезда».

    Последний день

    Седьмого февраля 1942 года, получив сигнал к боевому вылету, Годовиков поднял свой краснозвёздный Миг-3 с полевого аэродрома у деревни Володино и, стремительно набирая высоту, повёл его навстречу врагу. Стрелка высотомера перешла отметку 7 тысяч метров. Обнаружив фашистского разведчика, Алексей, выжимая всю мощь мотора, настигнув «юнкерса», стал атаковать его. Огонь открывал с близкой дистанции, в упор по плоскости и моторам бомбардировщика. Экипаж «юнкерса», маневрируя курсом и высотой, ведя огонь, пытался уйти от истребителя. Короткая и точная очередь по кабине вражеского стрелка, и его пулемёт замолк. Ещё одна очередь, и огненная трасса вонзается в мотор. От него потянулась тонкая струйка дыма.

    Но «юнкерс» со снижением продолжал идти к линии фронта. «Тянет к своим. Нужно добить», – решил политрук и, настигнув врага, нажал на гашетку. Пулемёты молчали: израсходованы боеприпасы. Упустить разведчика нельзя. Колебаний не было.

    – Боеприпасы кончились, иду на таран, – по радио доложил Годовиков на полковой командный пункт.

    Сделав боевой разворот, Алексей в дерзкой атаке своей машиной ударил по хвостовому оперению стервятника. Вражеский самолёт рухнул на землю. Но и самолёт Годовикова был повреждён, стал снижаться. Алексей, раненый, потерял сознание и уже не мог выпрыгнуть с парашютом. Так геройски погиб комиссар, бесстрашный советский лётчик-истребитель, до конца выполнивший свой воинский долг.

    В наиболее тяжёлый период стратегической обороны комиссар Годовиков был воплощением основного смысла политической работы того времени: «Стоять насмерть! Держаться, во что бы то ни стало. Жечь фашистские танки. Сбивать самолёты. Перемалывать живую силу врага. Заставлять гитлеровцев платить самую дорогую цену за каждый свой шаг. Стойко защищать советскую землю. Готовить будущее наступление, которое обратит вспять заклятого врага. Обороняясь, срывать планы вермахта, учиться его побеждать». И он побеждал!

    Пятого марта 1942 года в передовой статье «Славная воздушная вахта» газеты «Правда» говорилось: «Стаями воздушных разбойников Гитлер пытался деморализовать тыл Красной Армии, разрушить наши предприятия и оборонные объекты, спалить Москву и другие крупные города нашей страны.

    Не вышло! Зорка вахта, поставленная командованием Красной Армии вокруг наших городов, сокрушительны удары сталинских соколов-лётчиков, метки залпы советских зенитчиков, решительны и умелы действия пожарных команд, сплочено и организовано население».

    Размышляя о воздушном таране советских лётчиков в годы войны, дважды Герой Советского Союза, главный маршал авиации А.А. Новиков писал: «Воздушный таран – это не только молниеносный расчёт, исключительная храбрость и самообладание... Одна из наивысших форм проявления того самого морального фактора, присущего советскому человеку, которого не учёл, да и не мог учесть враг...».

    Алексею Годовикову только что исполнилось 28 лет. Он так и останется молодым в памяти народа навечно!

    Н. БЕЙШЕР,
    краевед, педагог школы №2.

  • распечатать
  • отправить другу

Ещё по теме:

  • Комментарии

    Имя
    E-mail
    Текст
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Отправить
    Сбросить